Самое главное в системе египетских культов состоит в том, что для счаст­ливой жизни в загробном мире покой­нику нужно сохранить тело и душу.

Тело умершего мумифицировали - бальзамировали с помощью специаль­ных растворов, трав и мазей. Каждый древний египтянин после смерти под­вергался мумифицированию. Для человека бедного этот про­цесс мог длиться всего лишь несколь­ко дней, для фараона — больше меся­ца. При мумифицировании обязатель­но вынимали все внутренние органы, кроме сердца, и складывали их для хранения в предназначенные для это­го сосуды — канопы, затем тело за­шивали и пеленали полосами льняной ткани, пропитанной специальным со­ставом. Пеленание могли повторять несколько раз.

Мумию фараона помещали в сар­кофаг, на котором были начертаны его имя и заклинания, просящие сердце не свидетельствовать на суде Осириса против умершего.

Согласно культовым представлени­ям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» выступа­ла физическим двойником, воплоще­нием жизненной силы, «ба» была про­явлением сущности человека, «ах» — духом. «Ка» обозначалась иероглифом в виде поднятых рук.

Изображению «ка» в гробнице обычно придавали вид круглой скульптуры, выполненной по канону: стоящая фигура рассчитана на фронтальное восприятие, руки опу­щены, одна нога выдвинута вперед.

Скульптура должна была обладать пор­третным сходством с погребенным, чтобы душа («ба», обладающая способ­ностью отделяться от плоти умерше­го) могла вернуться в тело. С этой же целью на мумию надевали погребаль­ную маску, воспроизводившую черты лица умершего, чтобы «ба» точно опо­знала свой облик. Такие маски, как и портретные статуи фараонов, дали начало одному из важнейших дости­жений древнеегипетского искусства — портрету.

Своеобразие египетских портретной силой передают индивидуаль­ные черты. При этом выражение лица остается идеализированным, лишен­ным эмоций, потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Такими — спокойными и бесстрастными — были портреты в Древнем царстве. Позднее, в искусстве Среднего и особенно Но­вого царства, в портретах стали пере­давать не только индивидуальные чер­ты, но и характер.

Мало было сохранить тело и душу, надо было и обеспечить счастливую загробную жизнь. В погребальную ка­меру складывалось все необходимое и обычном быту: посуда, украшения, мебель, повозки и многое другое. Были даже слуги. Рядом с саркофагом поме­щали статуэтки ушебти (ответчиков) из дерева, камня, фаянса. Каждый дет, один из ответчиков должен был ра­ботать за хозяина. Богатые жители мог­ли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победнее, покупали их 360 — по чис­лу дней в году. Бедняки покупали од­ного-двух человечков-ушебти, но вме­сте с ними брали в загробный мир свиток папируса — список, где перечис­лялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям перечисленные в списке ушебти должны были ожить и работать на хозяина гак же усердно, как деревянные и глиня­ные фигурки.

Додинастический период

На заре египетской цивилизации и эпохи неолита и энеолита народ рас­селился в двух больших зонах с кои трастными характеристиками: Верхний (Южный) Египет, тянущийся узкой, не очень плодородной полосой вдоль Нила с юга на север на сотни кило пет, занимающий богатые плодород­ные земли в дельте Нила протяжен­ностью около 150 км.

Верхний и Нижний Египет посто­янно воевали между собой, и только царю Нармеру удалось победой над северянами объединить обе части в единое государство. Это событие отра­жено на одном из самых древних еги­петских рельефов — плите фараона Нармера (примерно 3-е тыс. до н.э.). Целью художника, создавшего этот рельеф, было рассказать о величии фа-раона. Пиктографические рисунки расположены рядами один над другим. На I и ценой стороне плиты изображение мжно расшифровать следующим образом: «Царь вывел 6 тысяч пленных 13 равнинной страны», а на обратной стороне — «Царь разрушает крепости, уничтожает врага».

Обратите внимание на прием передачи фигуры человека на плоскости: голова и ноги фараона повернуты, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур. Все эти чер­ты свидетельствуют о том, что сложи­лась система древнеегипетского ка­нона.

Каноны, которые были использо­ваны при создании плиты Нармера, еще многие столетия определяли нор­мы изображения не только в рельефе, но и в круглой скульптуре и живопи­си. Плита фараона Нармера — памят­ник мирового значения, признанный ключевым для понимания всего по­следующего художественного творче­ства Древнего Египта.

Объединение Египта было запечат­лено на многих древних папирусах, рельефах, скульптурах и росписях. Его символом стала «двойная корона» на головах богов и фараонов. Однако даже в более поздний период их иногда изображали с одной «белой короной» Севера или «красной короной» Юга. Кроме этого, на коронах часто при­сутствовали гриф — символ Верхнего Египта и кобра — символ Нижнего Египта.

Древнее царство

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3-го тыс. до н. э. после объеди­нения Северного и Южного царства. Фараон, ставший во главе страны, приобрел неограниченную власть. Он сочетал свои полномочия с саном вер­ховного жреца, объявив себя сыном солнца Ра.

Искусство Древнего царства — это египетская классика.

Ему характерны - применение отдель­но взятых приемом канона.

Канон — свод художественных правил, ко­торые способствуют выявлению характерных черт в изобразительном искусстве, присущих данной системе культуры. Торжественность, ритмичность и жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тес­но связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Боль­шое развитие получил скульптурный портрет.

Архитектура.

В результате длитель­ного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — камен­ная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешни­ми стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями.В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: про­сторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внут­ренние стены мастабы украшались рос­писями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами.

Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живо­писных и особенно рельефных ком­позициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к пе­редаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регист­рами с соблюдением пропорциональ­ной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре ма­стаба внутри украшалась также скуль­птурами. Мастаба образовывали своеобраз­ные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монумен­тальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы но сторонам света и имели правиль ную четырехгранную форму, символи­зирующую Вечность.

На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древ­него царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла со­бой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция вопло­щала идею лестницы в небо, помога­ющей взойти к богам.

Число известных пирамид превыша­ет 90, к сожалению, большинство из них полностью разрушены. Наиболее хорошо сохранились пирамиды в при­городе Каира на пустынном плато Гиза. Самая высокая из них — пирамида Хеопса, простоявшая уже 45 веков. Рядом — пирамида Хефрена, брата Хе­опса. Она на несколько метров ниже. Еще меньше пирамида Микерина, сына и наследника Хефрена.

Пирамиды — главная часть комплекса погребальных сооружений, включающего также ма­стаба придворных и родственников и невысокие заупокойные храмы, рас­положенные рядами-кварталами у под­ножия пирамид.

Почти 3 млн каменных кубов (мас­сой две и более тонн каждый) были доставлены на выбранное место и иде­ально уложены на высоту более 140 м (в период Нового царства высота пи­рамид значительно уменьшилась — са­мая маленькая пирамида составляла 44 м). Трудно понять, как эти гигантские сооружения могли быть созданы без сложной строительной техники. До настоящего времени ученые спорят о возможных способах строительства пирамид. Главная проблема заключа­лась в том, как сделать это в эпоху, когда не были еще известны ни желе-к), ни колесо, ни лебедка.

Наиболее достоверные гипотезы опираются на труды древнегреческо­го историка Геродота, описавшего сгроительство пирамид на основе со­хранившихся через века рассказов. У Геродота говорится о том, что пира­миду строили ступенями и затем обли­цовывали гладко отполированными плитами. Отделывались сначала верх­ние части пирамиды, затем располо­женные ниже и, наконец, основание. Сейчас облицовка сохранилась только на вершине пирамиды Хеопса.

В последнее время высказываются предположения о том, что при строи­тельстве пирамид использовали не це­лые каменные блоки, а затвердевшую каменную массу. Строили опалубку, и блоки отливали на месте. Многое в строительстве пирамид еще остается загадкой.

Наши рекомендации