Парма. Задуманный Антелами Баптистерий, в особенности его внутренняя структура, представляет собой один из первых примеров готического здания в Италии.
От города искусств к открытию мира.
Готика.
Расцвет городской культуры.
Разделы темы:
Готика.
Раннее Возрождение.
Высокое Возрождение.
Синоптическая таблица: Готика.
Бернардо ди Кьяравалле основывает на Севере Франции цистерцианское аббатствоКлерво.
1125: монах Теофил пишет «Schedula diversarum artium» – техническую энциклопедию средневекового искусства.
Под руководством аббата Сугерия в аббатстве Сен-Дени применяются архитектурные новшества, свидетельствующие а наступлении периода готики.
В Клостенбурге, недалеко от Вены, работает скульптор и ювелир из Лотарингии Никола Верден. В Ассизи родился Святой Франциск.
Доминик из Гусмана основывает Орден братьев-проповедников.
Фридрих П Гогенштауфен, король Сицилии и Германии, коронован императором.
Завершен собор в Дареме (Великобритания), положивший начало англо-саксонской готике.
В Витербоначато сооружение величественного папского дворца, одного из немногих произведений итальянской архитектуры, выполненной во французском стиле.
В Сицилийском королевстве на престол восходит династия Анжу.
1285: Арнольфо ди Камбио изготовляет дароносицу для церкви Сан Паоло фуори ле Мура под влиянием парижского «пламенеющего» стиля.
1306: Данте Алегьери начинает писать «Божественную комедию1309: папа Климент У переносит папскую резиденцию в Авиньон.
1311: Дуччоди Буонинсенья пишет «Маэста» для алтаря Сиенского собора
Жан Пюсель иллюстрирует Библию.
В Болонье работает своеобразный художник Витале дельи Экуи.
1335: Джотто пишет в Милане не сохранившуюся «Глорию»
Симоне Мартине умирает в Авиньоне.
Эпидемия чумы в Европе.
1100: Иль-де-Франс. Хор и обход церкви аббатства Сен-Дени с крестовыми сводами, завершенные в 1144году – новый пример готической архитектуры.
В 1145 году воздвигнут фасад Шартского собора с тремя порталами, скульптуры которых изваяны в соответствии со сложной иконографической задачей и представляют собой шедевр ранней готики.
Центральная Италия. Распространение в 12 веке живописных изображений распятого Христа в окружении апостола Иоанна, Богоматери и, иногда, сцен Страстей.
Англия. Своды собора в Линкольне, воздвигнутого в 1192 году, характеризуются ярко выраженными чертами английской готики.
Парма. Задуманный Антелами Баптистерий, в особенности его внутренняя структура, представляет собой один из первых примеров готического здания в Италии.
1200:Нижний Рейн. Страсбургский собор (12 - 14 века) – пример органичного взаимодействия архитектуры и скульптуры в готическую эпоху.
Италия. Базилика Сан Франческо в Ассизи (1228 –1253) – уникальный памятник итальянского искусства, где соединились местная романская традиция и французская готика и где работали величайшие живописцы 13 –14 веков.
1250: Италия. Никколо Пизано ( упом. 1215/1220 –1278/1284) – скульптор и архитектор. Испытывал влияние швабской культуры юга Италии, придал развитию итальянской скульптуры новое, одновременно готическое и классическое направление. Сиена, «Рождество», кафедра собора.
Чимабуэ (Ченни ди Пепо, 1272 –1302) – флорентийский художник. Под влиянием скульптуры Никколо и Джовани Пизано превзошел византийскую манеру, добившись большей пластичности. «Мадонна Святой Троицы», 1285 –1286, Флоренция, галерея Уффици.
1300: Италия. Джотто (1267 –1337) – флорентийский живописец и архитектор. Произвел переворот в западной живописи, приблизившись к реальности с помощью новых принципов организации пространства и формы. «Мадонна на троне», Флоренция, 1310, галерея Уффици.
Пиза. Своеобразный художник, порой отождествляемый с пизанцем Траини или с флорентийцем Буффальмакко, персонажем «Декамерона», создал фреску «Триумф смерти», 1336.
Сиена. Симоне Маттини (1284 –1344) – сиенский художник. Его изысканная живопись передает куртуазный дух эпохи и преобразует реальность в тонкие, лирические образы. Стиль Симоне положил начало развитию «интернациональной» готики. «Апофеоз Виргилия», фронтиспис «Комментарии к Вергилию», 1340 –1344.
1350: Флоренция. Джованни да Милано (Джованни ди Якопо ди Гуидо, 1346 –1369) – ломбардский художник. Вернул флорентийскую живопись в русло Джотто. «Пьетта», 1365.
Джусто де Менабуои (1330 –1390) – флорентийский художник, работавший в Ломбардии и Венето. Пересмотрел романский и византийский стили в свете нововведений Джотто. «Рай», 1375, Падуя, свод Баптистерия.
1400: Мастер Диптиха Уилтона «Ричард Ш перед Девой Марией» (1400, Лондон) – неизвестный художник, вероятно, французской школы. Применение золота и внимание к замысловатым деталям говорят о близости к миниатюре.
Франция. При дворе герцога Жана Беррийского (1340 –1416) работало множество миниатюристов, среди которых братья Поль и Жан Лимбур. «Малый часослов» герцога Беррийского, «Рождество».
К середине 12 века в Европе формируется новое художественное течение, распространяются новые стилистические принципы, новые эстетические формы, рожденные к жизни при создании соборов Северной Франции. Возникает готическое искусство, ставшее определяющим для целого долгого периода европейской культуры.
Развитие средневекового искусства и архитектуры, достигшее общеевропейского размаха, приводит к середине 12 века к возникновению новых формальных и концептуальных тенденций; они зародились при строительстве соборов на Севере Франции, распространились до южных берегов Средиземного моря и продержались до начала 16 века. Образное мышление и архитектурные традиции готики в эпоху гуманизма критиковали, обвиняя в явной неклассичности: «манеру, найденную готами» (Вазари), считали беспорядочной и варварской. Однако уже в эпоху барокко великие архитектор Борромини и Гуарини сумели разглядеть техническое совершенство и оригинальность форм. 19 век с его романтическим воображением по достоинству оценил готику, благодаря Раскину и Вьолле –де – Дюку. В наше время исследователи разработали новую методологию. Опирающуюся на стилистическую эволюцию или топографические особенности. Некоторые ученые (Панофски и Фон Симсон) выявили связь готики со схоластической философией и метафизикой света. Берущей начало в неоплатонизме; Дюбинастаивает на важной роли социального и религиозного контекстов.
В архитектуре новыми были роль геометрии и рисунка в проектировании, модернизация процесса строительства, его организации и технологии, сказавшемся в новом, продуктивном и экономичном, представлении о стройке как предприятии, где работа ведется одновременно на разных фронтах и где каждый имеет свое поле деятельности – техническое или декоративное. В результате задача архитектора включает в себя все больше интеллектуальных и организаторских моментов. Появляются имена зодчих: Пьер де Монтрей (1200 –1266), Петер Парлер (1330 –1399), Ульрих фон Эзинген. «Французская манера» (opus francigenum ) получает распространение и в период господства монархии Капетингов распространяется на значительную часть Европы. Монашеские ордена были заинтересованы в экономии времени и материалов, возможность которой давало готическое строительство. Графический прием масштабного рисунка стал основным способом отображения моделей и идей.
Готические соборы.
В 1194году был заложен Шартрский собор – образец готической архитектуры. Для него характерны вытянутый в длину объем, трехчастное вертикальное деление нефов (аркады, трифорий и окна), пересеченных коротким трансептом и завершающихся глубоким хором с обходом и венцом капелл. Наиболее важные структурные элементы:
1.вытянутые пучки колонн, над которыми располагаются стрельчатые арки, разделяющие нефы и образующие высокие крестовые своды; сила тяжести переносится на аркбутаны и контрфорсы, что позволяет увеличивать окна;
2. Фасад с двумя башнями и большой розой в центре;
3. Четко выверенные пропорции и размеры
4. Грандиозность и разнообразие на фоне городского строительства.
Соборы Туйона, Парижа. Санлиса и Буржа – 12 век. Соборы в амьене, Реймсе, Бове, парижская Сент- Шапель – 13 век.
Французская традиция дошла до Испании: соборы Саламанки, Бургоса, Леона. В Англии, от Кентерби до Вестминстера, черты готики сглаживаются. Меняется декоративное убранство, что в 14 веке приводит к формированию перпендикулярной готикиГлостера. На территории Германии французское влияние: трирская церковь Либфрауенкирхе и соборы в Страсбурге и Кельне (архитектор Петер Парлер).
Итальянская готика.
Ситуация в Италии к 12 веку характеризуется различными тенденциями:
1. Архитектурные традиции зависят от географического положения.
2. . Франко – бургундское влияние ( постройки цистерцианцев, францисканцев, доминиканцев.
3. .Романская традиция.
4. . Классическое наследие, играет большую роль в мировоззрении кругов, близких к Святому Престолу.
5. Деятельность Фридриха П, стремящегося создать империю швабов.
6. Расцвет других областей культуры.
Проблема стройной характеристики итальянского стиля архитектуры и его переход от романского стиля к Брунелески.
Нищенствующие ордена, к которым примыкает течение умилиатов (смиренных), требуют упрощения конструкций церквей и расширения пространственного объема. В результате свод независимо от формы сглаживают различия нефов, а несущие элементы (колонны) без всяких излишеств переходят в стрельчатые или полукруглые арки. Это придает архитектурному сооружению строгую геометричность и подчеркнутую рациональность. Стена больше не рассматривается как конструктивный элемент – ее покрывают абстрактные полихромные узоры или многофигурные композиции на исторические темы: росписи (комплекс в Ассизи) или скульптуры на фасаде (собор Сиены). Флорентийская Кампанила Джотто – необычайное достижение.
Часто нищенствующие ордена ориентировались на городские вкусы: церкви Санта Мария Новелла или Санта Кроче во Флоренции. Влияние французской готики: верхняя базилика в Ассизи, цековь Сан Франческо в Болонье.
Пересмотр французских нововведений преследовал декоративные цели (трифории, розы, шпили, зубцы) и наиболее отчетливо сказался в завершении пизанского Баптистерия и в прилегающем Кампосанто (кладбище). Дает о себе знать и влияние ювелирного искусства, как в фасадах Сиены и Орвьето, так и в «миниархитектурных» произведениях: кивориях, кафедрах и надгробных памятниках.
Характерная черта эпохи: архитекторы обладали разносторонними талантами, а как основу мастерства изучали рисунок: Джотто и Арнольфо ди Камбио (1245 –1302) во Флоренции, Джованни Пизано (1248 –1302) в Сиене, Джованнино де Грасси в Милане.
Город нуждался в площадях и дворцах, больницах и замках, поэтому он предоставлял все больше возможностей для творчества. Классические тенденции особенно сильны в Риме, что проявлялось в практике использования древних строительных материалов и античных пропорций. Кастель дель Монте, один из двухсот швабских замков на юге Италии, представляет пример цистерцианскойготики, принявшей классические формы замковой, придворной архитектуры, а использованный в нем восьмиугольник отсылает к соборным кафедрам и фонтанам на городских площадях.
В соборах Пизы, Сиены, Анконы есть элемент, также восходящий к классике, - купол над пересечением трансепта с центральным нефом.
Скульптура.
Возведение каждого большого собора было связано с развитием искусства ваяния: скульптура украшала порталы, шпили, фасады. Портал Шартрского собора (12) продемонстрировал подчиненность лепных фигур вертикальной динамике общего архитектурного решения. Сен-Дени и Нотр-Дам в Париже и собор в Шартре становятся прототипами композиции и иконографии: на их вратах средствами пластики создается сложный повествовательный и символический ряд, тематически связанный с Апокалипсисом.
Новый этап в развитии скульптуры – это возведение в 13 веке боковых порталов Шартрского собора, посвященные Пресвятой Деве скульптурные композиции на боковых фасадах парижского Нотр-Дам, пластика Амьенского и Реймского соборов (скульпторы Жан ле Луи и Жан д*Орбе).
Для Франции 14 века характерен жанр надгробных памятников с фигурами «gisants” (лежащих), чьи лица наделены потретными чертами, и “pleurants” (плакальщиков), образующих траурную процессию. Начало традиции положил Людовик Святой (13век), расцвет – надгробие Филиппа Ш (Пьер де Шелем и Жан д*Аррас, 1298 –1307). Творчество Андре Боневё (1330 –1412) поражает элегантной стройностью и возрастающей реалистичностью пластического искусства (занимался и миниатюрой). Это можно сказать и о Жане де Камбре ( умер 1438). Оба работали при дворе Жана Беррийского и Филиппа Бургундского. Клаус Слютер (1340 –1405) – самый яркий представитель бургундской школы (Картезианский монастырь в Шанмоле): реализм, торжественнсоть ритмов, динамичные пластические формы.
Италия: скульптура украшает кафедры, фотаны, фасады соборов, нагробные памятники - французская готика + экспрессия романской традиции + влияние классического наследия. Кафедры . выполненные Никколо Пизано (1215/20 –1278/84) для пизанского Баптистерия и собора Сиены, знаменуют переход от римской и романской “gravitas» (торжественности0 к более свободным формам,которые приобрели ярко выраженные французские черты в творчестве его сына Джованни: статуи фасада Сиенского собора и кафедры Пистойи и Пизы. Еще заметнее французское влияние в скульптурных украшениях фасада собора Орвьето (Лоренцо Маитани, 1275-1330).
Осуществленный Джотто радикальный переворот в живописи оказал влияние и на скульпторов: рельефы на вратах флорентийского Баптистерия и на колокольне собора Санта Мария дель Фьоре (Андреа Пизано, 1290 –1349).
Живопись.
Взаимодейтвие видов искусства принимало самые разнообразные формы.
Витраж. Воспользовавшись освобождением стены от структурных функций, он залил ее светом, цветом и сюжетным повествованием, что имело символическое и назидательное значение. Французская живописная традиция 13-14 веков обязана витражным мастерам Шартра, Буржа и Сент-Шапель.
В Италии развитие шло через циклы фресок, распятия и алтарные образы. /Дошло очень мало/.
В Испаниимонументальная живопись развивалась как элемент ретабло – большого заалтарного образа с расписными створками и скульптурными украшениями. Жанр достиг на Иберийском полуострове художественного совершенства и стал определяющим в архитектурном решении.
Общее для всех регионов – развитие миниатюры Иллюстрированная книга отражает, как велики были значение рисунка и стремление к декоративности в эпозу заката европейской готики и как помтепенно на первый план выдвигалась реалистическое осмысление и отображение действительности.
Главным в истории развития итальянской живописи в период 13 –14 веков стал произошедший в Умбрии и Тоскане (Ассизи, Флоренция, Сиена) коренной поворот, сделавший необратимым формирование нового художественного языка и новой образной системы (Тоже в литературе). В обоих случаях в различных районах преобладали разные тенденции: романская (Западная Европа), византийская (Адриатическое побережье), классическая (Рим + область). В живописи – Джотто, Чимабуэ и великие сиенские мастера. В скульптуре: семья Пизано (церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе: вибрирующие эффекты и повествовательная насыщенность в сочетании с живописными ландшафтами и экспрессивными архитектурными формами, свобода композиционных и цветовых решений, немыслемых в западной живописи).
Другим важным явлением была римская традиция живописи 13 века: росписи Санкта Санкторум в Риме и творчество Пьетро Кавалини (11273 –1321) и Филиппо Рутузи (раб. 1310 –1330). Высокий уровень осмысления классического наследия соединены с возвышенным и конкретным видением действительности, что роднит с росписями церкви Сан Франческо в Ассизи. После поражения швабов в 1266 году Карл 1 правит югом Италии и способствует развитию культуры Неаполя, поддерживает связь с римской курией и тосканскими банкирами-гвельфами, сохраняет отношения с французским и провансальским дворами. Это обусловило подверженность искусства 13-14 веков разнообразным влияниям, на фоне которых проявили себя выдающиеся мастера.
Темы для докладов:
Творчество художников
Петро деи Черрони по прозвищу Каваллини. Джотто и сиенцы. Веспиньяно нель Муджелло – Джотто. Дуччо ди Буонинсенья. Амброджо Лоренцетти. Ченнино Ченнини и школа Джотто. Чимабуэ и Джотто. Другие итальянские школы.Симоне Мартини. Джованни да Милано. Альтикьеро. Томмазо да Модена. Витале да Болонья. Роберто Одеризи.
Города. Авиньон. Колонна Ангелов в Страсбурге и капители Миланского собора.
Гобелены.
Оригинальные тенденции.
Двор Карла 1У в Богемии.
Раннее Возрождение.
Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам и разрыв со средневековой традицией. Во фламандских городах обновление предполагает усиление реалистической тенденции. На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.
Синоптическая таблица: Возрождение.
1401: умирает гениальный фламандский скульптор Клаус Слютер.
1404 Герцогом Бургундским становится Жан Бесстрашный из дома Валуа, унаследовавший от матери Фландрию.
3. Дополнительные темы для самостоятельной работы:
Художественные культуры Азии и Америки. Исламские страны выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие искусства стран Старого Света в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляет необычайный интерес. В Японии постепенно наступает золотой век, подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.
Искусство Азии. Темы для докладов и рефератов:
Искусство Ислама.
Архитектура Мамелюков в Каире.
Малые декоративные виды искусств. Металлы. Ковроделие. Керамика Изника.
Сирия и Египет.
Тимуриды.
Османское искусство.
Иран и исламская Индия.
Искусство миниатюры.
Средневековая неисламская Индия.
Средневековые индийские храмы.
Универсализм искусства палов.
Искусство Шри –Ланки.
Искусство Непала.
Искусство Бирмы и Тайланда.
Тибетская живопись на свитках.
Скульптура Сукотаи и Аютии.
Искусство Бали.
Китай эпох Юань, Мин, Цин.
Искусство каллиграфии в китае.
Китайские лаки.
Декоративные мотивы в прикладном искусстве Китая.
Корейское искусство эпохи Ли (1392 – 1910).
Корейская живопись эпохи Ли.
Искусство Японии Золотого века.
Гравюры быстротекущего мира
Художественные культуры Азии и Америки. Доколумбово искусство.
Уже на первой фазе колонизации Нового Света европейцы столкнулись с существованием там развитых цивилизаций, говорящих о высоком уровне культурного развития. Это проявлялось во всех областях художественного творчества от монументальной архитектуры до ювелирных изделий.
Темы для докладов и рефератов.
Искусство Мезоамерики.
Земля меж двух океанов.
Страна Эльдорадо.
Иконография Наска.
Синоптическая таблица: Художественные культуры Азии и Америки.
263: китайский математик Лиу Хой определил значение числа Пи= 3,14.
375 – в Индии империя Гуптов достигает наивысшего могущества.
550 – в Центральной Америке достигает развития цивилизация Майя.
622 – Мохамед переселяется из Мекки в Ятриб (Медина), что дает начало мусульманскому летоисчислению.
750 – техника изготовления бумаги распространяется из Китая в Индию.
980 – родился персидский философ и ученый Авиценна, написавший «Канон врачебной науки», энциклопедию медицины.
900 – начинается золотой век японской культуры.
969 – 973 – заложен город Каир –столица исламского халифата Фатимидов.
1000 – в Китае изобретено книгопечатание передвижным шрифтом.
1198 – умирает арабский философ и ученый Аверроэс, знаменитый своими комментариями к трудам Аристотеля.
1200 – инки обосновываются в Куско, а ацтеки – в Мексиканской долине.
1260 – в Китае вводятся в обиход бумажные деньги.
1365 – Тамерлан объявляет себя преемником Чингисхана и возрождает Монгольскую империю.
1392 – в Корее образуется государство Чосон, просуществовавшее до начала 20 века.
1440 – в период правления Монтесумы П ацтеки распространяют свое господство на всю территорию Центральной и Южной Мексики.
1492 – Христофор Колумб высаживается на Антильских островах.
1519 – испанец Эрнан Кортес завоевывает Мексику
1635 – японский сёгун Токугава Иэмицу начинает преследовать христиан и налагает запрет на внешнюю торговлю.
1658 – в Индии достигает наивысшего расцвета империя Великих Моголов.
1722 – афганцы завоевывают персидскую империю.
250 – 700: Перу. Расцвет культуры Наска (440 г. до н.э.- 550 год нашей эры). Подъем производства керамики с полихромными натуралистическими и зооморфными рисунками.
Центральная Америка. В древней империи Майя начинается эпоха городов – государств. В культовых комплексах строятся типичные ступенчатые пирамиды с ярко выраженным вертикализмом . Храм в Тикапе, 4 -7 века.
Мексика. Зарождается художественная культура Теотиуакана (1-7 вв), «обители богов»: строятся необыкновенные здания, украшенные скульптурами и настенными росписями. Неизвестный мастер пишет в комплексе Теплантитла «Рай Тлалока» – фреску, посвященную богу дождя.
700 –1000 : Индия. При династии Чолов (9 –13 века) достигает расцвета бронзовая скульптура, отличающаяся высоким техническим уровнем и элегантностью форм. Индийские храмы приобретают более сложную по сравнению с эпохой Гуптов структуру: вертикаль начинает преобладать над горизонталью благодаря появлению завершения в форме улея или пирамидальной конструкции с суживающимися кверху этажами. Большое значение приобретают скульптурные рельефы, связанные со сложными религиозно – философскими программами и помогающие верующим в их мистическом опыте.
Центральная Америка. На территории от Сальвадора и Гондураса на севере до Западного Никарагуа и Никои в 11 –14 веках наблюдается расцвет производства керамики: сосуды, украшенные зооморфными и священными фигурами. Синтезируют опыт живописи и пластики.
Шри – Ланка. В цейлонской художественной культуре ощущается влияние Индии. В эпоху Полоннарувы (8 –12 века) возводятся интересные храмы, среди которых выделяется храм в Ватадаге, круглый в плане и украшенный крупными изображениями, высеченными из камня.
1200: Таиланд. В 13-15 веках развивается искусство Аютии. В отличие от бронзовой скульптуры Сукотаи, где Будда всегда изображался идущим, здесь Будда сидит и касается земли правой рукой в соответствии с иконографией Маравиджайя. В архитектуре особый интерес представляют колоколовидные ступы, монастыри и отдельные башни – реликварии с криволинейным завершением.
Персия. Примерно в 13 веке развивается мосульская школа, знаменитая изысканными изделиями из металла с золотой и серебряной насечкой.
Китай. В 13 веке продолжается зародившаяся столетием раньше традиция изготовления предметов из дерева и бамбука, покрытых лаком, наносимым в неколько слоев. Каждый из которых должен долго сохнуть. Китайский живописец, рафинированный представитель первого поколения художников эпохи Юань Чжао Мэн –фу (1254 – 1322), вдохновляясь примером древних мастеров, пытается передать ритм жизни через образы природы.
1300: Магриб – Испания. Примерно в середине века получает распространение весьма однородная архитектура. Шедевр эпохи Маринидов ( 1231 –1492) Испания периода Насринов (1231 –1492) выделяется Альгамбра в Гранаде – редкий пример светской архитектуры, украшенный стуком, арабесками и мукарнами.
Китай. Ни Цзань (1301 –1374) – китайский живописец, последователь даосизма. Вместе с Хуан Гун – Ван, У Чжень и Ван Мэн составляют группу «Четырех великих пейзажистов» эпохи Юань, «ученых художников». Бывших одновременно поэтами и каллиграфами.
1400 : Корея. При династии Чосон (1392 –1910) зарождается национальный стиль в живописи. В известной степени находясь под влиянием китайской живописи, отличается от нее энергичным и ломаным рисунком.
Сирия – Египет. Настоящий расцвет культуры в эпоху мамелюков (1250 –1517). Строительство медресе, мечетей и дворцов, завершающихся «цветущими» куполами. Широко распространено использование мукарн. Производство изделий из металла с золотой и серебряной насечкой, выдувного стекла с эмалевыми росписями, а также ценных тканей.
1500: Малая Азия. Начиеая с 15 века быстро развивается производство керамики в Изнаке: особенно распространены изделия, декорированные красным сургучом («армянская глина»).
Персия. В эпоху Сефевидов (1502 –1736) продолжает развиваться ковроделие, процветавшее уже в 5 –4 веках до нашей эры. В Табризе при дворе шаха Тахмаспа (1524 –1576) высочайшего уровня достигает школа миниатюристов. Выделяется Султан Мухаммед (упоминается ок. 1510 – 1545), сочетавший в своем искусстве табризскую традицию с восточной.
Непал. Гимаайская скульптура, развивавшаяся под влиянием индийского искусства, представлена каменными и бронзовыми изделиями, связанными с буддизмом или индуизмом. В живописи выделяется школа меваров, представители которой работали в различных стилях. Помимо ступ здесь возводятся оригинальные индуистские храмы с многоглавым деревянным завершением.
1600 –1800: Япония. Кацусика Хокусай (1760 –1849) – японский гравер и живописец. Мастер стиля укиё-э. Каллиграфические изгибы его линии произведут большое впечатление на француза Тулуза – Лотрека / «Гора Фудзи в ясный день. Бриз».
Тибет. Распространяются живописные изображения на вертикальных свитках (танка) темперой по шелку, как правило на религиозно - философские темы / «Будда на погребальном костре».