Программно-методическое обеспечение
ПРОГРАММА КРУЖКА
«СКАЗКОТЕРАПИЯ»
Бушуева Людмила Вениаминовна,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ
Детский сад № 157
_____________ (Л. Н. Дьячкова)
«____»_______________20____
Содержание
1. Целевой раздел………………………………………………………………3
2.Содержательный раздел……………………………………………………..6
3.Организационный раздел …………………………………………………..7
4.Программно-методическое обеспечение…………………………………..15
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Художественная литература – средство всестороннего развития ребёнка.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось c раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»
Ознакомление с произведениями фольклора способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру.
Театрализованная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Знакомство с произведениями фольклора и обыгрывание их в ходе театрализованных игр помогают ребёнку развить интересы и способности, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Работа по данной программе строится по 5 направлениям:
1. Ознакомление с русским и зарубежным фольклором.
2. Ритмопластика.
3. Культура и техника речи.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Театрализованные игры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми 6-7 лет.
Срок реализации «Программы» - 1 год.
Цель:
Формировать художественно-эстетическое развитие личности дошкольника средствами русского и зарубежного фольклора и театрализованных игр.
Направления работы | Задачи |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Прививать чуткость к поэтическому слову. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении потешек, прибауток, песенок и др., в играх-драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию произведения). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами. |
Ритмопластика | Совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность. Использовать движения как одно из средств, способствующих более точному пониманию и воспроизведению детьми характера передаваемого образа. Совершенствовать умение передавать создаваемые образы с помощью мимики и жестов. Совершенствовать умение передавать образы с помощью выразительных пластичных движений. |
Культура и техника речи | Способствовать взаимодействию координации слуха и голоса. Формировать естественное звучание голоса. Воспроизводить текст осмысленно, в заданном ритме, проявляя собственное отношение к звучанию речи (ритмодикламация). Формировать понятие о красоте правильной речи (интонационная звучность, выразительность, красивый тембр). |
Развитие мелкой моторики | Способствовать согласованности движения и речи, эффективному умственному и физическому развитию. Создавать благоприятный эмоциональный фон. Способствовать умению концентрировать и распределять своё внимание. Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чётко говорить. |
Театрализованные игры | Развивать у детей творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Воспитывать любовь к театру. Использовать в театрализованных играх различные виды театра (пальчиковый, бибабо, перчаточный, кукольный т др.) Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, песенку, потешку для постановки. Готовить необходимые атрибуты и декорации для будущей постановки, распределять между собой обязанности и роли. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
· Направление «Ознакомление с русским и зарубежным фольклором» включает в себя ознакомление с произведениями фольклора (песенки, потешки, считалки, скороговорки, загадки, сказки и др.), предлагаемые примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2010) в разделе «Художественная литература».
· Направление «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретения ими ощущений гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
· «Культура и техника речи»: направление объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
· «Развитие мелкой моторики»: данное направление позволяет с помощью выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулировать развитие речи, создавать благоприятную атмосферу на занятии, развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
· «Театрализованные игры» включают в себя игры-драматизации и игры-спектакли на материале изученных произведений русского и зарубежного фольклора из направления № 1 «Ознакомление с русским и зарубежным фольклором» (песенки, потешки, считалки, скороговорки, прибаутки, загадки, сказки и др.).
Все составляющие программу направления включаются в структуру одного занятия, являясь его частью.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Курс программы состоит из 32 занятий. Занятия проводятся с октября по май месяц. В месяц проводится 4 занятия, в неделю - 1. Занятие входит в вариативную часть учебного плана и проводится в вечернее время, что не нарушает требований СаНПиН.
Тематическое планирование
ОКТЯБРЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение сказки «Айога» (нанайская нар. сказка в обр. Д. Нагишкина) | Чтение прибаутки «Братцы, братцы!» | Чтение небылицы «Богат Ермошка» | Чтение прибаутки «Федул, чего губы надул?..» |
Ритмопластика | Игра «Дождик» | Игра «Самолёты и бабочки» | Игра «Мокрые котята» | Игра по желанию детей |
Культура и техника речи | Упражнение на согласование речи с движением «Прогулка в лес» | Упражнение на согласование речи с движением Урожай» | Проговаривание чистоговорок громко-тихо с показом движений (СА, СЯ, ЗА, ЗЯ) | Проговаривание чистоговорок громко-тихо с показом движений (ЦА, ЦО, ЦУ…) |
Развитие мелкой моторики | Упражнение «Осенние листья» | Упражнение «Апельсин» | Упражнение «Лебеди» | Упражнение «Обновки» |
Театрализованные игры | Обыгрывание эпизодов из сказки «Айога» | Обыгрывание мимикой и жестами прибаутки «Братцы, братцы!» | Обыгрывание с использованием игрушек небылицы «Богат Ермошка» | Обыгрывание прибаутки «Федул, чего губы надул?..» |
НОЯБРЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение сказки «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева) | Чтение прибаутки «Ты пирог съел?» | Чтение англ. нар. песенки «Перчатки» (в пер. С. Маршака) | Чтение сказки «Волк и лиса» (в обр. И. Соколова-Микитова) |
Ритмопластика | Упражнение «Конь» | Ритмический этюд «Отхлопай ритм» | Упражнение «В зоопарке» | Упражнение «Мы приехали на Север» |
Культура и техника речи | Отработка чистоговорок на звуки С, З, Ц. | Проговаривание и отгадывание загадок по теме «Дикие животные наших лесов» | Работа над скороговорками на свистящие звуки | Проговаривание диалога волка и лисы из сказки «Волк и лиса», интонационно выражая характеры героев |
Развитие мелкой моторики | Упражнение «Свинки» | Упражнение «Зайка» | Упражнение «Сосчитай!» | Упражнение «Тюлень» |
Театрализованные игры | Обыгрывание эпизодов из сказки «Василиса Прекрасная» | Обыгрывание мимикой и жестами прибаутки «Ты пирог съел?» | Обыгрывание англ. нар песенки с использованием масок «Перчатки» | Обыгрывание потешек по желанию детей |
ДЕКАБРЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение былины «Добрыня и змей» (пересказ Н. Колпаковой) | Чтение песенки «Зима пришла» | Чтение сказки «Мороз, Солнце и Ветер» | Чтение прибаутки «Глупый Иван» |
Ритмопластика | Игра «Снег кружится» | Игра «Пролетала здесь сорока» | Игра «Снежная баба» | Игра «Новый год» |
Культура и техника речи | Проговаривание изученных песенок, потешек голосами разных животных | Проговаривание и отгадывание загадок на зимнюю тематику | Проговаривание песенок, потешек с различной интонацией | Проговаривание диалогов, используя различную интонацию, из сказки «Добрыня и змей» |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая игра «Снежок» | Пальчиковая игра «Кормушка» | Упражнение для пальчиков «Прогулка» | Пальчиковая игра «Ёлочка» |
Театрализованные игры | Обыгрывание эпизодов былины «Добрыня и змей» | Обыгрывание песенки «Зима пришла» | Обыгрывание эпизодов сказки «Мороз, Солнце и Ветер» | Обыгрывание прибаутки «Глупый Иван» |
ЯНВАРЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение и заучивание обрядовой песенки «Как пошла коляда…» | Чтение и заучивание обрядовой песенки «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» | Чтение и заучивание обрядовой песенки «Коляда! Ты подай пирога!» | Чтение и обсуждение сказки «Каждый своё получил» (эст. нар., в пер. М. Булатова) |
Ритмопластика | Упражнение «Цыплята» | Упражнение «Кто на картинке?» | Упражнение «В детском мире» | Упражнение «Змеи» |
Культура и техника речи | Игра на согласование речи с движениями «Снег, снежок» | Игра на согласование речи с движениями «Федора» | Игра на согласование речи с движениями «Мама пироги печёт» | Проговаривание чистоговорок на закрепление произношения шипящих звуков. |
Развитие мелкой моторики | Повторение пальчиковых игр по желанию детей | Упражнение для пальчиков «Помощники» | Пальчиковая игра «Машина каша» | Упражнение для пальчиков «Угадай-ка!» |
Театрализованные игры | Обыгрывание песенки «Как пошла коляда…» | Обыгрывание песенки «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» | Обыгрывание песенки «Коляда! Ты подай пирога!» | Работа над характерами героев сказки «Каждый своё получил» |
ФЕВРАЛЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение и заучивание прибаутки «Где кисель, тут и сел» | Чтение и обсуждение сказки «Голубая птица» (туркм. нар., в обр. А. Александровой и М. Туберовского) | Чтение и заучивание фр. нар. песенки «Что я видел» (в пер. Н. Гернет и Гиппиус) | Чтение и обсуждение сказки «Снегурочка» (рус. нар.) |
Ритмопластика | Игра «Поймай хлопок» | Упражнение «Воробьи замёрзли» | Игра «Снеговик» | Игра по выбору детей |
Культура и техника речи | Проговаривание прибаутки «Где кисель, тут и сел» голосами разной высоты | Речевая игра «Зима» | Заучивание чистоговорок на звук - Л | Речевая игра «Вьюга» |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая игра «Весёлый счёт» | Пальчиковая игра «Тренировка» | Пальчиковая игра «Вертолёт» | Пальчиковая игра «Алые цветы» |
Театрализованные игры | Обыгрывание прибаутки «Где кисель, тут и сел» | Работа над характерами героев сказки «Голубая птица» | Обыгрывание фр. нар. песенки «Что я видел» | Проговаривание слов главных героев сказки «Снегурочка», обыгрывание текста |
МАРТ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Беседа о масленице. Чтение, обсуждение обрядовой песенки «Масленица, масленица» | Рассказывание и обсуждение сказки «Семь Симеонов – семь работников» (рус. нар.) | Рассказывание небылицы «Вы послушайте, ребята!» Работа над смыслом небылицы | Повторение, проговаривание песенок и потешек |
Ритмопластика | Игра «Баба-Яга» | Упражнение «Сосулька» | Игра «Мокрые котята» | Игра по желанию детей |
Культура и техника речи | Игра «Больной зуб» | Работа над скороговорками: сказать радостно, грустно, удивлённо и т. д. | Игра «Колыбельная» | Упражнение на дыхание и артикуляцию «Насос» |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковое упражнение «Мама деток будит рано» | Пальчиковая игра «Рыба-меч» | Пальчиковая игра «Строим дом» | Пальчиковое упражнение «Транспорт» |
Театрализованные игры | Обыгрывание обрядовой песенки «Масленица, масленица» | Обыгрывание эпизодов из сказки «Семь Симеонов – семь работников» | Обыгрывание небылицы «Вы послушайте, ребята!» | Обыгрывание знакомых потешек |
АПРЕЛЬ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение и заучивание прибаутки «Сбил-сколотил – вот колесо!» | Чтение и обсуждение сказки «Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться» (в обр. К. Ушинского) | Чтение и проговаривание молд. нар. песенки «Улитка» | Повторение знакомых песенок и прибауток |
Ритмопластика | Упражнение на развитие воображения «Змея» | Игровое упражнение «Весна» | Упражнение на развитие воображения «Тяжёлый чемодан» | Упражнения по выбору детей |
Культура и техника речи | Повторение скороговорок разным темпом | Игра «Скажи тихо-громко» | Проговаривание скороговорок в игре «Телефон» | Упражнение «Птицы прилетели» |
Развитие мелкой моторики | Упражнение «Школьные принадлежности» | Пальчиковая игра «Планеты» | Пальчиковая игра «Капели» | Пальчиковая игра «Оса» |
Театрализованные игры | Обыгрывание прибаутки «Сбил-сколотил – вот колесо!» | Работа над характерами героев сказки «Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться» | Обыгрывание молд. нар. песенки «Улитка» | Игра «Превращение предметов» |
МАЙ
Направления работы/неделя | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Ознакомление с русским и зарубежным фольклором | Чтение и заучивание укр. нар. песенки «Ой, зачем ты, жаворонок…» | Чтение и обсуждение сказки «Беляночка и Розочка» (пер. с японского Н. Марковой) | Чтение и заучивание рус. нар. песенки «Идёт матушка весна» | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ |
Ритмопластика | Игра «Капельки» | Игра «Бабушка Маланья» | Игра «Самолёты и бабочки» | |
Культура и техника речи | Игра «Звук заблудился» | Повторение скороговорок в игре «Сломанный телефон» | Игровые упражнения на развитие дыхания | |
Развитие мелкой моторики | Пальчиковая игра «Дружный народ» | Упражнение «Алые цветы» | Пальчиковая игра «Солнце золотое» | |
Театрализованные игры | Обыгрывание укр. нар. песенки «Ой, зачем ты, жаворонок…» | Отгадывание загадок о героях сказки «Беляночка и Розочка», показ образов героев | Обыгрывание рус. нар. песенки «Идёт матушка весна» |
Программно-методическое обеспечение
1. Жукова Г. Е., Волошко М. Н. Программа «Музыкально-театральное образование дошкольников»
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010.
3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. М., 2004.
4. Чурилова Э. Г. Программа «Арт-фантазия».
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. М., 2008.
6. Щеткин А. В. Программа «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».