Древняя Месопотамия или Междуречье.

Древняя Греция

Хронология: 1)Гомеровский период 9-8 в до нэ

2)Архаика 7-6 в до нэ

3) Классика 5-4 в до нэ

4) Элинизм 4-1 в до нэ.

Древние греки (эллины) за короткий период времени создали множество образцов совершенной красоты, древнегреческое искусство воспитывало свободных граждан героев, идеалом грека была гармония тела и духа. Была разнообразная мифология, легенды о богах.

Литература Древнегреческая ифология повлияла на развитие литературы, рождение эпической поэзии. Поэмы Гомера поэтично описывали жизнь богов. Также Гомер написал эпосы о походе греков на Трою. «Иллиада» и «Одиссея». Другим знаменитым сочинителем был Эзоп, он писал басни. Например, басня Ворона и Лисица, - ее потом использовал и переработал Крылов. В Древней Греции стихи читали нараспев под аккомпанемент лиры или флейты. Развит был театр, комедия и трагедия. Гомер «Иллиада» и «Одиссея»   Басни Эзопа
Архитектура Греческая архитектура отличалась простотой конструкции. Была разработана строгая система колонн и перекрытий, ордерная система. Ордера: дорический, ионический, коринфский. Разработанный греками ордер стал основой античных храмов. В 7 в до нэ в строительстве храмов стал использоваться камень. Самой важной была внешняя архитектура здания, а не внутренняя. При строительстве использовали прием – курватура (едва заметная кривизна прямолинейных частей здания). Одним из высших достижений древнегреческой архитектуры является комплекс Акрополя в Афинах. Он был и святилищем, и укреплением, и общественным центром. Главное сооружение комплекса Парфенон. Кносский дворей   Храм Геры     Акрополь, Парфенон в Афинах
Изобразитель-ное искусство:   Скульптура В скульптурном изображении богов греки достигли совершенства. В каждом античном здании стояла статуя божества- покровителя города. Статуи стоили на площадях и берегу моря. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы. Статуи изображали богов и имели облик физически совершенных людей. Мирон передал в статуе Дискобол напряженный миг движения. Скульптор Поликлет поражает пластическим совершенством и непринужденностью позы. Фидий величайший скульптор древней Эллады воплотил эстетический идеал ансамбля Акрополя. Например, в одном из храмов роль колонн выполняют девушки-кариатиды. Дискобол     Копьеносец Дорифор   Аполлон Бельведерский
Живопись Такой же прекрасной и жизнеутверждающей, как архитектура и скульптура, была живопись древней Эллады. О ней мы можем судить по рисункам на вазах. Геометрический стиль, украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников, окружностях на амфорах и кратерах. Излюбленный орнамент –меандр- в виде непрерывной изломанной линии. Позднее в орнамент стали включать изображения фигур животных и людей, персонажей сцен со строгой композицией. К 6 в до нэ монументальные вазы-надгробия сменяются мелкой керамикой. Складываются определенные типы сосудов, строго определенных форм и размеров: амфора, гидрия, кратер, килика… Популярны сосуды чернофигурного стиля со сценами жизни богов, героев и людей. Затем их вытеснил краснофигурный стиль. Многие из ваз находятся в Эрмитаже.   Ваза «Прилет ласточки»
Вывод: Древнегреческая литература повлияла на дальнейшее развитие всей европейской литературы. Она была очень красива и поэтична. В архитектуре строились больше культовые сооружения, а не бытовые. Была создана строгая система ордеров. Скульптура Древней Греции - это изображения богов во всем совершенстве человеческого тела. Живопись развивалась как роспись на керамике. Древнегреческие вазы поистине прекрасны. Я считаю, что культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира.

Древний Рим

Хронология: Период республики (IV-I вв до нэ), период империи — начался правлением Октавиана Августа и длился с I-V в нэ)

Литература Римская поэзия развивалась из подражания греческой. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь, песнь Салиев. Также были мифы. Расцвет римской лирики приходится на период империи, это «золотой век» римской поэзии: Вергилий, Гораций, Овидий создавали свои произведения. Поэма Вергилия «Энеида» это переработанная «Илиада» Гомера. Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений. Римская трагедия – произведения Сенеки, например «Октавия». Сюжеты римских комедий были живыми с шутками и балаганным характером, они использованы, например, Шекспиром и Мольером. Песнь Салиев     Поэма Вергилия «Энеида»   «Октавия» Сенеки
Архитек-тура В целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Появляются толстые стены из бетона, созданного римлянами. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и конструкции. Они переработали принципы греческой архитектуры, и прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Предпочитали замкнутые формы. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Город строится по тщательно продуманному плану. Впервые строятся типовые города. Одной из главных достопримечатель­ностей Рима по сей день остается рыночная площадь – форум. Великолепны римские мосты II— I вв. до н. э. Так, мост Мульвия, поми­мо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет) отличается выразительностью об­раза. Мост зрительно как бы опира­ется на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и уз­кими проёмами. Мост словно шагает от берега к берегу непрерыв­но идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив. Колизей (1 в нэ)— самый большой ам­фитеатр античной эпохи. Он вме­щал около пятидесяти тысяч зри­телей. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен. Триумфальные арки — тоже рим­ское архитектурное новшество, воз­можно заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным пово­дам — и в честь побед, и как знак ос­вящения новых городов. Самым знаменитым памятником императора Траяна в Риме считается его форум. Среди всех императорских форумов это наиболее красивый и внушительный. Форум Траяна был вымощен полудраго­ценными камнями, образующими красивые узоры, на нём стояли ста­туи побеждённых противников. Правивший вслед за Траяном Ад­риан был приверженцем всего гре­ческого. При нем (около 125 г.) был создан - Пан­теон — «храм всех богов» — он стоит и ныне в центре Рима. Это единствен­ный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. В римской архитектуре III в. осо­бой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы.     Форум Романум   Мост Мульвия 2-1 в до нэ     Колизей 1 в нэ   Триумфальная арка Тита   Форум Траяна   Пантеон   Термы Каракаллы
Изобразительное искусство В художественном мастерстве также было влияние греческой школы. Римляне копировали статуи греков, благодаря чему многие из тех дошли до нас. Материал: бронза, мрамор. На площадях стояло множество статуй. Например, статуи богов. Монумент императору, воину и философу Марку Аврелию – единственный конный памятник, сохранившийся до наших дней от Древнего Рима. Создавались бюсты горожан и императоров, статуи императоров, стелы (рельеф на них). Преобладает правдивость изображения, суровость в отличии от идеальных образов греческой пластики. Одним из замечательных дости­жений периода республики римского искусства стал скульптурный портрет. Он произошел от восковых масок — «персон», которые снимали с лиц умерших предков. Маски храни­лись в каждом доме на самом почёт­ном месте, и чем больше их было, тем знатнее считался род. Для эпохи республики характер­ны скульптурные портреты, очень близкие к нату­ре. Сохрани­лась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. Ваятели достигли особой виртуозности. Они высвер­ливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках до­полнительно углубляли каналы. Свет дробился в волосах, создавая бога­тую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто больши­ми, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрач­ками. Из всех видов рельефов больше всего использовались исторические рельефы. Например раскрашенные рельефы ко­лонны форума Траяна изображали сцены жизни даков и пленения их римлянами. Император Траян фигурирует на этих рельефах более восьмидесяти раз. О древнеримской живописи известно мало. В основном это произведения монументальной живописи: стенная роспись и мозаики. Наряду с монументальной стенной живописью существовала станковая портретная живопись. Статуя Юпитера, статуя Диониса, статуя Афины, копия статуи Апполона Бельведерского   Бюст Юлия Цезаря   Портрет Нерона   Стенная роспись и мозаики Помпеи  
Вывод: Древние римляне в искусстве и культуре подражали грекам. Я считаю, что древние римляне внесли огромный вклад в развитие архитектуры, который сложно оценить. Преобладали сооружения для нужд человека, а не культовые, как это было в Древнем Египте и Древней Греции. Древний Рим дал человечеству прекрасно распланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, ве­ликолепными мостами и акведуками, зданиями библиотек, архивов, дворцов, вилл и просто хороших домов с доброт­ной красивой мебелью. Римляне изобрели бе­тон — важнейший строи­тельный материал, с по­мощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Что существенно повлияло на дальнейшее развитие мировой архитектуры. В скульптуре римлянами был разработан скульптурный портрет.

Древний Египет

Хронология:Период Древнего царства (28-23 в до н.э.), период среднего царства (21-18 в до н.э.),

период Нового Царства (16-10 века до н.э.).

Древние египтяне обожествляли силы природы, поклонялись множеству богов. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Потому искусство было подчинено заупокойному культу и служило для того, чтобы обеспечить умершим хорошую жизнь в ином мире. Искусство подчинялось канону – строгим правилам.
Литера-тура Считается первой литературой мира. Египтянами был изобретен папирус и иероглифы. Писали кисточкой и чернилами на папирусе. Также записи делали на глиняных черепках. В литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи, а также мифы, памятные тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Литературное творчество принадлежало классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе правящего фараона. Мифы,«Сказание Синухе», тексты: «Красноречивый поселянин», «Поучения Аменемхата»
Архитек-тура Особое значение в искусстве Древнего Египта имело строительство гигантских гробниц-пирамид. Монументальность – черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Пирамида Джосера в Саккаре была ступенчатой, ее архитектором был Имхотеп. Пирамиды в Гизе составляли центр огромного по­гребального ансамбля с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, поражает простотой и ясностью формы. Ансамбль дополняет гигантская фигура Большого сфинкса, высеченная из скалы. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут в Фивах. Чтобы посетить храм, нуж­но было пройти по аллее сфинксов, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Наиболее совершенным воплоще­нием культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы строились в течение многих столетий. Впервые была введена в архитектуру колоннада двора. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса. Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный гипостильный зал. При этом дома свои египтяне строили из непрочных материалов и они мало сохранились. Пирамиды в Саккаре (28 в. до н.э.), Пирамиды в Гизе   Большой сфинкс   Храм царицы Хатшепсут   Храмы Луксор, Карнака  
Изобразительное искусст-во Монументальны даже маленькие статуэтки. Их позы внушительны, торжественно неподвижны. Скульптура Древнего Египта тяготела к точному портретному изображению. Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Глаза очень красиво инкрустировали драгоценными камнями. В своем развитии скульптура проходила путь к более гигантским статуям (хотя и были мелкие фигурки слуг, носильщиков, рабов), а также к меньшему портретному сходству. Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом и строго канонизированы. Силуэт фигур ясен и графичен. Хорошо читается движение. Например, рельеф Хесира. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов - в росписях из гробницы в Медуме. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Сохранилось множество прекрас­ных росписей, испол­ненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатле­ны самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Тематика произведений: религиозные обряды, природа, сцены повседневной жизни. В гробнице Хнумхотепа II (20 в до н.э.) была создана одна из самых замечательных росписей в искусстве Среднего Царства - сцена охоты на берегах Нила. Все в этой росписи исполнено совершенного мастерства и вместе с тем подчинено тонкому декоративному строю. Статуи Рахотепа и Ноферт Статуя писца Каи, Деревянная статуя вельможи Каапера (3 тыс до нэ)     Деревянный рельеф с изображением Хесира   Росписи гробницы в Медуме     Роспись гробницы Хнумхотепа
Вывод: В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. Архитектура имела главное значение, при этом все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство. Все подчинялось заупокойному культу. Мне кажется, что древнеегипетское искусство узнаваемо, т.к. имеет свои яркие особенности и черты. Основные черты искусства: монументальность, каноничность, портретность. Литература Древнего Египта считается первой литературой мира, создали папирус и систему иероглифов. Таким образом, я считаю, что искусство и культура Древнего Египта оказало сильное влияние дальнейшее развитии культуры и искусства всего человечества.

Древняя Месопотамия или Междуречье.

Хронология: 4 тыс лет до нэ - VII-VI в до н.э. (Шумер 27-25 в до нэ, Аккад 24-23 в до нэ, Вавилон 19-22 в до нэ, Ассирия 9-7 в до нэ, Искусство Нововавилонского царства 7-6 в до н.э.)

Наши рекомендации