Сравнение норм морали и права
Общее
1. Самые универсальные нормы
2. Объект регулирования – общественные отношения
3. Выступают как мера свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость», базируются на принципах добра/зла, справедливости
5. Имеют сходную структуру
6. Носят гуманистический характер
7. возникают исторически
Различия
Нормы морали | Нормы права |
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании; выражаются в общественном мнении, не оформлены письменно | 1. Установлены государством, зафиксированы в юридических актах |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений, не носят обязательного характера | 2. Обязательны для исполнения |
3. За нарушение следует общественное порицание | 3. За нарушение следует государственное принуждение |
4. Регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству | 4. Регулируют отношения подконтрольные государству |
5. Имеют большой простор для толкования | 5. Чётки, конкретны, определённы |
Наука |2.8
1. Определение понятия «наука»
a. Социальный институт
b. Отрасль духовного производства
c. Система знаний
2. Черты науки
a. Универсальность
b. Безграничность
c. Социальная направленность
d. Системность
e. Специфические методы научного исследования
f. Достижение объективной истины
g. Наличие специального языка
h. Объективность
i. Доказательность
j. Наличие специального языка
k. Объективность
l. доказательность
3. Классификация наук
a. По предмету и методу познания
4. Науки о природе (естествознание)
5. Науки об обществе
a. Гуманитарные (философия)
b. Социальные (история, экономика, политология)
6. Науки о познании и мышлении (логика, диалектика)
7. Технические науки и математика
a. По возможности практического применения
8. Фундаментальные науки
9. Прикладные науки
10. Функции науки
a. Культурно-мировоззренческая (геометрическая система строения вселенной)
b. Познавательно-объяснительная (с помощью науки люди познают окружающий нас мир)
c. Прогностическая (прогноз погоды, землетрясения, наводнения)
d. Производственная (использование достижения науки в производстве)
e. Социальная
1. Без научных знаний невозможно провести в обществе не одной реформы( в эпоху перестройки Явлинским и Шаталиным была разработана программа «500 дней», направленная на стабилизацию экономики России и основанная на научных знаниях экономики)
2. Использование науки в решении глобальных проблем(создание современных очистительных сооружений на предприятии; использование новых видов топлива, не загрязняющих окр среду; использование энергии приливов и отливов)
3. Использование науки в управлении обществом ( сегодня каждый руководитель должен иметь образование менеджера, чтобы ознакомится с основами современного управления)
11. Этика науки
a. Общечеловеческие нормы и ценности (специфическим образом проявляются в науке: «не укради» - плагиат – нарушение авторского права)
b. Этические нормы, свойственные научным деятелям: бескорыстный поиск истины (Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже»)
c. Социальная ответственность учёного перед обществом ( расщепление атома, Нобель – динамит)
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
· Выделяют следующие черты науки: универсальность, безграничность, социальная направленность, системность, специфические методы научного исследования, достижение объективной истины.
Выделяют следующие функции науки: культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая, производственная, социальная