Самое главное в системе египетских культов состоит в том, что для счастливой жизни в загробном мире покойнику нужно сохранить тело и душу.
Тело умершего мумифицировали - бальзамировали с помощью специальных растворов, трав и мазей. Каждый древний египтянин после смерти подвергался мумифицированию. Для человека бедного этот процесс мог длиться всего лишь несколько дней, для фараона — больше месяца. При мумифицировании обязательно вынимали все внутренние органы, кроме сердца, и складывали их для хранения в предназначенные для этого сосуды — канопы, затем тело зашивали и пеленали полосами льняной ткани, пропитанной специальным составом. Пеленание могли повторять несколько раз.
Мумию фараона помещали в саркофаг, на котором были начертаны его имя и заклинания, просящие сердце не свидетельствовать на суде Осириса против умершего.
Согласно культовым представлениям, человек был наделен несколькими душами, среди которых «ка» выступала физическим двойником, воплощением жизненной силы, «ба» была проявлением сущности человека, «ах» — духом. «Ка» обозначалась иероглифом в виде поднятых рук.
Изображению «ка» в гробнице обычно придавали вид круглой скульптуры, выполненной по канону: стоящая фигура рассчитана на фронтальное восприятие, руки опущены, одна нога выдвинута вперед.
Скульптура должна была обладать портретным сходством с погребенным, чтобы душа («ба», обладающая способностью отделяться от плоти умершего) могла вернуться в тело. С этой же целью на мумию надевали погребальную маску, воспроизводившую черты лица умершего, чтобы «ба» точно опознала свой облик. Такие маски, как и портретные статуи фараонов, дали начало одному из важнейших достижений древнеегипетского искусства — портрету.
Своеобразие египетских портретной силой передают индивидуальные черты. При этом выражение лица остается идеализированным, лишенным эмоций, потому что изображался человек, освобожденный от земных забот и идущий в вечность. Такими — спокойными и бесстрастными — были портреты в Древнем царстве. Позднее, в искусстве Среднего и особенно Нового царства, в портретах стали передавать не только индивидуальные черты, но и характер.
Мало было сохранить тело и душу, надо было и обеспечить счастливую загробную жизнь. В погребальную камеру складывалось все необходимое и обычном быту: посуда, украшения, мебель, повозки и многое другое. Были даже слуги. Рядом с саркофагом помещали статуэтки ушебти (ответчиков) из дерева, камня, фаянса. Каждый дет, один из ответчиков должен был работать за хозяина. Богатые жители могли купить себе для вечной жизни сколько угодно ушебти. Те, кто были победнее, покупали их 360 — по числу дней в году. Бедняки покупали одного-двух человечков-ушебти, но вместе с ними брали в загробный мир свиток папируса — список, где перечислялись 360 помощников. Благодаря чудодейственным заклинаниям перечисленные в списке ушебти должны были ожить и работать на хозяина гак же усердно, как деревянные и глиняные фигурки.
Додинастический период
На заре египетской цивилизации и эпохи неолита и энеолита народ расселился в двух больших зонах с кои трастными характеристиками: Верхний (Южный) Египет, тянущийся узкой, не очень плодородной полосой вдоль Нила с юга на север на сотни кило пет, занимающий богатые плодородные земли в дельте Нила протяженностью около 150 км.
Верхний и Нижний Египет постоянно воевали между собой, и только царю Нармеру удалось победой над северянами объединить обе части в единое государство. Это событие отражено на одном из самых древних египетских рельефов — плите фараона Нармера (примерно 3-е тыс. до н.э.). Целью художника, создавшего этот рельеф, было рассказать о величии фа-раона. Пиктографические рисунки расположены рядами один над другим. На I и ценой стороне плиты изображение мжно расшифровать следующим образом: «Царь вывел 6 тысяч пленных 13 равнинной страны», а на обратной стороне — «Царь разрушает крепости, уничтожает врага».
Обратите внимание на прием передачи фигуры человека на плоскости: голова и ноги фараона повернуты, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур. Все эти черты свидетельствуют о том, что сложилась система древнеегипетского канона.
Каноны, которые были использованы при создании плиты Нармера, еще многие столетия определяли нормы изображения не только в рельефе, но и в круглой скульптуре и живописи. Плита фараона Нармера — памятник мирового значения, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества Древнего Египта.
Объединение Египта было запечатлено на многих древних папирусах, рельефах, скульптурах и росписях. Его символом стала «двойная корона» на головах богов и фараонов. Однако даже в более поздний период их иногда изображали с одной «белой короной» Севера или «красной короной» Юга. Кроме этого, на коронах часто присутствовали гриф — символ Верхнего Египта и кобра — символ Нижнего Египта.
Древнее царство
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3-го тыс. до н. э. после объединения Северного и Южного царства. Фараон, ставший во главе страны, приобрел неограниченную власть. Он сочетал свои полномочия с саном верховного жреца, объявив себя сыном солнца Ра.
Искусство Древнего царства — это египетская классика.
Ему характерны - применение отдельно взятых приемом канона.
Канон — свод художественных правил, которые способствуют выявлению характерных черт в изобразительном искусстве, присущих данной системе культуры. Торжественность, ритмичность и жизненная достоверность. Ведущая роль принадлежала архитектуре, тесно связанной с заупокойным культом (гробницы-мастаба, пирамиды). Большое развитие получил скульптурный портрет.
Архитектура.
В результате длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта сформировался тип гробницы-мастаба. Свое название она получила из-за сходства со скамьями мастаба (с араб, буквально — каменная скамья), стоящими возле домов. Гробница состояла из двух основных частей, соединенных вертикальной шахтой: наземного сооружения в виде параллелепипеда с плоской крышей и слегка наклонными к центру внешними стенами и подземной погребальной камеры с несколькими помещениями.В период Древнего царства наземная часть имела строгую планировку: просторные залы, коридоры, кладовые располагались вдоль главной оси. Внутренние стены мастабы украшались росписями и рельефами с изображениями богов, фараонов, животных, растений и орнаментами.
Например, редкая по изяществу роспись с изображением гусей в Медумской гробнице. В живописных и особенно рельефных композициях мастаба Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения. Сцены располагались последовательными фризами-регистрами с соблюдением пропорциональной соразмерности фигур. Например, на рельефе гробницы Ти в Саккаре мастаба внутри украшалась также скульптурами. Мастаба образовывали своеобразные некрополи и находились в строгой архитектурной гармонии с монументальными гробницами — пирамидами, которые были строго сориентированы но сторонам света и имели правиль ную четырехгранную форму, символизирующую Вечность.
На основе конструкции мастаба была создана первая пирамида Древнего царства — пирамида фараона Джосера (ок. 2630 г. до н.э.) в Саккаре. Она была ступенчатой и представляла собой шесть мастаба, поставленных одна на другую. Такая конструкция воплощала идею лестницы в небо, помогающей взойти к богам.
Число известных пирамид превышает 90, к сожалению, большинство из них полностью разрушены. Наиболее хорошо сохранились пирамиды в пригороде Каира на пустынном плато Гиза. Самая высокая из них — пирамида Хеопса, простоявшая уже 45 веков. Рядом — пирамида Хефрена, брата Хеопса. Она на несколько метров ниже. Еще меньше пирамида Микерина, сына и наследника Хефрена.
Пирамиды — главная часть комплекса погребальных сооружений, включающего также мастаба придворных и родственников и невысокие заупокойные храмы, расположенные рядами-кварталами у подножия пирамид.
Почти 3 млн каменных кубов (массой две и более тонн каждый) были доставлены на выбранное место и идеально уложены на высоту более 140 м (в период Нового царства высота пирамид значительно уменьшилась — самая маленькая пирамида составляла 44 м). Трудно понять, как эти гигантские сооружения могли быть созданы без сложной строительной техники. До настоящего времени ученые спорят о возможных способах строительства пирамид. Главная проблема заключалась в том, как сделать это в эпоху, когда не были еще известны ни желе-к), ни колесо, ни лебедка.
Наиболее достоверные гипотезы опираются на труды древнегреческого историка Геродота, описавшего сгроительство пирамид на основе сохранившихся через века рассказов. У Геродота говорится о том, что пирамиду строили ступенями и затем облицовывали гладко отполированными плитами. Отделывались сначала верхние части пирамиды, затем расположенные ниже и, наконец, основание. Сейчас облицовка сохранилась только на вершине пирамиды Хеопса.
В последнее время высказываются предположения о том, что при строительстве пирамид использовали не целые каменные блоки, а затвердевшую каменную массу. Строили опалубку, и блоки отливали на месте. Многое в строительстве пирамид еще остается загадкой.