Вход в пирамиду обычно находился на северной ее грани. Через него можно было попасть в коридор, ведущий н погребальную камеру с саркофагом.
Под ним можно было видеть Полярную звезду. Египтяне верили, что именно туда отправляются души умерших. Пирамиды строились, чтобы вечно сохранять мумию фараона в пофебальной камере. Египтяне представляли фараона земным воплощением бога и верили, что и после смерти он способен влиять на их судьбы, поэтому стремились создать как можно лучшие условия для его зафобной жизни. Пирамида служила не просто надфобным памятником, а настоящим домом умершего фараона. В пофебальную камеру клали все необходимое для обычной жизни. Большинство предметов, сопровождающих фараона в зафобный мир, изготавливались из золота. Неудивительно, что захоронения часто подвергались разграблению.
Скульптура.
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. В поминальных храмах и гробницах статуи отличались портретным сходством.
У подножия пирамид охраняет покой мира мертвых офомный Сфинкс —каменный лев с головой человека, высеченный из целой скалы. Его длина — 57 м, а высота — 20 м. Сфинкс всегда был символом тайны. Изображение льва с головой человека — это полная противоположность всем другим египетским божествам с человеческим телом и головой животного. Лицо Сфинкса напоминает портретные черты Хефрена. Его загадочный взгляд устремлен в вечность.Над обликом исполина потрудились не только люди, но и время. Нос Сфинкса за многие тысячелетия не сохранился, но, несмотря на это, его образ могуч и величав. Он воплощает мудрость и божественность царской власти.
Историки считают, что первоначальный облик Сфинкса был несколько иным: на нем был царский головной убор со священной змеей и накладная борода, тоже символ высшей власти. Головной убор и борода были раскрашены синими и золотыми полосами, тело и лицо — выкрашены в кирпично-красный цвет. Возможно, Перед Сфинксом находилось маленькое озеро.
Египетские статуи исполнялись согласно канону. Они представляли собой стоящие или сидящие фигуры. Для стоящей статуи были характерны следующие черты: фигура стоит прямо, МЫШЦЫ напряжены, голова высоко Поднята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены и прижаты к.телу, ЛИЦО не имеет индивидуальных черт. Такая скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие. Например, статуя вельможи Ранофера, который бесстрастно смотрит перед собой, выполнена по этому канону.
Сидящие статуи, обычно изобра-Жиншисся с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками, построены но принципам симметрии и равновесия. Часто они полны внутренней) напряжения, подобно властно му фараону Хефрену (первая половина 3-го тыс. до н. э.), застывшему в гордом величии под охраной сокола — Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.
Еще одним примером скульптуры такого типа является статуя писца Каи из гробницы в Саккаре (середина 3-го тыс. до н.э.), сидящего скрестив папируса на колени. Статуя изготовлена из известняка и раскрашена, глаза инкрустированы. Спокойный, вдумчивый взгляд писца устремлен вперед и поверх зрителя.
Древние египтяне высекали иероглифы на каменных плитах храмов, рисовали их на стенах погребальных камер или писали тонкой тростниковой палочкой на свитках папируса. Весь текст был черного цвета, а каждый новый абзац начинали красной краской (отсюда выражение «красная строка»).
Скульптура из дерева «Сельский староста»поражает точностью портретной характеристики. Она представляет сановника Каапера, известного также под именем Великий жрец. Его лицо исполнено спокойного достоинства. Глаза сделаны из кварца, веки — из меди. Статуя составлена из нескольких кусков раскрашенного фигового дерева. Название статуе в конце XIX в. дали крестьяне, которые нашли ее, увидев в ней сходство с их сельским старостой.
Группа из статуй принца Рахотепа и его жены Нофрет была обнаружена в гробнице Рахотепа в Медуме. Она сохранилась исключительно хорошо. Статуи высечены из двух разных блоков известняка, но задуманы как единый ансамбль. В них передана тайна приобщения к вечности. Лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Обе статуи — с инкрустированными глазами, обе раскрашены. По традиции тело Рахотепа окрашено в красновато-коричневый цвет, а Нофрет — в светло-желтый. Царевна изображена в белой облегающей одежде и в коротком черном парике. На шее у нее разноцветное ожерелье.
Скульптурная группа «Карлик Сенеб и его семья» из раскрашенного известняка была найдена в мастабе Сенеба в Скульптор блестяще изобразил карлика Сенеба — важного чиновника -с женой, обнимающей его правой рукой. Чтобы компенсировать несовершенство фигуры карлика, мастер рядом с ним на то место, где должны были бы быть ноги Сенеба, поставил двух детей. Таким образом, создается впечатление целостности композиции.
Рельефы и росписи.
Важную роль в искусстве Древнего Египта игралирельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни.
Система пропорций явилась основой канона. Она обеспечивала органичный синтез таких видов искусства, как архитектура, скульптура и живопись. Все элементы внутри одной композиции приводились в соответствие с этой Системой. Изображения фигуры человека также были пропорциональны, Каждая из частей тела имела определенный размер, который был зафиксирован в специальной сетке. Социальные различия подчеркивались разным масштабом, главный по чину изображался большего размера.
Согласно канону при передаче про-СТрйнства на плоскости египетские ху-Дожники то, что находится дальше, Помещали выше.
Среди композиций, где иероглифы изысканно и разнообразно сочетаются с фигурами, отдельно отметим «Царицу Кавит за туалетом», хранящуюся I Египетском музее в Каире.
Из поколения в поколение ученики точно копировали образцы.
В Древнем Египте в основном были распространены плоские рельефы с углубленным контуром, тонкой и реалистичной моделировкой формы. Применялись три типа рельефа: слегка выпуклый, слегка углубленный и, Наконец, такой, где рельеф находится на одном уровне с фоном. Иногда эти типы обработки каменной плиты использовались в одной и той же Композиции. При боковом освещении Контуры сочно подчеркиваются тенями, В выпуклых рельефах тень ложится с противоположной стороны от источники света, а в углубленных — наоборот. Таким образом, получается то и что изображения оживают. Это мастерство обработки камня оттачивалось столетиями.
Рельефы, как правило, раскрашивались, преобладали сочетания желтого и коричневого с голубым, синим и зеленым цветами, напоминающими о земле и безоблачном небе Египта. К сожалению, за последние тысячелетия большинство рельефов утратило свои цвета.
В Древнем Египте выполнялось много прекрасных изображений животных Животные считались священными, и: содержали при храмах, оказывая все возможные почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Например, в Ком-Омбо есгп храм, посвященный богу-крокодилу Собеку, где в саркофаге хранится еп мумия. Сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек и крокодилов. Вероятно, такое отношение к животным сформировало изысканное мастерство древнеегипетских художников в анималистике. Фигурки священных животных отличались изяществом линий и форм, лаконичными контурами.
Среднее царство
В период Среднего царства в искусстве по-прежнему соблюдали традиции Древнего царства, однако возникли новые черты: возросло стремление к правдоподобию, снизился пафос монументальности, больше появилось жанровых «вольностей» в трактовке сюжета,.
Искусство этого времени во многих отношениях стилистически неоднородно. Столичной официальной канонической школе противопоставлялось искусство местных центров, где чаще проявлялась оригинальность, и художественных решениях. Следуя канонам, повторяя их изо дня в день, художники невольно забывали о священной сущности изображаемого. Их виртуозно выполненные произведения выглядели официальными и холодными.
Вместе с тем произведения искусства этого периода отличают узнаваемость и разнообразие. Почти во всех видах искусства можно увидеть существенно новые стилевые приемы, лучшие из которых будут развиваться в эпоху Нового царства.
Египетская письменность окончательно сложилась к началу эпохи Среднего царства и была буквенно-слоговой. Тексты записывались с помощью 700 иероглифов. Так до нас дошли египетские мифы, гимны в честь богов, повести, поучения, сказки и стихи
Архитектура.В период Среднего царства гробницы вельмож располагали не у подножия царских пирамид, а отдельно. Пирамиды строили меньше и скромнее, чем в эпоху Древнего царства. В культовом и мемориальном зодчестве особое значение приобретаеттип скальной гробницы, сменившей усы-пальницу-мастабу и монументальную пирамиду. При этом поминальные храмы становятся богаче и больше по размеру, возрастает роль колоннады. Часть помещений храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри (ок. 2060 — 2019 гг. до н.э.), в том числе главное святилище, была вырублена в скале, другие располагались на обширной террасе вокруг открытого двора. Весь ансамбль венчала небольшая пирамида на плоской кровле. Эти принципы нашли наиболее полное развитие в эпоху Новогоцарства в храме царицы Хатшепсут.
К числу новых стилевых черт зодчества этого периода относится оформление входа в храм в виде двух массивных пилонов. Расцвет строительства как храмового, так и жилого приходится на годы правления Аменемхета III. С его именем связывают и легендарный заупокойный храм «Лабиринт».
Скульптура.Расцвет скульптуры с официальной тематикой совпадает со временем правления Сенурсета III.
С середины эпохи Среднего царства в храмах начали воздвигать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения. Это потребовало передачи не только портретных черт, но и возрастных изменений. Скульптуры Сенурсета IIIи Аменемхета IIIс крупными чертами лица выглядят сурово, почти скорбно, подчеркнуты резкие складки по сторонам рта, контрасты света и тени.
В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, в большинстве своем связанная с погребальным культом (ладья, принесение даров и др.). Статуэтки вырезали из дерева, покрывали грунтом и расписывали. Создавались и многофигурные композиции в круглой скульптуре.
Оригинальной находкой мастеров был тип кубической скульптуры, слов-ИО заключенной в каменный блок. Тело видящей фигуры напоминало по форму куб, голова — шар, при этом руки были симметрично положены на коЛеНИ и сцеплены или одна из них соГНутав локте, взгляд был устремлен в даль. Кубическая скульптура выгляде-Л1 очень цельно, монолитно, имела Минимум деталей. Она была распро-ОТранена в Среднем и Новом царстве И даже в более поздний период.
Росписи. Их композиции по-прежнему строились по ярусам-регистрам.Тематически они близки изображениям эпохи Древнего царства, но появлялись и новые сюжеты, в частности сцены привода пленников и эпизоды военных поединков. Росписи обретают большую самостоятельность по сравнению с предыдущим периодом, они Меньше связаны с рельефом. Линии Контура утончаются, резкая обводка вменяется тонкой и мягкой прорисов-КОЙ. На первый план выходит живописная техника, богаче становится Красочная палитра, художники ис-Пользуют оттенки основных цветов, вмешивая их с белилами.
К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях(гробница Хнумхоте-1Ш в Бсни-Гасане, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотят-6Я сетью. Дикая кошка прячется в зарослях папируса. Художник реалис-ТИЧНО воспроизвел оттенки шерсти Кошки, ее гибкий контур. Нарядная ВТим птиц укрывается в листве акации, иреди них — красавец удод. Мастера пе-редшш свое восхищение красотой окружающего мира.