Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) в основной школе
В результате изучения предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия) » в основной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия) »:
• Развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;
Признание ценности:
• Традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;
• Уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия развития диалога культур и разрешения противоречий;
• Права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;
• Культуры каждого народа вне зависимости от численности места проживания;
• Культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
• Поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур, как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
Развитие умений:
• Соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятий (ысыах, обряды и т.д.);
• Самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутия) и гражданина России;
• Описывать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
• Ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметнымирезультатами изучения предмета (курса) «Культура народов Республик Саха (Якутия)» в основной школе являются:
• Умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
• Проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
• Развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия;
• Развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам, основываясь на принципах законности;
• Оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
• Умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
• Умение работать в парах, группе, коллективе;
• Умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами.
Предметнымирезультатами изучения предмета (курса) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основной школе являются:
• Умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
• Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
• Умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России;
• Выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;
• Овладение специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом и его использование;
• Развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:
v Абстрактное сравнение
v Анализ
v Синтез
v Классификация
v Обобщение
v Доказательство
• Умение реконструировать ценностные основания представителей «иной» культуры;
• Проведение ассоциативных связей с государственными символами РС (Я), РФ, символикой национальных и международных общественных организаций и умение их описывать;
• Развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: береза, поле – символ русского народа; алаас, сэргэ – символы якутского народа; олень, чум, северное сияние – символы малочисленных народов и т.д.;
• Развитие умений описывать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре;
• Понимание, представление видов искусства, как образно-символьных систем;
• Развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;
• Развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.
№ | часы | Тема уроков | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение. Понятие о культуре. | 5.09.15 | ||||
Российская Федерация как государство. Республика Саха (Якутия) в составе Российской Федерации. | 12.09.15 | ||||
Республика Саха (Я) как субъект Российской Федерации | 19.09.15 | ||||
Наш родной край | 26.09.15 | ||||
Народ как создатель и хранитель культуры | 3.10.15 | ||||
Человек как носитель и творец культуры. | 10.10.15 | ||||
Традиционный уклад жизни народов Якутии | 17.10.15 | ||||
Особенности традиционного образа жизни коренных малочисленных народов севера | 24.10.15 | ||||
Четвертная проверочная работа | 31.10.15 | ||||
Традиционные занятия коренных народов Республики Саха (Якутия) | 14.11.15 | ||||
Адаптация на северной земле пород домашнего скота. | 21.11.15 | ||||
Продукты животноводства, оленеводства | 28.11.15 | ||||
Земледелие, охота, рыболовство – традиционные занятия коренных народов якутии | 5.12.15 | ||||
Истоки культа природы | 12.12.15 | ||||
Национальный костюм коренных народов Республики Саха (Якутия) | 19.12.15 | ||||
Четвертная проверочная работа | 26.12.15 | ||||
Мужской национальный костюм | 16.02.16 | ||||
Женский национальный костюм | 23.01.16 | ||||
Традиционные занятия коренных народов и повседневная одежда. | 30.01.16 | ||||
Физическая культура коренных народов Якутии | 6.02.16 | ||||
Понятие духовной культуры | 13.02.16 | ||||
Семья, семейные традиции | 20.02.16 | ||||
Народная мудрость (традиционные знания) | 27.02.16 | ||||
Мифология разных народов | 5.03.16 | ||||
Четвертная проверочная работа | 12.03.16 | ||||
Народная медицина | 19.03.16 | ||||
Религия – часть культуры | 2.04.16 | ||||
Устное народное творчество коренных народов Республики Саха (Якутия) | 9.04.16 | ||||
Народная музыка и песни | 16.04.16 | ||||
Танцевальное искусство коренных народов Якутии | 23.04.16 | ||||
Национальные праздники | 30.04.16 | ||||
«Ысыах – якутский национально-ритуальный и церемониальный праздник» | 14.05.16 | ||||
Повторение | 21.05.16 | ||||
Итоговая четвертная работа | 27.05.16 |
Контроль освоения программы
Проверочная работа по КНРС(Я) для основной школы проводится в виде тестовых работ.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» -90 – 100 %;
«4» -78 – 89 %;
«3» -60 – 77 %;
«2»-менее 59 %
Задание по КНРС(Я).
Задание №1
1. Напиши названия месяцы на якутском языке, какие якутские месяцы знаешь?
2. Что такое кут-сюр?
3. Какой обряд проводят на традиционном празднике народа саха –ысыах?
4. Как называется на якутском языке – коновязь, какие еще ты знаешь виды коновязей?
5. Вера якутов.
6. Какие обереги ты знаешь?
7. Назови женские украшения.
8. Какими словами начинают горловое пение –тойук?
9. Какой город Якутии самый древний? Назови год основания.
10. Именем каких деятелей революционного движения в России, отбывавших ссылку в Якутии, названы улицы города Якутска?
11. Автор большой этнографической работы «Якуты», опубликованной в 1896 г. в Санкт-Петербурге
12. Автор стихотворения «Спор между умом и сердцем», один из основателей якутской литературы.
13. Кого якуты считают своими предками? Назови имена.
14. Длина реки Лена
15. Назови малые жанры якутского фольклора
16. Что такое алгыс?
17. В каком городе есть всемирный музей варгана?
18. Назови якутские музыкальные инструменты.
19. Якутский хороводный танец
Внеучебная деятельность (5-9 классы)
Четверти | Вид внеучебной деятельности | Сроки |
1 четверть | Выход на природу «Куьунну туом» | сентябрь |
2 четверть | «Байанай ыйын керсебут» Смотр фильма «Охота и рыбалка» Остуоруйа ыйа. | Ноябрь декабрь |
3 четверть | Танха ыйа. Встреча с интересными людьми Неделя якутского языка. | январь март |
4 четверть | Выход на природу. Встреча лета «Салама ыйааьына» | май |
Кодификатор
1) Овладение понятиями, помогающими описывать этническую идентичность
2) Сбор информации
3) Умение работать с различными источниками информации
4) Планировать проектную деятельность
5) Умение вести межкультурный диалог
6) Умение пользоваться картами, таблицами, схемами
7) Сравнивать и различать особенности традиционного образа жизни народов Якутии
8) Различать и узнавать традиционные занятия народов Якутии
9) Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед
10) Искать материалы
11) Сравнивать и систематизировать основные жанры устного народного творчества
№ | ФИО | |||||||||||