Вход в пирамиду обычно находился на северной ее грани. Через него мож­но было попасть в коридор, ведущий н погребальную камеру с саркофагом.

Под ним можно было видеть Полярную звезду. Египтяне верили, что именно туда от­правляются души умерших. Пирамиды строились, чтобы вечно сохранять му­мию фараона в пофебальной камере. Египтяне представляли фараона земным воплощением бога и верили, что и после смерти он способен вли­ять на их судьбы, поэтому стремились создать как можно лучшие условия для его зафобной жизни. Пирамида слу­жила не просто надфобным памятни­ком, а настоящим домом умершего фараона. В пофебальную камеру клали все необходимое для обычной жизни. Большинство предметов, сопровожда­ющих фараона в зафобный мир, изго­тавливались из золота. Неудивительно, что захоронения часто подвергались разграблению.

Скульптура.

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скуль­птура. В поминальных храмах и гроб­ницах статуи отличались портретным сходством.

У подножия пирамид охраняет по­кой мира мертвых офомный Сфинкс —каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. Его дли­на — 57 м, а высота — 20 м. Сфинкс всегда был символом тайны. Изобра­жение льва с головой человека — это полная противоположность всем дру­гим египетским божествам с челове­ческим телом и головой животного. Лицо Сфинкса напоминает портрет­ные черты Хефрена. Его загадочный взгляд устремлен в вечность.Над об­ликом исполина потрудились не толь­ко люди, но и время. Нос Сфинкса за многие тысячелетия не сохранился, но, несмотря на это, его образ могуч и величав. Он воплощает мудрость и божественность царской власти.

Историки считают, что первона­чальный облик Сфинкса был несколько иным: на нем был царский голов­ной убор со священной змеей и на­кладная борода, тоже символ высшей власти. Головной убор и борода были раскрашены синими и золотыми по­лосами, тело и лицо — выкрашены в кирпично-красный цвет. Возможно, Перед Сфинксом находилось малень­кое озеро.

Египетские статуи исполнялись со­гласно канону. Они представляли со­бой стоящие или сидящие фигуры. Для стоящей статуи были характерны сле­дующие черты: фигура стоит прямо, МЫШЦЫ напряжены, голова высоко Поднята, левая нога делает шаг впе­ред, руки опущены и прижаты к.телу, ЛИЦО не имеет индивидуальных черт. Такая скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие. Например, статуя вельможи Ранофера, который бесстрастно смотрит перед собой, вы­полнена по этому канону.

Сидящие статуи, обычно изобра-Жиншисся с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками, пост­роены но принципам симметрии и равновесия. Часто они полны внут­ренней) напряжения, подобно властно му фараону Хефрену (первая полови­на 3-го тыс. до н. э.), застывшему в гор­дом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Еще одним примером скульптуры такого типа является статуя писца Каи из гробницы в Саккаре (середина 3-го тыс. до н.э.), сидящего скрестив папируса на колени. Статуя изготовле­на из известняка и раскрашена, глаза инкрустированы. Спокойный, вдумчи­вый взгляд писца устремлен вперед и поверх зрителя.

Древние египтяне высекали иеро­глифы на каменных плитах храмов, рисовали их на стенах погребальных ка­мер или писали тонкой тростниковой палочкой на свитках папируса. Весь текст был черного цвета, а каждый но­вый абзац начинали красной краской (отсюда выражение «красная строка»).

Скульптура из дерева «Сельский ста­роста»поражает точностью портрет­ной характеристики. Она представляет сановника Каапера, известного также под именем Великий жрец. Его лицо исполнено спокойного достоинства. Глаза сделаны из кварца, веки — из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дере­ва. Название статуе в конце XIX в. дали крестьяне, которые нашли ее, увидев в ней сходство с их сельским старо­стой.

Группа из статуй принца Рахотепа и его жены Нофрет была обнаружена в гробнице Рахотепа в Медуме. Она со­хранилась исключительно хорошо. Ста­туи высечены из двух разных блоков известняка, но задуманы как единый ансамбль. В них передана тайна при­общения к вечности. Лаконичные об­разы человечны, полны обаяния, чи­стоты и просветленной ясности. Обе статуи — с инкрустированными гла­зами, обе раскрашены. По традиции тело Рахотепа окрашено в краснова­то-коричневый цвет, а Нофрет — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в корот­ком черном парике. На шее у нее раз­ноцветное ожерелье.

Скульптурная группа «Карлик Сенеб и его семья» из раскрашенного извест­няка была найдена в мастабе Сенеба в Скульптор блестяще изобразил кар­лика Сенеба — важного чиновника -с женой, обнимающей его правой ру­кой. Чтобы компенсировать несовер­шенство фигуры карлика, мастер ря­дом с ним на то место, где должны были бы быть ноги Сенеба, поставил двух детей. Таким образом, создается впечатление целостности композиции.

Рельефы и росписи.

Важную роль в искусстве Древнего Египта игралирель­ефы и росписи, выполненные на сте­нах гробниц и храмов. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загроб­ной жизни.

Система пропорций явилась основой канона. Она обеспечивала органич­ный синтез таких видов искусства, как архитектура, скульптура и живопись. Все элементы внутри одной компози­ции приводились в соответствие с этой Системой. Изображения фигуры человека также были пропорциональны, Каждая из частей тела имела опреде­ленный размер, который был зафикси­рован в специальной сетке. Социальные различия подчеркивались разным мас­штабом, главный по чину изображался большего размера.

Согласно канону при передаче про-СТрйнства на плоскости египетские ху-Дожники то, что находится дальше, Помещали выше.

Среди композиций, где иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами, отдельно отметим «Царицу Кавит за туалетом», хранящуюся I Египетском музее в Каире.

Из поколения в поколение учени­ки точно копировали образцы.

В Древнем Египте в основном были распространены плоские рельефы с углубленным контуром, тонкой и реалистичной моделировкой формы. Применялись три типа рельефа: слегка выпуклый, слегка углубленный и, Наконец, такой, где рельеф находится на одном уровне с фоном. Иногда эти типы обработки каменной плиты использовались в одной и той же Композиции. При боковом освещении Контуры сочно подчеркиваются тенями, В выпуклых рельефах тень ложится с противоположной стороны от источ­ники света, а в углубленных — наобо­рот. Таким образом, получается то и что изображения оживают. Это мастерство обработки камня оттачивалось столетиями.

Рельефы, как правило, раскрашивались, преобладали сочетания желтого и коричневого с голубым, синим и зеленым цветами, напоминающими о земле и безоблачном небе Египта. К сожалению, за последние тысячелетия большинство рельефов утратило свои цвета.

В Древнем Египте выполнялось много прекрасных изображений животных Животные считались священными, и: содержали при храмах, оказывая все возможные почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Например, в Ком-Омбо есгп храм, посвященный богу-крокодилу Собеку, где в саркофаге хранится еп мумия. Сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек и крокодилов. Вероятно, такое отношение к животным сформировало изысканное мастерство древнеегипетских художни­ков в анималистике. Фигурки священных животных отличались изяществом линий и форм, лаконичными контурами.

Среднее царство

В период Среднего царства в искус­стве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, однако возникли новые черты: возросло стремление к правдоподобию, снизился пафос мону­ментальности, больше появилось жан­ровых «вольностей» в трактовке сю­жета,.

Искусство этого вре­мени во многих отношениях стилисти­чески неоднородно. Столичной официальной канонической школе противопоставлялось искусство местных центров, где чаще проявлялась оригинальность, и художественных реше­ниях. Следуя канонам, повторяя их изо дня в день, художники невольно за­бывали о священной сущности изоб­ражаемого. Их виртуозно выполненные произведения выглядели официальны­ми и холодными.

Вместе с тем произведения искус­ства этого периода отличают узнавае­мость и разнообразие. Почти во всех видах искусства можно увидеть суще­ственно новые стилевые приемы, луч­шие из которых будут развиваться в эпоху Нового царства.

Египетская письменность оконча­тельно сложилась к началу эпохи Сред­него царства и была буквенно-слоговой. Тексты записывались с помощью 700 иероглифов. Так до нас дошли еги­петские мифы, гимны в честь богов, повести, поучения, сказки и стихи

Архитектура.В период Среднего цар­ства гробницы вельмож располагали не у подножия царских пирамид, а от­дельно. Пирамиды строили меньше и скромнее, чем в эпоху Древнего цар­ства. В культовом и мемориальном зод­честве особое значение приобретаеттип скальной гробницы, сменившей усы-пальницу-мастабу и монументальную пирамиду. При этом поминальные хра­мы становятся богаче и больше по раз­меру, возрастает роль колоннады. Часть помещений храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри (ок. 2060 — 2019 гг. до н.э.), в том числе главное святилище, была вырублена в скале, другие располага­лись на обширной террасе вокруг от­крытого двора. Весь ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кров­ле. Эти принципы нашли наиболее полное развитие в эпоху Новогоцар­ства в храме царицы Хатшепсут.

К числу новых стилевых черт зод­чества этого периода относится оформ­ление входа в храм в виде двух массив­ных пилонов. Расцвет строительства как храмового, так и жилого приходится на годы правления Аменемхета III. С его именем связывают и легендар­ный заупокойный храм «Лабиринт».

Скульптура.Расцвет скульптуры с официальной тематикой совпадает со временем правления Сенурсета III.

С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фа­раонов, предназначенные для всеоб­щего обозрения. Это потребовало пе­редачи не только портретных черт, но и возрастных изменений. Скульптуры Сенурсета IIIи Аменемхета IIIс круп­ными чертами лица выглядят сурово, почти скорбно, подчеркнуты резкие складки по сторонам рта, контрасты света и тени.

В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, в боль­шинстве своем связанная с погребаль­ным культом (ладья, принесение даров и др.). Статуэтки вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали. Создавались и многофигурные компо­зиции в круглой скульптуре.

Оригинальной находкой мастеров был тип кубической скульптуры, слов-ИО заключенной в каменный блок. Тело видящей фигуры напоминало по форму куб, голова — шар, при этом руки были симметрично положены на коЛеНИ и сцеплены или одна из них соГНутав локте, взгляд был устремлен в даль. Кубическая скульптура выгляде-Л1 очень цельно, монолитно, имела Минимум деталей. Она была распро-ОТранена в Среднем и Новом царстве И даже в более поздний период.

Росписи. Их композиции по-прежнему строились по ярусам-регистрам.Тематически они близки изображени­ям эпохи Древнего царства, но появ­лялись и новые сюжеты, в частности сцены привода пленников и эпизоды военных поединков. Росписи обретают большую самостоятельность по срав­нению с предыдущим периодом, они Меньше связаны с рельефом. Линии Контура утончаются, резкая обводка вменяется тонкой и мягкой прорисов-КОЙ. На первый план выходит живо­писная техника, богаче становится Красочная палитра, художники ис-Пользуют оттенки основных цветов, вмешивая их с белилами.

К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изоб­ражения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях(гробница Хнумхоте-1Ш в Бсни-Гасане, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотят-6Я сетью. Дикая кошка прячется в за­рослях папируса. Художник реалис-ТИЧНО воспроизвел оттенки шерсти Кошки, ее гибкий контур. Нарядная ВТим птиц укрывается в листве акации, иреди них — красавец удод. Мастера пе-редшш свое восхищение красотой ок­ружающего мира.

Наши рекомендации