Римский реалистич. (римский натюрморт) (демонология

портрет) средневековья)

IV.Художественные ремесла – влияние греческого эллинизма (пышность форм, изящество линий).

1. Керамика – краснофигурные вазы.

2. Металлопластика (бронза, медь) – зеркала, украшенные гравировкой, цисты (большие цилиндрические сосуды, украшенные скульптурой и гравировкой).

2 – 1 века до н.э.

Гражданская война в римской державе; конфликт «города»(Рима) со всей Италией;

включение Этрурии в Римскую державу;

растворение самобытного этрусского мира в мире Римской империи.

Угадайка №4 «Античность. Искусство этрусков.»

1.Боковые ниши для саркофагов.

2.Большой цилиндрический сосуд, украшенный скульптурой и гравировкой.

3.Курган с высокой кольцеобразной стенкой из камня, тип фамильной гробницы.

4.Сосуд для хранения пепла, украшенный изображением человеческой головы.

5.Стиль изготовления керамических сосудов путем обжига без доступа воздуха.

6.Древние племена, населявшие северо-запад Аппенинского полуострова и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской.

7.Главное помещение античного храма (в греции – святилище, в Этрурии - ?).

8.Часть жилища Этрусков в виде закрытого внутреннего двора.

9.Маска-украшение из мрамора или терракоты, закрепленное по краям кровли.

10.Ярко раскрашенные скульптурные композиции на фронтоне здания.

11.Огнедышащее чудовище в виде льва, козы и змеи, художественный образ в мелкой пластике этрусков.

химера

аванкамеры

акротерии

циста

атриум

Этруски

тумулусы

антефикс

буккеро

целла

Тема 5 Античное искусство. (продолжение).

Искусство Древнего Рима

Древний Рим – «город на семи холмах» (754-753 г.г. до н.э.)

Периодизация истории Древнего Рима.

I. Древнейший период (8-6 в.до н.э.)

II. Ранняя Римская республика (6-3 в.в. до н.э.)

III. Аристократическая Римская республика (3–1 в.в. до н.э.)

IV. Римская империя (1 в. до н.э. – 3 в. н.э.)

1. Расцвет Римских провинций (2-3 в.в. н.э.)

V. Период упадка империи (3-5 в.в н.э.)

Основные виды искусств: архитектура (инженерные поиски), реалистический скульптурный портрет, исторический рельеф.

Характерные черты искусства: реализм, повествовательность.

Искусство Древнего Рима – завершающий этап в развитии античной художественной культуры.

Древнейший период (8-6 в.в. до н.э.)

Патриции плебеи

(знатные римляне) (низшие слои населения)

Влияние этрусской культуры.

I.Архитектура – основной вид искусства; простота форм, нестойкие материалы.

1. Храмы: подиум, портик, тройная целла.

2. Благоустройство города: осушение болот, водопровод, канализация.

II.Скульптура – мелкая пластика.

1. Терракотовые статуэтки.

2. Бронзовое литье (Капитолийская волчица, этрус. мастер Вулка)

III.Живопись – погребальные росписи. (почти не сохранились)

IV.Художественные ремесла – этрусские и греческие мастера и традиции.

1. Металлопластика (бронза)

2. Керамика (краснофигурные вазы, «буккеро»)

Ранняя Римская республика (6-3 вв. до н.э.)

Бесконечные войны, захват Италии; борьба плебеев за свои права.

I.Архитектура – применение камня.

1. Храмы: этрусские традиции, но более прочные материаллы.

2. Благоустройство города: каменная городская стена, мощеные дороги (Аппиева дорога), виадуки (мосты), акведуки (сооружения из арочных пролетов и желобов, снабжающие город водой).

II.Скульптура – многочисленные статуи греческих мастеров (бронза – «статуи воинов из Риаче»), в период распада империи все переплавлены.

III.Живопись – погребальные росписи.

IV.Художественные ремёсла: металлопластика, керамика.

Аристократическая Римская республика (3 - 1 вв. до н.э.)

Гражданские и захватнические войны, восстания рабов.

Новая аристократия : патриции + народные трибуны (представители плебеев).

I.Архитектура – расцвет зодчества.

1. Применение бетона (известь + песок) – прочность, быстрота, дешевизна; облицовка бетонных плит камнем и мрамором.

2. Храм – смысловой центр города (сила, грандиозность – римский характер).

a. Храм Геркулеса в Кори.

b. Храм Сивиллы (или Весты) в Тиволи.

3. Создание арх.ансамблей («Священная зона» в Риме – храмовый ансамбль).

II.Скульптура ввоз в Рим памятников искусства из Греции (статуи,

III.Живопись картины, предметы прикл. иск-ва) и украшение ими

IV.Худ. ремесла площадей и домов римской знати; замедленное - развитие римского искусства.

Период поздней республики (1 в.до н.э.)

Социальные потрясения, кризис рабовладельческого римского общества, приход к власти военных (создание триумвиратов – союзов военачальников).

1-ый триумвират: Красс, Помпей, Цезарь.

2-ой триумвират: Антоний, Лепид, Октавиан.

В искусстве – сложение римских традиций:

строгий стиль + изысканность.

(от римлян) (от греков)

I.Архитектура – монументальные сооружения, облицованные мрамором.

1. Храмы – ансамбли.

a) Святилище Фортуны-Примигении (восприятие во времени и пространстве).

2. Мемориальные сооружения.

a) Гробница Цецилии Метеллы (этрусский тумулус).

b) Гробница Еврисака.

3. Форумы (лат.) – рыночные площади; центры политической и культурной жизни городов (Forum Romanum – Римский Форум);

a) Базилика – торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.

b) Табуларий – государственный архив (применение различных архитектурных ордеров).

c) Термы – семейные и общественные бани.

4. Театры – подиум из арок, криволинейные очертания, деление на зал и сцену.

a) Римский театр (возведен при участии и.Помпея)

5. Жилые дома.

a) Атриумные дома (внутренний дворик с колоннадой и садом)

b) Виллы – городские и загшородные дома для богачей (сад, фонтан, гроты, водоемы, скульптура, настенная живопись).

c) Инсулы (лат. – остров) – жилые дома для бедноты, неск. этажей.

II. Скульптура.

1. Монумент. рельеф: парадно-декоративный и повествовательный. (эллинизм) (римские традиции)

a) Алтарь Домиция Агенобарба (мифология быт)

2. Портрет: реалистический психологический

(этруски) (эллинизм)

точный анализ лица, драматизм, передача оттенков

телесный и духовный психологического состояния

портреты патрициев женские портреты

лучшие образцы римского реалистического

портрета – синтез различных традиций (портрет Цезаря:

свобода от идеализации + внутренняя значительность)

3. Парные надгробные статуи (лиризм, утонченность).

III.Живопись –тесная связь с архитектурой; бурный расцвет.

Инкрустационный стиль, 1-ый

(роспись стены «под мрамор»)

Архитектурно-перспективный, 2-ой

(арх.формы – колонны, капители, беседки –

в перспективе, со светотенью+пейзаж+

фигурки людей; иллюзия пространства)

IV.Художественные ремесла.

1. Мозаика (цветные камни кубической формы)

2. Глиптика (геммы из полудрагоценных камней; см. эллинизм).

30-ый год до н.э. – победа в борьбе за власть Октавиана (Августа),

рождение Римской империи.

Римская империя – 1в

Принципат – гос.строй, установленный и.Августом (вся власть у одного человека).

Борьба за власть; захват новых территорий.

В. до н.э. – 1 в. н.э.

В искусстве - поиски нового стиля, новых художественных средств, созвучных эпохе империи; обращение к греческой классике (торжественность + сдержанность форм).

I.Архитектура – расцвет зодчества; арка,свод,купол – основные архитектурные элементы.

1. Форум имп.Августа (симметрия, замкнутая композиция)

2. Алтарь Мира – скульптурные фризы (строгость, ясность); император и империя.

3. Триумфальные сооружения (арки, колонны) – в память исторических событий и побед; аттик – стенка над карнизом арки для рельефа, надписи.

a) Арка имп.Тита –монументальность, пластическое богатство; перспективные рельефы, композитная капитель (ионический+дорический ордер).

4. Театр Марцелла (многоярусная аркада).

5. «Золотой дом» Нерона – личные вкусы и капризы, пышная отделка (золото, перламутр, драгоценные камни).

6. Колизей (амфитеатр Флавиев) – громадный, массивный (эллипс 190*156м, h -48,5); цельность, композиционное единство, богатый декор (аркады, мрамор, статуи).

II.Скульптура – высокий профессионализм. Портрет (синтез различных традиций)

парадно- идеалистический реалистический психологический возвышенный (греч.классика) (этруски) (эллинизм)

(эллинизм)

официальный портрет верический портрет

(бюсты императора и знати) веризм (итал.) – правдивость,

- натурализм; реалистическое

направление в искусстве

а)Статуя и.Августа из Прима-Порта а) Портрет и.Нерона (манерность+жестокость)

б) Статуя и.Клавдия (идеал.торс, б) Портрет Цецилия Юкунда (самодовольный,

характерная голова) некрасивый до уродства)

III.Живопись – связь с архитектурой; традиции греческой классики и эллинизма.

Помпейский «канделябрный»стиль, 3-ий

(арх.детали+картина: миф, пейзаж, натюрморт)

Пространственно-динамический, 4-ый

(фантастич.арх.+картина; многофигурность, движение)

Возникает станковая живопись – портреты из Фаюма (энкаустика)

IV.Художественные ремесла – высокий художественный уровень; раскопки в городах Помпеи и Геркуланум

1. Металлопластика (посуда из драгоуенных металов).

2. Ювелирные украшения.

3. Мозаика (полы).

4. Стеклоделие.

5. Тткачество.

Век н.э.

Рост территории, подъем культуры усиление противоречий.

Значение Рима min

социальный и политический кризис

Значение провинций max

(Испания, Египет, Сирия)

В искустве: от бурного расцвета – к эклектике (греч.) – соединение разнородных взглядов, идей, течений;

в искусстве – соединение разнородных худож. направлений.

I.Архитектура.

1. Форум имп. Траяна, арх. Аполлодор из Дамаска (мрамор, гранит, бронза, статуи)

a) Колонна Траяна (h = 40м.) – повествовательно-исторический рельеф.

2. Акведуки в Испании (несколько ярусов).

3. Мост в Алькантаре (Исп.) – связь с ландшафтом (дл.=200м, h=45м)

4. Пантеон – храм всех богов; гигантские размеры (D=h=55м) + гармоничные пропорции + красота архит. форм; мрамор, бронза и статуи;

от внешнего облика здания к интерьеру

(греч. традиции) (римские традиции)

5. Вилла имп.Адриана в Тиволи (копии арх. памятников Греции и Египта).

6. Мавзолей Адриана (этрусский тумулус + римский храм).

II.Скульптура – разнообразие направлений в жанре портрета.

1. Стилизация под поздне-республиканский портрет (сухость, детальность + идеализация)

a) Статуя имп. Траяна (противоречивость: поза, жест, характер)

2. Обращение к классике, эллинизму; интерес к духовному миру личности.

a) Статуя Антиноя (идеализм + портретное сходство).

b) Портрет молодого мужчины (передача внутреннего состояния с помощью худож. приемов: различная обработка поверхности, игра светотени).

3. Акцент на внутреннюю одухотворенность; новый тип знатного римлянина (грубоватость философичность

энергия созерцательность).

a) Портрет имп. Марка Аврелия.

b) Портрет Сириянки (изысканность, нервность, грусть – настроение эпохи).

4. Манерность, бессодержательность (несоответствие нового худож. стиля и индивидуальности портретируемого).

a) Портрет имп. Коммода в виде Геркулеса.

2-3в.в. Римские провинции

Расцвет искусства провинций.

Западные провинции – Испания, Галлия, Германия и др. – сильно романизированы.

I.Архитектура – крупные сооружения, архитектурные комплексы.

II.Скульптура – монументальные надгробия, украшенные рельефом; изображение простых людей (солдаты, ремесленники, крестьяне) – выразительность, характер.

Восточные провинции – Греция, Сирия, Месопотамия – синтез римских, греческих и древневосточных традиций.

I.Архитектура – огромные размеры зданий, богатство форм, живописность решений.

1. Храмовый ансамбль в г.Баальбек.

2. Город Пальмира – грандиозный размах (колоннада дл. = 1135м., 375 колонн высотой 17метров).

II.Скульптура – надгробные портретные плиты с горельефом (обобщение, сухость)

Южные провинции - Северная Африка, Египет – эклектичное(неорганичное) смешение римских и египетских традиций.

I.Архитектура – эклектика.

1. Город Тимгад, заложенный и.Траяном (по плану римского военного лагеря).

II.Живопись – ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ (техника энкаустики – восковые краски по тонким деревянным дощечкам); свободная живописная манера,.

римские респуб. традиции + традиц. эллинизма + местные традиц.

(внешнее сходство) (характер) (анфас, большие глаза).

Империя времен упадка (3-5 вв. нашей эры)

3 век.

Кризис рабовладельческого строя; войны, влияние армейской верхушки; раздел империи на западную и восточную части.

I.Архитектура – сооружения крепостного типа, высокое инженерное искусство.

1. Оборонительная римская стена (дл. = 19 км)

2. Триумфальные арки имп. Септимия Севера, имп. Константина (обилие рельефов), аттик – прямоугольная плита над карнизом триумф. арки для надписи или рельефа.

3. Дворец-крепость и.Диоклетиана в г.Сплите.

4. Термы и.Караккаллы (1600чел.) и имп.Диоклетиана (3000 чел.)

II.Скульптура- разрушение канонов античного портрета.

1. Бюст и.Каракаллы (правдивость внешнего облика + отражение внутреннего мира).

2. Портрет Филиппа Аравитянина (грубая сила + одухотворенность, которой нет).

3. Портрет Максимина Фракийца (схематизм, условность, упрощение пластики).

4. Женские образы: от мягкости, лиризма, идеализации – к грубости, жестокости.

4 век.

Смена общественных формаций (рабовладельческая феодальная)

Христианство – как государственная религия (при императоре Константине); в основе – учение об Иисусе Христе, Божьем сыне; примирение с действительностью, покорность судьбе.

I.Архитектура – легкость форм, ощущение богатства, роскоши.

1. Катакомбы – тайные подземные кладбища христиан.

2. Храмы-базилики (акцент на интерьер);

Атрий

(двор с колоннадой и фонтаном)

Нартекс

(закрытое помещение, преддверие храма)

зал из нескольких нефов

(неф – узкое пространство между рядами колонн)

Апсида, алтарь

(ниша в стене) (жертвенный стол)

3. Мавзолеи – усыпальницы, построенные по принципу античного храма.

II.Скульптура.

1. Парадный портрет – огромные размеры, условность, схематизм.

а) Статуи и.Константина (h головы=2,5м) и и.Валентина (h=5м).

б) Парные статуи соправителей (тетрархов).

2. Христианская скульптура – античная пластика (четкая композиция, правильные пропорции)+черты условности.

а) «Добрый пастырь» - юноша-пастух как символ Христа.

б) Статуя Христа.

III.Живопись – римские дохристианские традиции (эскизность, смелость, легкость)+идея-символ (юноша-постух – символ Христа, виноградная лоза – христианство).

Единичные изображения-символы

Сюжет, усложненные образы

условность, одухотворенность.

IV.Декоративно-прикладное искусство: в целом – упадок, но…

1. Мозаика (арх.+жив.+д.п.и.) – синтез цветного камня и смальты (кусочков непрозрачного окрашенного стекла); лучистость, мерцание красок – растворение фигур и арх.деталей; впечатление ослепительного богатства.

476 год – свержение римского императора, падение империи.

Угадайка №1 «Античность. Искусство Древнего Рима.»

1. Государственный строй, установленный имп.Августом (вся власть у одного человека).

2. Низшие, бесправные слои населения в Древнем Риме.

3. В архитектуре Римской республики: жилища для бедноты.

4. Потомки знатных римских семей в Древнем Риме.

5. В архитектуре Римской республики: дома для богачей.

6. Спортивно-оздоровительные сооружения для семейного и общественного пользования.

7. Имя римского военачальника, приход к власти которого ознаменовался рождением Римс. империи.

8. В архитектуре Римской республики: торговый или судебный зал с большим внутренним пространством.

9. Сооружения для снабжения города водой.

10. Рыночная площадь, центр политической и культурной жизни города.

11. Военачальник, при участии которого был построен первый римский театр.

форум

патриции

плебеи

виллы

инсулы

принципат

базилика

Помпей

термы

Цезарь

акведук

Угадайка №2 «Античность. Искусство Древнего Рима.»

1. Храм, посвященный всем богам, величайшее античное купольное сооружение.

2. Города-памятники древнеримского искусства периода расцвета империи, погибщие в катастрофе.

3. Капитель, состоящая из элементов др. ордеров.

4. Стенка над карнизом арки для рельефа или надписи.

5. Архитектурный памятник, в котором ярко проявились личные вкусы и капризы заказчика.

6. Реалистическое направление в рим. скульптурном портрете, правдивое, натуралистичное.

7. Самый большой амфитеатр Рима и всего антич. мира.

8. Излюбленный архитектурный элемент в зодчестве Древнего Рима в виде дугообразного пролёта между двумя опорами.

9. Соединение разнородных направлений в одном произведении искусства.

10. Внутреннее помещение в здании.

аттик

«Золотой дом»

Пантеон

Помпеи и Геркуланум

композитная

эклектика

веризм

арка

интерьер

акведук

Угадайка №3 «Античность. Искусство Древнего Рима.»

1. Тайные подземные кладища ранних христиан.

2. Император, провозгласивший христианство государственной религией в Риме.

3. Полукруглая ниша в восточной части христианского храма.

4. Живописная техника, в основе которой лежит работа восковыми красками по тонким деревянным дощечкам.

5. Римский император, прослывший «философом на троне».

6. В христианском храме: узкое пространство между рядами колонн.

7. В христианском храме: главное место в восточной части храма.

8. Религия, в основе которой лежит учение об Иисусе Христе, божьем сыне, проповедующем любовь к ближнему и смирение.

9. Техника, с помощью которой достигалось впечатление ослепительного богатства, особое мерцание и лучистость интерьера христианского храма.

христианство

Марк Аврелий

мозаика

Константин

катакомбы

неф

алтарь

апсида

энкаустика

Наши рекомендации