Римский реалистич. (римский натюрморт) (демонология
портрет) средневековья)
IV.Художественные ремесла – влияние греческого эллинизма (пышность форм, изящество линий).
1. Керамика – краснофигурные вазы.
2. Металлопластика (бронза, медь) – зеркала, украшенные гравировкой, цисты (большие цилиндрические сосуды, украшенные скульптурой и гравировкой).
2 – 1 века до н.э.
Гражданская война в римской державе; конфликт «города»(Рима) со всей Италией;
включение Этрурии в Римскую державу;
растворение самобытного этрусского мира в мире Римской империи.
Угадайка №4 «Античность. Искусство этрусков.»
1.Боковые ниши для саркофагов.
2.Большой цилиндрический сосуд, украшенный скульптурой и гравировкой.
3.Курган с высокой кольцеобразной стенкой из камня, тип фамильной гробницы.
4.Сосуд для хранения пепла, украшенный изображением человеческой головы.
5.Стиль изготовления керамических сосудов путем обжига без доступа воздуха.
6.Древние племена, населявшие северо-запад Аппенинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской.
7.Главное помещение античного храма (в греции – святилище, в Этрурии - ?).
8.Часть жилища Этрусков в виде закрытого внутреннего двора.
9.Маска-украшение из мрамора или терракоты, закрепленное по краям кровли.
10.Ярко раскрашенные скульптурные композиции на фронтоне здания.
11.Огнедышащее чудовище в виде льва, козы и змеи, художественный образ в мелкой пластике этрусков.
химера
аванкамеры
акротерии
циста
атриум
Этруски
тумулусы
антефикс
буккеро
целла
Тема 5 Античное искусство. (продолжение).
Искусство Древнего Рима
Древний Рим – «город на семи холмах» (754-753 г.г. до н.э.)
Периодизация истории Древнего Рима.
I. Древнейший период (8-6 в.до н.э.)
II. Ранняя Римская республика (6-3 в.в. до н.э.)
III. Аристократическая Римская республика (3–1 в.в. до н.э.)
IV. Римская империя (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.)
1. Расцвет Римских провинций (2-3 в.в. н.э.)
V. Период упадка империи (3-5 в.в н.э.)
Основные виды искусств: архитектура (инженерные поиски), реалистический скульптурный портрет, исторический рельеф.
Характерные черты искусства: реализм, повествовательность.
Искусство Древнего Рима – завершающий этап в развитии античной художественной культуры.
◘ Древнейший период (8-6 в.в. до н.э.)
Патриции плебеи
(знатные римляне) (низшие слои населения)
Влияние этрусской культуры.
I.Архитектура – основной вид искусства; простота форм, нестойкие материалы.
1. Храмы: подиум, портик, тройная целла.
2. Благоустройство города: осушение болот, водопровод, канализация.
II.Скульптура – мелкая пластика.
1. Терракотовые статуэтки.
2. Бронзовое литье (Капитолийская волчица, этрус. мастер Вулка)
III.Живопись – погребальные росписи. (почти не сохранились)
IV.Художественные ремесла – этрусские и греческие мастера и традиции.
1. Металлопластика (бронза)
2. Керамика (краснофигурные вазы, «буккеро»)
◘ Ранняя Римская республика (6-3 вв. до н.э.)
Бесконечные войны, захват Италии; борьба плебеев за свои права.
I.Архитектура – применение камня.
1. Храмы: этрусские традиции, но более прочные материаллы.
2. Благоустройство города: каменная городская стена, мощеные дороги (Аппиева дорога), виадуки (мосты), акведуки (сооружения из арочных пролетов и желобов, снабжающие город водой).
II.Скульптура – многочисленные статуи греческих мастеров (бронза – «статуи воинов из Риаче»), в период распада империи все переплавлены.
III.Живопись – погребальные росписи.
IV.Художественные ремёсла: металлопластика, керамика.
◘ Аристократическая Римская республика (3 - 1 вв. до н.э.)
Гражданские и захватнические войны, восстания рабов.
Новая аристократия : патриции + народные трибуны (представители плебеев).
I.Архитектура – расцвет зодчества.
1. Применение бетона (известь + песок) – прочность, быстрота, дешевизна; облицовка бетонных плит камнем и мрамором.
2. Храм – смысловой центр города (сила, грандиозность – римский характер).
a. Храм Геркулеса в Кори.
b. Храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи.
3. Создание арх.ансамблей («Священная зона» в Риме – храмовый ансамбль).
II.Скульптура ввоз в Рим памятников искусства из Греции (статуи,
III.Живопись картины, предметы прикл. иск-ва) и украшение ими
IV.Худ. ремесла площадей и домов римской знати; замедленное - развитие римского искусства.
◘ Период поздней республики (1 в.до н.э.)
Социальные потрясения, кризис рабовладельческого римского общества, приход к власти военных (создание триумвиратов – союзов военачальников).
1-ый триумвират: Красс, Помпей, Цезарь.
2-ой триумвират: Антоний, Лепид, Октавиан.
В искусстве – сложение римских традиций:
строгий стиль + изысканность.
(от римлян) (от греков)
I.Архитектура – монументальные сооружения, облицованные мрамором.
1. Храмы – ансамбли.
a) Святилище Фортуны-Примигении (восприятие во времени и пространстве).
2. Мемориальные сооружения.
a) Гробница Цецилии Метеллы (этрусский тумулус).
b) Гробница Еврисака.
3. Форумы (лат.) – рыночные площади; центры политической и культурной жизни городов (Forum Romanum – Римский Форум);
a) Базилика – торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.
b) Табуларий – государственный архив (применение различных архитектурных ордеров).
c) Термы – семейные и общественные бани.
4. Театры – подиум из арок, криволинейные очертания, деление на зал и сцену.
a) Римский театр (возведен при участии и.Помпея)
5. Жилые дома.
a) Атриумные дома (внутренний дворик с колоннадой и садом)
b) Виллы – городские и загшородные дома для богачей (сад, фонтан, гроты, водоемы, скульптура, настенная живопись).
c) Инсулы (лат. – остров) – жилые дома для бедноты, неск. этажей.
II. Скульптура.
1. Монумент. рельеф: парадно-декоративный и повествовательный. (эллинизм) (римские традиции)
a) Алтарь Домиция Агенобарба (мифология быт)
2. Портрет: реалистический психологический
(этруски) (эллинизм)
точный анализ лица, драматизм, передача оттенков
телесный и духовный психологического состояния
портреты патрициев женские портреты
лучшие образцы римского реалистического
портрета – синтез различных традиций (портрет Цезаря:
свобода от идеализации + внутренняя значительность)
3. Парные надгробные статуи (лиризм, утонченность).
III.Живопись –тесная связь с архитектурой; бурный расцвет.
Инкрустационный стиль, 1-ый
(роспись стены «под мрамор»)
Архитектурно-перспективный, 2-ой
(арх.формы – колонны, капители, беседки –
в перспективе, со светотенью+пейзаж+
фигурки людей; иллюзия пространства)
IV.Художественные ремесла.
1. Мозаика (цветные камни кубической формы)
2. Глиптика (геммы из полудрагоценных камней; см. эллинизм).
30-ый год до н.э. – победа в борьбе за власть Октавиана (Августа),
рождение Римской империи.
◘ Римская империя – 1в
Принципат – гос.строй, установленный и.Августом (вся власть у одного человека).
Борьба за власть; захват новых территорий.
В. до н.э. – 1 в. н.э.
В искусстве - поиски нового стиля, новых художественных средств, созвучных эпохе империи; обращение к греческой классике (торжественность + сдержанность форм).
I.Архитектура – расцвет зодчества; арка,свод,купол – основные архитектурные элементы.
1. Форум имп.Августа (симметрия, замкнутая композиция)
2. Алтарь Мира – скульптурные фризы (строгость, ясность); император и империя.
3. Триумфальные сооружения (арки, колонны) – в память исторических событий и побед; аттик – стенка над карнизом арки для рельефа, надписи.
a) Арка имп.Тита –монументальность, пластическое богатство; перспективные рельефы, композитная капитель (ионический+дорический ордер).
4. Театр Марцелла (многоярусная аркада).
5. «Золотой дом» Нерона – личные вкусы и капризы, пышная отделка (золото, перламутр, драгоценные камни).
6. Колизей (амфитеатр Флавиев) – громадный, массивный (эллипс 190*156м, h -48,5); цельность, композиционное единство, богатый декор (аркады, мрамор, статуи).
II.Скульптура – высокий профессионализм. Портрет (синтез различных традиций)
парадно- идеалистический реалистический психологический возвышенный (греч.классика) (этруски) (эллинизм)
(эллинизм)
официальный портрет верический портрет
(бюсты императора и знати) веризм (итал.) – правдивость,
- натурализм; реалистическое
направление в искусстве
а)Статуя и.Августа из Прима-Порта а) Портрет и.Нерона (манерность+жестокость)
б) Статуя и.Клавдия (идеал.торс, б) Портрет Цецилия Юкунда (самодовольный,
характерная голова) некрасивый до уродства)
III.Живопись – связь с архитектурой; традиции греческой классики и эллинизма.
Помпейский «канделябрный»стиль, 3-ий
(арх.детали+картина: миф, пейзаж, натюрморт)
Пространственно-динамический, 4-ый
(фантастич.арх.+картина; многофигурность, движение)
Возникает станковая живопись – портреты из Фаюма (энкаустика)
IV.Художественные ремесла – высокий художественный уровень; раскопки в городах Помпеи и Геркуланум
1. Металлопластика (посуда из драгоуенных металов).
2. Ювелирные украшения.
3. Мозаика (полы).
4. Стеклоделие.
5. Тткачество.
Век н.э.
Рост территории, подъем культуры усиление противоречий.
Значение Рима min
социальный и политический кризис
Значение провинций max
(Испания, Египет, Сирия)
В искустве: от бурного расцвета – к эклектике (греч.) – соединение разнородных взглядов, идей, течений;
в искусстве – соединение разнородных худож. направлений.
I.Архитектура.
1. Форум имп. Траяна, арх. Аполлодор из Дамаска (мрамор, гранит, бронза, статуи)
a) Колонна Траяна (h = 40м.) – повествовательно-исторический рельеф.
2. Акведуки в Испании (несколько ярусов).
3. Мост в Алькантаре (Исп.) – связь с ландшафтом (дл.=200м, h=45м)
4. Пантеон – храм всех богов; гигантские размеры (D=h=55м) + гармоничные пропорции + красота архит. форм; мрамор, бронза и статуи;
от внешнего облика здания к интерьеру
(греч. традиции) (римские традиции)
5. Вилла имп.Адриана в Тиволи (копии арх. памятников Греции и Египта).
6. Мавзолей Адриана (этрусский тумулус + римский храм).
II.Скульптура – разнообразие направлений в жанре портрета.
1. Стилизация под поздне-республиканский портрет (сухость, детальность + идеализация)
a) Статуя имп. Траяна (противоречивость: поза, жест, характер)
2. Обращение к классике, эллинизму; интерес к духовному миру личности.
a) Статуя Антиноя (идеализм + портретное сходство).
b) Портрет молодого мужчины (передача внутреннего состояния с помощью худож. приемов: различная обработка поверхности, игра светотени).
3. Акцент на внутреннюю одухотворенность; новый тип знатного римлянина (грубоватость философичность
энергия созерцательность).
a) Портрет имп. Марка Аврелия.
b) Портрет Сириянки (изысканность, нервность, грусть – настроение эпохи).
4. Манерность, бессодержательность (несоответствие нового худож. стиля и индивидуальности портретируемого).
a) Портрет имп. Коммода в виде Геркулеса.
2-3в.в. Римские провинции
Расцвет искусства провинций.
Западные провинции – Испания, Галлия, Германия и др. – сильно романизированы.
I.Архитектура – крупные сооружения, архитектурные комплексы.
II.Скульптура – монументальные надгробия, украшенные рельефом; изображение простых людей (солдаты, ремесленники, крестьяне) – выразительность, характер.
Восточные провинции – Греция, Сирия, Месопотамия – синтез римских, греческих и древневосточных традиций.
I.Архитектура – огромные размеры зданий, богатство форм, живописность решений.
1. Храмовый ансамбль в г.Баальбек.
2. Город Пальмира – грандиозный размах (колоннада дл. = 1135м., 375 колонн высотой 17метров).
II.Скульптура – надгробные портретные плиты с горельефом (обобщение, сухость)
Южные провинции - Северная Африка, Египет – эклектичное(неорганичное) смешение римских и египетских традиций.
I.Архитектура – эклектика.
1. Город Тимгад, заложенный и.Траяном (по плану римского военного лагеря).
II.Живопись – ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ (техника энкаустики – восковые краски по тонким деревянным дощечкам); свободная живописная манера,.
римские респуб. традиции + традиц. эллинизма + местные традиц.
(внешнее сходство) (характер) (анфас, большие глаза).
Империя времен упадка (3-5 вв. нашей эры)
3 век.
Кризис рабовладельческого строя; войны, влияние армейской верхушки; раздел империи на западную и восточную части.
I.Архитектура – сооружения крепостного типа, высокое инженерное искусство.
1. Оборонительная римская стена (дл. = 19 км)
2. Триумфальные арки имп. Септимия Севера, имп. Константина (обилие рельефов), аттик – прямоугольная плита над карнизом триумф. арки для надписи или рельефа.
3. Дворец-крепость и.Диоклетиана в г.Сплите.
4. Термы и.Караккаллы (1600чел.) и имп.Диоклетиана (3000 чел.)
II.Скульптура- разрушение канонов античного портрета.
1. Бюст и.Каракаллы (правдивость внешнего облика + отражение внутреннего мира).
2. Портрет Филиппа Аравитянина (грубая сила + одухотворенность, которой нет).
3. Портрет Максимина Фракийца (схематизм, условность, упрощение пластики).
4. Женские образы: от мягкости, лиризма, идеализации – к грубости, жестокости.
4 век.
Смена общественных формаций (рабовладельческая феодальная)
Христианство – как государственная религия (при императоре Константине); в основе – учение об Иисусе Христе, Божьем сыне; примирение с действительностью, покорность судьбе.
I.Архитектура – легкость форм, ощущение богатства, роскоши.
1. Катакомбы – тайные подземные кладбища христиан.
2. Храмы-базилики (акцент на интерьер);
Атрий
(двор с колоннадой и фонтаном)
Нартекс
(закрытое помещение, преддверие храма)
зал из нескольких нефов
(неф – узкое пространство между рядами колонн)
Апсида, алтарь
(ниша в стене) (жертвенный стол)
3. Мавзолеи – усыпальницы, построенные по принципу античного храма.
II.Скульптура.
1. Парадный портрет – огромные размеры, условность, схематизм.
а) Статуи и.Константина (h головы=2,5м) и и.Валентина (h=5м).
б) Парные статуи соправителей (тетрархов).
2. Христианская скульптура – античная пластика (четкая композиция, правильные пропорции)+черты условности.
а) «Добрый пастырь» - юноша-пастух как символ Христа.
б) Статуя Христа.
III.Живопись – римские дохристианские традиции (эскизность, смелость, легкость)+идея-символ (юноша-постух – символ Христа, виноградная лоза – христианство).
Единичные изображения-символы
Сюжет, усложненные образы
условность, одухотворенность.
IV.Декоративно-прикладное искусство: в целом – упадок, но…
1. Мозаика (арх.+жив.+д.п.и.) – синтез цветного камня и смальты (кусочков непрозрачного окрашенного стекла); лучистость, мерцание красок – растворение фигур и арх.деталей; впечатление ослепительного богатства.
476 год – свержение римского императора, падение империи.
Угадайка №1 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Государственный строй, установленный имп.Августом (вся власть у одного человека).
2. Низшие, бесправные слои населения в Древнем Риме.
3. В архитектуре Римской республики: жилища для бедноты.
4. Потомки знатных римских семей в Древнем Риме.
5. В архитектуре Римской республики: дома для богачей.
6. Спортивно-оздоровительные сооружения для семейного и общественного пользования.
7. Имя римского военачальника, приход к власти которого ознаменовался рождением Римс. империи.
8. В архитектуре Римской республики: торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.
9. Сооружения для снабжения города водой.
10. Рыночная площадь, центр политической и культурной жизни города.
11. Военачальник, при участии которого был построен первый римский театр.
форум
патриции
плебеи
виллы
инсулы
принципат
базилика
Помпей
термы
Цезарь
акведук
Угадайка №2 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Храм, посвященный всем богам, величайшее античное купольное сооружение.
2. Города-памятники древнеримского искусства периода расцвета империи, погибщие в катастрофе.
3. Капитель, состоящая из элементов др. ордеров.
4. Стенка над карнизом арки для рельефа или надписи.
5. Архитектурный памятник, в котором ярко проявились личные вкусы и капризы заказчика.
6. Реалистическое направление в рим. скульптурном портрете, правдивое, натуралистичное.
7. Самый большой амфитеатр Рима и всего антич. мира.
8. Излюбленный архитектурный элемент в зодчестве Древнего Рима в виде дугообразного пролёта между двумя опорами.
9. Соединение разнородных направлений в одном произведении искусства.
10. Внутреннее помещение в здании.
аттик
«Золотой дом»
Пантеон
Помпеи и Геркуланум
композитная
эклектика
веризм
арка
интерьер
акведук
Угадайка №3 «Античность. Искусство Древнего Рима.»
1. Тайные подземные кладища ранних христиан.
2. Император, провозгласивший христианство государственной религией в Риме.
3. Полукруглая ниша в восточной части христианского храма.
4. Живописная техника, в основе которой лежит работа восковыми красками по тонким деревянным дощечкам.
5. Римский император, прослывший «философом на троне».
6. В христианском храме: узкое пространство между рядами колонн.
7. В христианском храме: главное место в восточной части храма.
8. Религия, в основе которой лежит учение об Иисусе Христе, божьем сыне, проповедующем любовь к ближнему и смирение.
9. Техника, с помощью которой достигалось впечатление ослепительного богатства, особое мерцание и лучистость интерьера христианского храма.
христианство
Марк Аврелий
мозаика
Константин
катакомбы
неф
алтарь
апсида
энкаустика