Объяснение нового учебного материала. 2.1.Разгадывание кроссворда.
2.1.Разгадывание кроссворда.
2.2.Показ репродукций.
2.3.Знакомство с понятием «композиция».
2.4.Правила построения композиции.
2.5.Практическое построение композиции.
2.6.Постановка практической задачи.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Инструктаж по охране труда и технике работы с красками.
3.2.Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1.Закрепление нового материала.
4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнее задание:предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У.Посмотрите, все ли готово к уроку.
Дежурные докладывают о наличии необходимых материалов У детей.
1.2. Связь с предыдущим материалом.
У. Тема нашего сегодняшнего урока дополняет предыдущую.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Разгадывание кроссворда (рис. 12а).
т | Ё | п | л | ы | Е | |||||||
К | л | р | и | Т | ||||||||
Р | Е | П | Р | д | У | к | ц | и | я | |||
4 М | А | С | Т | Е | Р | с | к | А | я |
Рис. 12а
У- Ребята, урок мы начнем с разгадывания кроссворда. Разга-1 Центральное слово, мы узнаем, кто будет главной героиней нашего урока.
I
1. Цвета в изобразительном искусстве разделяются на холод
ные и... (теплые).
2. Как называется слияние красок в картине? (Колорит.)
3. Воссоздание картины (рисунка, фотографии) типографским
способом. (Репродукция.)
4. Помещение, в котором работает художник. (Мастерская.)
У. Кто уже догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Д. О елке.
У. Сегодня мы будем не только говорить о ней. Мы расширим свои представления о композиции, формате, познакомимся с творениями известных художников.
2.2. Показ репродукций картин художников.
У. Ребята, посмотрите внимательно на правую сторону доски. Это репродукции картин известных художников. (Называет авторов и их работы.)
2.3. Знакомство с понятием «композиция».
У. Посмотрите, какие это величественные, но в то же время такие разные работы. Выразительность картины достигается тем, что художник умело размещает на полотне людей и окружающие их предметы, и зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского compositio и означает «сочинение», «составление».
—Композиция важна и в портрете, и в натюрморте, и в пейзаже.
—Обычно в картине существует некий центр, в котором про
исходит основное действие и где находятся ее главные герои.
—Мастерское владение композицией помогает художнику
сделать свои произведения полными движения и жизни. Работа
над ней начинается с замысла и выбора персонажей, предметов
и формата картины. Выбор формата зависит от содержания про
изведения, вкуса художника.
—При работе над картиной рисунок нужно делать соразмер
ным листу бумаги. Старайтесь, чтобы образу не было тесно, что
бы он не был очень маленьким и не упирался в край. Важно
гармонично заполнить пространство.
2.4. Правила построения композиции.
У. Давайте более внимательно рассмотрим картину Ж. Б. Шар-дена «Натюрморт с атрибутами искусства».
— Посмотрите, какая красивая композиция натюрморта! Из
менится ли она, если:
а) в натюрморте не будет книг справа?
б) если книги слева переставить в правую часть?
в) скульптуру переставить налево?
Значит, если поменять местами отдельные элементы на
тюрморта, то композиция его будто потеряет равновесие, правая
или левая часть будет «тяжелее». Нужно запомнить: ни один эле
мент композиции картины не может быть добавлен или снят без
потери для целого. Главное нужно размещать в центре листа,
выделять размером и яркой краской.
2.5. Практическое построение композиции.
У. Сейчас мы попробуем на практике доказать правдивость наших слов. (Работа с магнитными элементами по составлению композиции «Новогодняя елка».)
2.6. Постановка практической задачи.
У. Да, зимушка-зима пришла, и все вокруг стало сказочным. Она покрыла землю белым пушистым одеялом. Разукрасила дома, улицы, деревьям надела белые шапки. А еще привела с собой праздник — Новый год.
— Какой главный атрибут этого праздника?
Д. Елка.
У. Чем новогодняя елка отличается от ели?
Д. Новогодние елки украшают блестящими шарами, бусами, гирляндами, под них ставят Деда Мороза, Снегурочку и других сказочных персонажей. Этот праздник встречают в каждой семье, школе, на заводах и фабриках, в учреждениях, проводят концерты с пением песен, чтением стихов.
У. Ребята подготовили стихи о елочке.
Дети читают предварительно выученные четверостишия К. Чуковского, С. Соколова-Воюша и др.
Рис. 13 |
Затем учитель показывает последовательность рисования ели (рис. 13).