Архитектура, скульптура. Декоративноприкладное искусство
В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. Открытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека (хранилище рукописей), зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная. Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными многоярусными крышами, стали характерной чертой японской архитектуры XVI—VII вв. Крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей. Замки постепенно обрастали целыми городами. Такие замки очень отличались от более ранних укреплений, горных замков на отдаленных горных вершинах. Сердцем замка была главная деревянная башня, возведенная на каменном основании. Вокруг этой башни с прилегающими к ней пристройками и внутренними двориками сооружали каменные стены, рыли защитные рвы. В главной башне обитал сам владелец замка и его ближайшее окружение, различалось несколько видов башен:
1) одиночные;
2) сдвоенные;
3) а иногда на одной платформе возвышались 3—4 башни разных размеров.
Каждый замок имел, как правило, несколько ворот. Для нужд обороны замка использовалась целая система рвов, траншей, каналов, прудов, водяных ворот и секретных водопроводов, снабжавших замок водой из подземных источников. В некоторых двориках могли быть разбиты традиционные сады. Строго продуманная композиция небольших по площади японских садов, миниатюрных моделей Вселенной настраивала на отдых и размышления хозяев в их уединении. Предметы быта в Японии играли роль ритуальных атрибутов. Мастера стремились придать им безупречный внешний вид. Например, многие чаши для чайной церемонии ценились необычайно высоко за «печать потусторонней
красоты», вмещение в себя целой Вселенной. Это же в полной мере относится и ко многим другим произведениям искусства:
1) фигуркам нэцкэ;
2) коробочкам инро;
3) лаковым изделиям;
4) изящным кимоно с коротким рукавом, с изысканным и прихотливым декором;
5) ширмам;
6) веерам;
7) фонарям;
8) традиционному японскому оружию.
ЛЕКЦИЯ № 7. Культура арабских стран
Особенности культуры арабских стран
География современного арабского мира удивительно разнообразна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудовская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преемником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания
занимают территории древней Сирии. Египет унаследовал простиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На северо-африканском побережье Средиземного моря, получившем у средневековых арабских географов наименование Магриб (араб. «запад»), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко. История и культура арабских стран также тесно связана с Ираном и Турцией. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись арабизации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.
Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII—XI вв.:
1) успешно развивались поэзия;
2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»; переводилось множество произведений античных авторов.
Арабы в этот период внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали своеобразные архитектурные памятники.
Религия. Ислам
Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») — самая молодая из мировых религий. В современном мире ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Это — монотеистическая религия, и почти во всех
странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Но ислам — не только религия. Это система взаимоотношений человека и общества, определяющая образ жизни мусульманина. Ислам возник в Аравии в VII в., и его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства
и иудаизма. В результате арабских завоеваний она распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Азии и Африки. Идеальная форма исламской государственности — эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом;
имам или мулла — главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть — религиозная и светская — принадлежит Богу и осуществляется
через халифа. Основные направления ислама:
1) суннизм;
2) шиизм;
3) ваххабизм.
Реформаторы 2й половины XIX — начало XX вв. (например, аль Афгани) понимали реформацию как очищение ислама от искажений и наслоений через возврат к ранней мусульманской общине. В ХХ в. во многом как реакция на влияние Запада в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).