Древняя Месопотамия или Междуречье.
Древняя Греция
Хронология: 1)Гомеровский период 9-8 в до нэ
2)Архаика 7-6 в до нэ
3) Классика 5-4 в до нэ
4) Элинизм 4-1 в до нэ.
Древние греки (эллины) за короткий период времени создали множество образцов совершенной красоты, древнегреческое искусство воспитывало свободных граждан героев, идеалом грека была гармония тела и духа. Была разнообразная мифология, легенды о богах.
Литература | Древнегреческая ифология повлияла на развитие литературы, рождение эпической поэзии. Поэмы Гомера поэтично описывали жизнь богов. Также Гомер написал эпосы о походе греков на Трою. «Иллиада» и «Одиссея». Другим знаменитым сочинителем был Эзоп, он писал басни. Например, басня Ворона и Лисица, - ее потом использовал и переработал Крылов. В Древней Греции стихи читали нараспев под аккомпанемент лиры или флейты. Развит был театр, комедия и трагедия. | Гомер «Иллиада» и «Одиссея» Басни Эзопа |
Архитектура | Греческая архитектура отличалась простотой конструкции. Была разработана строгая система колонн и перекрытий, ордерная система. Ордера: дорический, ионический, коринфский. Разработанный греками ордер стал основой античных храмов. В 7 в до нэ в строительстве храмов стал использоваться камень. Самой важной была внешняя архитектура здания, а не внутренняя. При строительстве использовали прием – курватура (едва заметная кривизна прямолинейных частей здания). Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах. Он был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. Главное сооружение комплекса Парфенон. | Кносский дворей Храм Геры Акрополь, Парфенон в Афинах |
Изобразитель-ное искусство: Скульптура | В скульптурном изображении богов греки достигли совершенства. В каждом античном здании стояла статуя божества- покровителя города. Статуи стоили на площадях и берегу моря. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы. Статуи изображали богов и имели облик физически совершенных людей. Мирон передал в статуе Дискобол напряженный миг движения. Скульптор Поликлет поражает пластическим совершенством и непринужденностью позы. Фидий величайший скульптор древней Эллады воплотил эстетический идеал ансамбля Акрополя. Например, в одном из храмов роль колонн выполняют девушки-кариатиды. | Дискобол Копьеносец Дорифор Аполлон Бельведерский |
Живопись | Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады. О ней мы можем судить по рисункам на вазах. Геометрический стиль, украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников, окружностях на амфорах и кратерах. Излюбленный орнамент –меандр- в виде непрерывной изломанной линии. Позднее в орнамент стали включать изображения фигур животных и людей, персонажей сцен со строгой композицией. К 6 в до нэ монументальные вазы-надгробия сменяются мелкой керамикой. Складываются определенные типы сосудов, строго определенных форм и размеров: амфора, гидрия, кратер, килика… Популярны сосуды чернофигурного стиля со сценами жизни богов, героев и людей. Затем их вытеснил краснофигурный стиль. Многие из ваз находятся в Эрмитаже. | Ваза «Прилет ласточки» |
Вывод: Древнегреческая литература повлияла на дальнейшее развитие всей европейской литературы. Она была очень красива и поэтична. В архитектуре строились больше культовые сооружения, а не бытовые. Была создана строгая система ордеров. Скульптура Древней Греции - это изображения богов во всем совершенстве человеческого тела. Живопись развивалась как роспись на керамике. Древнегреческие вазы поистине прекрасны. Я считаю, что культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. |
Древний Рим
Хронология: Период республики (IV-I вв до нэ), период империи — начался правлением Октавиана Августа и длился с I-V в нэ)
Литература | Римская поэзия развивалась из подражания греческой. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь, песнь Салиев. Также были мифы. Расцвет римской лирики приходится на период империи, это «золотой век» римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий создавали свои произведения. Поэма Вергилия «Энеида» это переработанная «Илиада» Гомера. Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений. Римская трагедия – произведения Сенеки, например «Октавия». Сюжеты римских комедий были живыми с шутками и балаганным характером, они использованы, например, Шекспиром и Мольером. | Песнь Салиев Поэма Вергилия «Энеида» «Октавия» Сенеки |
Архитек-тура | В целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Появляются толстые стены из бетона, созданного римлянами. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Предпочитали замкнутые формы. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Город строится по тщательно продуманному плану. Впервые строятся типовые города. Одной из главных достопримечательностей Рима по сей день остается рыночная площадь – форум. Великолепны римские мосты II— I вв. до н. э. Так, мост Мульвия, помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив. Колизей (1 в нэ)— самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен. Триумфальные арки — тоже римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Самым знаменитым памятником императора Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудрагоценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли статуи побеждённых противников. Правивший вслед за Траяном Адриан был приверженцем всего греческого. При нем (около 125 г.) был создан - Пантеон — «храм всех богов» — он стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В римской архитектуре III в. особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. | Форум Романум Мост Мульвия 2-1 в до нэ Колизей 1 в нэ Триумфальная арка Тита Форум Траяна Пантеон Термы Каракаллы |
Изобразительное искусство | В художественном мастерстве также было влияние греческой школы. Римляне копировали статуи греков, благодаря чему многие из тех дошли до нас. Материал: бронза, мрамор. На площадях стояло множество статуй. Например, статуи богов. Монумент императору, воину и философу Марку Аврелию – единственный конный памятник, сохранившийся до наших дней от Древнего Рима. Создавались бюсты горожан и императоров, статуи императоров, стелы (рельеф на них). Преобладает правдивость изображения, суровость в отличии от идеальных образов греческой пластики. Одним из замечательных достижений периода республики римского искусства стал скульптурный портрет. Он произошел от восковых масок — «персон», которые снимали с лиц умерших предков. Маски хранились в каждом доме на самом почётном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характерны скульптурные портреты, очень близкие к натуре. Сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. Ваятели достигли особой виртуозности. Они высверливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках дополнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая богатую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто большими, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками. Из всех видов рельефов больше всего использовались исторические рельефы. Например раскрашенные рельефы колонны форума Траяна изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. О древнеримской живописи известно мало. В основном это произведения монументальной живописи: стенная роспись и мозаики. Наряду с монументальной стенной живописью существовала станковая портретная живопись. | Статуя Юпитера, статуя Диониса, статуя Афины, копия статуи Апполона Бельведерского Бюст Юлия Цезаря Портрет Нерона Стенная роспись и мозаики Помпеи |
Вывод: Древние римляне в искусстве и культуре подражали грекам. Я считаю, что древние римляне внесли огромный вклад в развитие архитектуры, который сложно оценить. Преобладали сооружения для нужд человека, а не культовые, как это было в Древнем Египте и Древней Греции. Древний Рим дал человечеству прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, великолепными мостами и акведуками, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью. Римляне изобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Что существенно повлияло на дальнейшее развитие мировой архитектуры. В скульптуре римлянами был разработан скульптурный портрет. |
Древний Египет
Хронология:Период Древнего царства (28-23 в до н.э.), период среднего царства (21-18 в до н.э.),
период Нового Царства (16-10 века до н.э.).
Древние египтяне обожествляли силы природы, поклонялись множеству богов. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Потому искусство было подчинено заупокойному культу и служило для того, чтобы обеспечить умершим хорошую жизнь в ином мире. Искусство подчинялось канону – строгим правилам. | ||
Литера-тура | Считается первой литературой мира. Египтянами был изобретен папирус и иероглифы. Писали кисточкой и чернилами на папирусе. Также записи делали на глиняных черепках. В литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи, а также мифы, памятные тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Литературное творчество принадлежало классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе правящего фараона. | Мифы,«Сказание Синухе», тексты: «Красноречивый поселянин», «Поучения Аменемхата» |
Архитек-тура | Особое значение в искусстве Древнего Египта имело строительство гигантских гробниц-пирамид. Монументальность – черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Пирамида Джосера в Саккаре была ступенчатой, ее архитектором был Имхотеп. Пирамиды в Гизе составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. Ансамбль дополняет гигантская фигура Большого сфинкса, высеченная из скалы. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут в Фивах. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы строились в течение многих столетий. Впервые была введена в архитектуру колоннада двора. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса. Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный гипостильный зал. При этом дома свои египтяне строили из непрочных материалов и они мало сохранились. | Пирамиды в Саккаре (28 в. до н.э.), Пирамиды в Гизе Большой сфинкс Храм царицы Хатшепсут Храмы Луксор, Карнака |
Изобразительное искусст-во | Монументальны даже маленькие статуэтки. Их позы внушительны, торжественно неподвижны. Скульптура Древнего Египта тяготела к точному портретному изображению. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Глаза очень красиво инкрустировали драгоценными камнями. В своем развитии скульптура проходила путь к более гигантским статуям (хотя и были мелкие фигурки слуг, носильщиков, рабов), а также к меньшему портретному сходству. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом и строго канонизированы. Силуэт фигур ясен и графичен. Хорошо читается движение. Например, рельеф Хесира. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях из гробницы в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Сохранилось множество прекрасных росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Тематика произведений: религиозные обряды, природа, сцены повседневной жизни. В гробнице Хнумхотепа II (20 в до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства - сцена охоты на берегах Нила. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю. | Статуи Рахотепа и Ноферт Статуя писца Каи, Деревянная статуя вельможи Каапера (3 тыс до нэ) Деревянный рельеф с изображением Хесира Росписи гробницы в Медуме Роспись гробницы Хнумхотепа |
Вывод: В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. Архитектура имела главное значение, при этом все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство. Все подчинялось заупокойному культу. Мне кажется, что древнеегипетское искусство узнаваемо, т.к. имеет свои яркие особенности и черты. Основные черты искусства: монументальность, каноничность, портретность. Литература Древнего Египта считается первой литературой мира, создали папирус и систему иероглифов. Таким образом, я считаю, что искусство и культура Древнего Египта оказало сильное влияние дальнейшее развитии культуры и искусства всего человечества. |
Древняя Месопотамия или Междуречье.
Хронология: 4 тыс лет до нэ - VII-VI в до н.э. (Шумер 27-25 в до нэ, Аккад 24-23 в до нэ, Вавилон 19-22 в до нэ, Ассирия 9-7 в до нэ, Искусство Нововавилонского царства 7-6 в до н.э.)