Организационное поведение в международном бизнесе
До недавнего времени при ведении бизнеса в разных странах особенности ОП не принимались во внимание. По мере осознания того, что мир становится теснее в результате глобализации, возникло понимание, что ОП и управление человеческими ресурсами играют важную роль в международном бизнесе.
Одним из важных методов изучения ОП в разных культурах и объяснения обнаруженных различий является анализ параметров межкультурных различий. 1. Мультинациональная компания — многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, причем каждое из них относительно самостоятельно.
На организационную культуру мультинациональной компании оказывают влияние национальные, социальные, экономические, политические, юридические, этические особенности разных стран, которые необходимо учитывать в управлении организацией.
Факторы, влияющие на организационную культуру мультинациональной компании:
Социальные факторыхарактеризуют различный уровень развития человеческих ресурсов.
Юридические факторыотражают специфику правовых систем, прежде всего законов о занятости, нормах и методах ведения бизнеса.
Этические факторыхарактеризует различия в трудовой этике работников разных стран, отношение в организации к женщинам, другим группам, меньшинствам.
К политическим факторамотносятся нестабильность государственной власти, национальные движения, авторитарные режимы правления.
Экономические факторыопределяют темпы экономического развития страны, доходы на душу населения, темпы инфляции, покупательную способность.
Национальные факторыотражают национальную культуру страны и находят воплощение в языке, религии, истории, обычаях, традициях, общепринятых нормах поведения.
2. Национальная культура— совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, разделяемых большинством жителей страны.
Отношение людей к природе.В разных национальных культурах существуют разные подходы к природе. В ряде стран люди пытаются подчинить себе окружающую среду. Этот подход присущ большинству развитых стран. Другие народы, особенно в Азии, живут в гармонии с окружающей средой. В некоторых странах, в основном относящихся к третьему миру, доминирует подчиненное отношение к природе, и люди не предпринимают никаких мер, чтобы справиться с грозящими катастрофами. Отношение человека к природе находит отражение в стереотипах поведения и оценках происходящих событий.
Факторы национальной культуры, влияющие на организационную культуру мультинациональной компании:
Отношение ко времени.Представители различных культур по-разному относятся ко времени. Во многих странах люди склонны считать время ограниченным ресурсом. В отличие от этого представители восточных культур считают время неограниченным, бесконечным и неисчерпаемым. В организационной культуре мультинациональной компании отношение ко времени проявляется в различном поведении представителей разных культур, в таких характеристиках индивидуумов, как пунктуальность, умение распределять время, осведомленность, следование расписанию и соблюдению сроков, ориентация на будущее.
Индивидуализм или коллективизм.В некоторых странах, например в США, Великобритании, поощряется индивидуализм как одна из черт национальной культуры. В других, например, в Японии и Китае, важным считается коллективизм, ориентация на групповые ценности. Эти различия проявляются в критериях отбора персонала для работы в компании, в поведении сотрудников.
Отношение к формальностям. Вразных культурах по-разному относятся к соблюдению формальностей, связанных с церемониями, традициями, ритуалами, ведением бизнеса. Например, переходить к делу без соблюдения определенного ритуала знакомства и беседы на отвлеченные темы, для представителей восточной и латиноамериканской культур считается невежливым и непрофессиональным. Американцы, напротив, сразу переходят к делу. Различное отношение к формальностям порождает проблемы в деловых связях, проведении переговоров, организации приемов, встреч с представителями других культур.
Религия.Во многих культурах религия служит доминирующим фактором и способна оказывать существенное влияние на характер и содержание деловых связей, график работы, внешний вид и этические установки работников компании.
Язык. В ряде европейских и азиатских стран говорят на нескольких языках. Языки образуют барьеры и создают проблемы в деловом общении. Если в стране говорят на нескольких языках, то один из них обычно служит основой общения. Если общение в мультинациональной организации предполагает перевод с одного языка на другой, то это создает дополнительные трудности для понимания точного смысла сказанного.
Социальное и личное пространство.В некоторых национальных культурах поощряется использование социального пространства, в других отдается предпочтение личному пространству. Культуры Востока более ориентированы на социальное пространство. Например, в Японии менеджеры предпочитают находиться в одной большой комнате с подчиненными. На Ближнем Востоке зачастую на важных совещаниях присутствует очень много людей. Североамериканцы предпочитают личное пространство. Чем больше ограничен доступ к менеджеру в таких компаниях, тем выше его положение.