Подходы к изучению и методы исследования культуры
В культурологии долгое время господствовал европоцентристский подход к изучению культур. Такая точка зрения восходит к рационалистической культурной модели. Поскольку представлялось, что если Европа наиболее полно реализует рационалистическую модель, то ей должна принадлежать особая историческая миссия – указывать путь развития всем другим культурам. В общественном сознании сформировалось представление, что только европейский путь способен дать человеку и человечеству перспективу развития и процветания.
Но уже в 19 в. с его глобальными проблемами, войнами и социальными потрясениями показал несостоятельность этого утверждения. Линейный (европоцентристский) путь развития был подвергнут сомнениям в исследованиях таких мыслителей, как О.Шпенглер («Закат Европы»), Н.Я.Данилевский («Россия и Европа»), А.Тойнби («Постижение истории»)
В своих работах мыслители доказали, что европейская культура обладает противоречиями, характерными и для других культур, и поэтому она стоит в ряду других локальных культур.
Очевидно, что необходимы дальнейшие исследования культуры. При этом следует учитывать, что глубина постижения сущности культуры, ее культурного кода будет зависеть от подходов и выбранных методов.
Можно выделить следующие подходы к изучению культуры:
· Философское понимание культуры заключается в том, что культура рассматривается не просто как сумма идей или вещей, кт можно выделить, описать, а как способ существования самого чел-ка и его отношение к самому себе;
· Суть антропологического подхода – в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на Земле. В соответствии с этим подходом любя культура, как и любой человек, уникальна и неповторима;
· Социальный подход помогает выявить специфические признаки культуры. Предполагается, что в каждом общ-ве есть некие культурологические «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. Культурные ценности создаются самим общ-вом, но они же затем и определяют развитие этого общ-ва. Таково своеобразие общественной жизни: над чел-ком часто господствует то, что рождено им самим.
Мы, в основном, будем придерживаться теоретического понимания, т.е. культурологических взглядов, кт близки философскому подходу.
Можно выделить следующие методы исследования культуры.
1. Эмпирический метод – изучение образа жизни, языка, морали, искусства. Маргарет Мид (1901-1978)в течение 25 лет занималась полевыми исследованиями примитивных общ-в. В рез-те она пришла к выводу о том, что культуру характеризует совокупность психологических типов людей.
2. Теоретический метод – выявление и обобщение парадигм, изучение проблемы той или иной культуры, многообразия культурных феноменов через теоретическое исследования. Бенедикт Рут (1887-1948) – американский антрополог, предложила в качестве методологического принципа «изучение культур на расстоянии», в основном по произведениям литературы и искусства.
3. Логический метод – осмысление уникальных, не поддающихся теоретическому обобщению культурных явлений. Франц Боас (1858-1942) предлагал накопление систематизированного и теоретически обобщенного этнографического материала.
Разнообразие культур определяется их своеобразием, кт зависит от внутренних, присущих только данной культуре, факторов. Понятно, что простого описание мало, требуется объяснение и понимание особенного характера каждой культуры.
Вопросы культуры рассматривают разные дисциплины. В частности, культуроведение занимается своеобразной инвентаризацией или описанием достижений той или иной культуры. Предметом исследования культурологи явл-ся общие особенности зарождения, становление, дальнейшее развитие и возможная гибель культуры. Предметом дисциплины «История мировой культуры» явл-ся процесс культурогенез, т.е. происхождения культур, и исторические сведения о возникновении культурных центров древности.
Культурогенез – происхождение культур, социальная и историческая динамика культуры, порождение новых культурных форм и их интеграция в существующие культурные системы.