Методические рекомендации для преподавателя
Курс «Культура речи и этикет» изучается студентами очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, занимающимися по программе получения высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» (подготовка бакалавра). Предмет изучается студентами первого курса, не имеющими опыта обучения в высшем учебном заведении. В силу этого задачей преподавателя является не только доведение до аудитории теоретического материала на лекциях и закрепление его на семинарских занятиях, но и ознакомление студентов со спецификой обучения в вузе, оказание им помощи в адаптации в новых для них условиях.
Изучение дисциплины начинается с рассмотрения предмета и задач курса, определения основных понятий, таких, как «литературный язык и его норма», «диалект», «профессиональный язык», «стили литературного языка», «общегражданский этикет», «речевой этикет» и др. Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной далее программой.
Основными формами учебной работы являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (включающая в себя подготовку докладов и сообщений).
В ходелекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации к самостоятельной работе.
Семинарские занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий, направленных как на формирование навыков оптимального использования языковых средств в конкретной речевой ситуации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, так и на строгое соблюдение норм русского языка на разных языковых уровнях. Кроме этого, на занятиях формируются навыки публичного выступления, умение говорить выразительно, пользуясь «хорошим» русским языком, навыки ведения дискуссии, составления деловых документов. Важным моментом является предлагаемый на занятиях лингвистический анализ языка юридических текстов, призванный познакомить студентов со спецификой организации таких текстов и выработать навыки создания текстов юридической направленности. Все это является необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущих юристов.
В соответствии со спецификой изучаемого курса на семинарских занятиях часть времени отводится практикум по русскому языку, целью которого является освещение наиболее трудных вопросов русской орфографии и пунктуации (в целях эффективной работы над этими проблемами на занятиях студенты должны повторять изученный ранее в средней школе материал в процессе подготовки к каждому семинару).
Преподавание дисциплины предполагает активное использование учебных материалов, выполненных в электронном виде (иллюстративный материал, демонстрирующий тексты разных стилей, изобилующие ошибками содержательного, композиционного и лингвистического характера, и правленые варианты таких текстов; контрольные задания и под.; иллюстративный материал к разделу «Этикет»). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях Интернет-ресурсы (обращаться к справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких, как www.gramota.ru и www.gramma.ru). Кроме этого, в качестве форм промежуточного контроля знаний студентов могут использоваться тестовые задания, содержащиеся в сформированной преподавателями кафедры базе данных.
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выполнение практических заданий по русскому языку (и повторение ранее изученного материала по разделам «Орфография» и «Пунктуация»). Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.
Наконсультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.