Кочевники и земледельцы – два мира.
Матерiали курсу «Художня культура України», 10 кл.
Тема 1
Художня культура України найдавніших часів.
Мистецтво Трипільської та скіфо-сарматської культур, грецьких міст Північного Причорномор'я.
Художественная культура Украины древнейших времен. Искусство Трипольской и скифо-сарматской культур, греческих городов Северного Причерноморья.
Культура - емкое и многообразное понятие, охватывающее духовно-этические сферы бытия человека. Культура неразрывно связана со всеми видами деятельности человека. В широком смысле культура - все достижения в области искусства, науки, образования и религии.
Культуры разных эпох и народов объединяет:
- отражение исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и способностей человека. Культура охватывает не только сферы искусства, но и образ жизни, системы ценностей, традиций, верований.
- посредством творчества и искусства каждый народ стремится познать мир и запечатлеть свою систему представлений, духовных ценностей, эстетических идеалов.
- существуют вопросы, волнующие все поколения и цивилизации – «вечные» вопросы бытия, смысла жизни, морали, самоопределения.
Самобытность национальной культуры определяется:
- образом мира, каким его видит человек отдельной культуры.
- совокупностью художественных ценностей, созданных народом в определенную историческую эпоху – художественной картиной мира: .
- национальными особенностями: верованиями, обрядами, художественными ориентирами.
В историческом прошлом украинской культуры (в том числе и культуры нашего края) пересекались культуры множества этнических групп, кочевых и оседлых племен.
Мы рассмотрим следующие ветви древних племен, занимавших в прошлом территорию Украины, в частности – Приазовья, и породивших оригинальные явления в мировой истории и в истории нашей Родины:
Кочевники и земледельцы – два мира.
В данной схеме не случайно разделены на противоположные стороны культуры кочевых и оседлых племен. Кочевники и земледельцы – два мира с различным мировосприятием и мышлением.
· Известно, что письменность у кочевников появилась позднее, чем у оседлых народов. Почему?
Мышление кочевника образное, а сознание того, кто работает на земле, более тяготеет к знакам. Ритм жизни кочевых племен динамичен и непредсказуем.
Время летит для кочевника соразмерно жизненному пути, измеряется не минутами или часами, а количеством преодоленного пространства(например, в эпосе герой проходит «десять кругов лета журавлиного клина»).
Общение между различными кочевыми племенами осуществлялось посредством образных средств. Например, объявляя войну вождь племени направлял противнику наконечники стрел, а желая заключить мир – связку из волос боевых коней.
Предмет, выполнявший у земледельца практическую бытовую функцию, наделялся у кочевника образным содержанием, становился носителем информации. Сверхъестественной мощью наделялись изображения.
В образах, созданных оседлыми народами, преобладает статика, а кочевники творили мир постоянного движения, борьбы, схватки. Степной воин всегда, даже во время сна и приема пищи, готов принять бой и как никто другой умел ценить грацию, ловкость, быстроту, силу. Искусству оседлых племен свойственна глубина и внутренняя гармония, кочевых – воинственность и эмоциональное напряжение.
Культуры кочевых и оседлых племен на территории Украины и России существовали одновременно, взаимно обогащались, создавая уникальные художественные явления.
Трипольская культура
Свое название «Трипольская культура» получила в честь села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки неолитической культуры (сегодня село Триполье находится в составе Киевской области).
Культура медного века (4 – 3 тыс. до н.э.). Она существовала во времена, когда люди уже начали обрабатывать металлы. И первым таким металлом была медь. Поэтому это время называют медным веком. Наряду с медными орудиями трипольцы пользовались и каменными, роговыми, костяными.
Трипольские поселения (поселки) чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди. Трипольцы выращивали пшеницу, овес, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло.
Наивысшего уровня развития достигает трипольская керамика.
Керамика (греческое keramike - гончарное искусство, от keramos-глина. Использовалась в домашнем обиходе и в магических ритуалах. Европейскую славу трипольской керамике принесла рисованная орнаментация, и поэтому в западных областях Украины в археологических публикациях трипольскую культуру раньше называли культурой рисованной керамики.
Мотивы росписи трипольской керамики: спирали, восьмерки, валюты, меандр, стилизованные сложные композиции, изображающие женщину и быка, змея, лицо или глаза человека, солярные знаки.
Все элементы орнаментов были сакральными знаками, символизировали природные явления, стихии, божеств, от которых зависела жизнь людей.
Вторым проявлением трипольского искусства была пластика - скульптура - человеческие и животные глиняные фигурки. Эти произведения значительно отличаются от настоящих людей и животных. Но древние скульпторы и не стремились к их реальному сходству. Они создавали знаки, символы. Женские статуэтки символизировали прародительницу Великую богиню, покровительницу рода и земледелия. Вовнутрь статуэтки помещали зерно пшеницы. Аналогичный культ богини плодородия был распространен в неолитической эпохе в Египте, Западной Индии, Иране, Месопотамии, Малой Азии, Греции, Македонии. Через многие века, в начале 20 ст., подобные задания поставят перед собой профессиональные европейские художники.
Итак, скульптура и декоративно-прикладное искусство первых племен на территории современной Украины были ритуальными, магическими. Знаками, орнаментом, ритуальными статуэтками трипольцы рассказывали о своем понимании мира, а также удовлетворяли свою потребность в красоте.
Под влиянием трипольской культуры часть скифских кочевых племен осела на территории от Причерноморья до нижнего течения Днепра.
Киммерийская культура.
Киммерийская культура наиболее древняя. В "Истории" Геродота (V в. до н. э.) и других древних авторов сообщается о том, что киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов.
Киммерийцы –первый народ Северного Причерноморья, а также на территории между Тиром (Днестром) и Танаисом (Доном).
Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел.
Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды.
Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами с несложным геометрическим орнаментом.
Скифская культура.
Появление скифов в причерноморских и приазовских степях относится примерно к VII-VI векам до н. эры.
Скифами назывался не один какой-либо определенный народ, а ираноязычные кочевые племена северного Причерноморья и Приазовья. Территория Подонья-Приазовья являлась неотъемлемой и значительной частью древней Скифии. Берега Меотийского озера (как называли древние греки Азовское море) и реки Танаиса (Дона) прочно вошли в историю как места обитания скифов, различные данные о которых сообщают нам свыше трехсот одних только древнегреческих писателей.
Скифы образовали самобытную цивилизацию - Скифское царство со столицей государства Неаполь Скифский.
Античный миф о скифах.
· Как же выглядела Скифия в представлении Геродота и других древнегреческих писателей и историков?
Естественно, что жителям солнечной Греции, впервые проникавшим в северное Причерноморье и Приазовье, здешние места не могли не показаться крайне суровыми и негостеприимными по своей природе. Это нашло свое отражение еще в гомеровском эпосе:
«Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами.»
Скифы, - говорит Овидий, - «свирепые видом и голосом, обросшие волосами и бородой - настоящее и живое подобие Марса (бога войны)». Высшей доблестью у скифов считалось поражение врага насмерть. «У скифов, - свидетельствует Аристотель, - во время праздников не позволялось пить круговую чашу тому, кто еще не убил ни одного врага». Поговорка скифов гласила: «Наш добрый день выходит из колчана».
Эсхил в «Прикованном Прометее» воспевает «бестрепетные в боях и многолюдные племена скифов, обитающие на краю земли вокруг Меотийского озера».
Геродот указывает, что в отличие от аравитян, скифы притягивали тетиву лука не к груди, а к плечу. Овидий видел силу скифов «в стреле, в полном колчане и в быстром, не знающем устали коне».
Эллины создали свой вариант легенды о происхождении скифов.
Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, в пещере он нашёл некое существо смешанной природы — полудеву, полузмею.
Богиня со змеямиили огненное божество Табити - родоначальница скифов. Трое ее сыновей прошли испытание, назначенное Гераклом – натянуть его лук и опоясываться поясом с золотой чашей. Только младшему сыну Скифу удалось справиться с задачей, и он стал царем в новой стране.
Существуют и другие известные сказания:
Первым жителем ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями его были Зевс и дочь реки Борисфена. Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Быт и традиции.
Скифы Подоиья-Приазовья были искусными скотоводами и прежде всего – коневодами. Лошадьявлялась у скифов не только средством передвижения, но и источником питания (кумыс, или кобылье молоко) и, играя значительную роль б их повседневной жизни, рассматривалась ими, как жертвенное животное.
Одежда скифов достаточно хорошо известна по дошедшим до нас изображениям на многочисленных вазах, сосудах, бляшках и других предметах, найденных преимущественно в богатых скифских погребениях Обычная мужская одежда скифов-«кафтан», не доходивший до колен. Кафтан стягивался кожаным поясом. Носили мужчины также шаровары, которые засовывались в мягкие кожаные полусапожки и перевязывались у щиколотки ремнями
Типичным для скифов головным убором являлась остроконечная (видимо, войлочная или кожаная) шапка-башлык, имевшая широкое распространение у европейских и азиатских кочевников.
Скифы были воинственными племенами. Их военные дружины рекрутировались из числа свободных мужчин (не рабов). Каждый свободный мужчина мог быть у скифов воином. Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч. У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск. Основным оружием был лук особой, изобретенной скифами, конструкции.
Скифский воин был одновременно и мыслителем, и художником. Его мировоззрение можно охарактеризовать так: жизнь – это поле битвы. Пафосом битвы, покорения, активной борьбы проникнуто все скифское искусство.
Археологические свидетельства скифской культуры находят в грандиозных, т.н. «царских», курганах, достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием: короткие мечи-акинакис золотыми обкладками ножен, масса стрел с бронзовыми наконечниками, колчаны или гориты, обложенные золотыми пластинами, копья и дротики с железными наконечниками. В богатых могилах часто встречались медная, золотая и серебряная посуда, греческая расписная керамика и амфоры с вином, разнообразные украшения, часто тонкой ювелирной работы скифских и греческих мастеров.