Формы контроля качества освоения дисциплины.

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

– текущий: контроль выполнения практических, аудиторных и домашних заданий;

– рубежный: использование педагогических тестовых материалов для аудиторного контроля теоретических знаний (примеры тестовых заданий в приложении А); учет суммарных результатов по итогам текущего контроля за соответствующий период и систематичность работы; осуществляется в два этапа;

– семестровый: осуществляется посредством экзамена и суммарных баллов за весь период изучения дисциплины.

Виды и перечни заданий для СРС

Темы и формы практических занятий представлены в таблице № 7.

Таблица 7. Формы практических занятий

№ темы Наименование практического занятия Форма проведения Кол-во баллов
ПР-1 1.2 Смысловая оппозиция понятий «культура» и природа» Проблемный семинар 4 б.
ПР-2 1.3 Ментальность и картина мира как категории культуры Работа в малых группах  
ПР-3 1.4 Теоретические модели культурной динамики (презентация одной из концепций) Презентация и обсуждение индивидуального задания 4 б.
ПР-4 1.6 Религиозные различия культур и проблемы межкультурного взаимодействия Проблемный семинар 4 б.
ПР-5 2.1 Основные компоненты ценностно-нормативного портрета культуры Работа в малой группе 4 б.
ПР-6 2.2 Культура и господство в обществе: политическое измерение культуры Проблемный семинар 4 б.
ПР-7 2.4 Гендерные основания культуры: проблема «первого» и «второго» пола. Проблемный семинар 4 б.
ПР-8 2.6 Традиционные и современные интерпретации концепта «массовая культура» Презентация и обсуждение индивидуального задания 4 б.

Семинар 1.Смысловая оппозиция понятий «культура» и природа»

1. Понятия природы и культуры и их этимология.

2. Противопоставление природы и культуры у Ж.-Ж. Руссо.

3. Различие природы и культуры у Канта. Продуктивная сила воображения у Канта.

Литература:

1. И. Кант. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общая редакция, составление А.А. Гусейнова. М.: Республика, 2000.

2. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах.

3. Руссо Ж.-Ж. Исповедь.

4. Верцман И. Е., Жан-Жак Руссо, М., 1958

Семинар 2. Культура Древнего и Средневекового Востока

План (вариант 1). Культура ранних цивилизаций

1. Общие черты в культуре народов ранних цивилизаций. Восточная деспотия как социальная основа древних культур.

2. Городская культура: город как сакральный и политический центр.

3. Динамика мировосприятия человека. Роль природы в формировании мировоззрения:

- истоки многобожия,

- единство культов,

- сходство в системе древнейших символов.

План (вариант 2). Восточная культурная традиция

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока:

- восточная деспотия как социальная основа древних культур,

- миф, природа и государство в культурах Древнего Востока,

- совмещение человечности и государственности в конфуцианстве,

- даосизм: свобода как растворение в природе,

- буддизм: свобода как внутренний уход от жизни в полное отрицание бытия.

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

План (вариант 3). Культура Индии

1. Генезис древнеиндийской цивилизации. Индоарии и доарийские этнокультурные субстраты.

2. Религия и философия как доминирующие формы развития традиционной индийской культуры.

3. Искусство древней и средневековой Индии.

4. Социальная организация средневековой Индии (касты) и ее влияние на культуры.

План (вариант 4). Арабо-мусульманская традиция

1. Мусульманская картина мира. Коран как ее основа.

2. Социально-политическая практика Ислама.

3. Место и роль искусства в мусульманской традиции.

Список литературы

1. Багновская Н. М. Культурология : учеб. пособие / Н. М. Багновская. – М.: Дашков и К, 2004. – 300 с.

3. Викторов В. В. Культурология : учебник / В. В. Викторов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2004. – 560 с.

4. Горелов Л. А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Л.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

5. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

6. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии /

Л. И. Климович. – М.: Политиздат, 1986. – 270 с.

7. Культурология: история мировой культуры : учеб. пособие / Г. С. Кнабе [ и др. ]; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 607 с.

8. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / С. А. Токарев. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

9. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

10. Полищук В. И. Культурология : учеб. пособие / В. И. Полищук. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

11. Платонова Э. Е. Конспект лекций по культурологии / Э. Е. Платонова. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 304 с.

Методические указания

При подготовке к первому семинарскому занятию, прежде всего, следует обратить внимание на содержание термина "ранние цивилизации". В данном случае он применяется для характеристики более высокой стадии развития человеческого общества, чем первобытно-общинная культура. К ранним цивилизациям традиционно относят Древний Египет, Месопотамию, Древнюю Индию и Древний Китай. Подумайте, какие достижения позволили определить данные культуры как ранние цивилизации.

Обратите внимание на то, что при имевшихся отличительных особенностях данные культуры образуют некое цивилизационное единство. Выделите общие черты в культурах ранних цивилизаций.

При сохранении ряда характерных черт первобытной культуры (мифологическое восприятие мира, анимистическое представление о первопричинах явлений природы и т.п.) миросозерцание человека того периода серьезно меняется. Подумайте, чем это обусловлено. Почему человек прибегает к обожествлению природной стихии? Обратите внимание на своеобразие облика богов (наличие зооморфных и антропоморфных черт).

В этих культурах усложняется и понимание роли самого человека. Человек обязан поддерживать богов в сохранении миропорядка. Живым олицетворением бога являются фигуры царя или верховного жреца, которые связывают земной мир с миром божественным. Чем определяется такое отношение к миру? Дайте характеристику государства типа восточной деспотии. Вспомните, для чего понадобилось образование такого государства?

Совместное участие людей и богов в поддержании жизни и миропорядка в культуре древних царств было закреплено с помощью мифов и сакральных преданий. Вспомните их содержание. Что убедило человека в своем собственном бессмертии?

Обратите внимание, что большинство достижений в этой культуре рождалось из стремления людей восстановить нарушенный миропорядок. Дайте характеристику искусству этой эпохи. Определите его главное функциональное назначение.

При подготовке ко второму семинарскому занятию следует обратить внимание на специфику каждой культуры. В китайской культуре она во многом определялась огромной ролью традиций, со временем заменивших религиозно-мифологическое восприятие мира. Этому способствовало: смещение в культе бога Шанди акцента в сторону функций тотемного предка, утверждение безлично-натуралистического Неба. Культу Неба был придан не столько божественный, сколько морально-этический аспект. Обратите внимание, что обусловленный этим космически санкционированный коллективизм начисто исключал из культуры индивидуализм и личностное начало.

Еще одной характерной чертой культуры Китая является доверчивость к мудрости природы. Какие ее качества возводились в абсолют? Проанализируйте влияние обозначенных особенностей на формирование философско-религиозных учений - даосизма и конфуцианства.

Раскройте основные идеи даосизма. Что означают главные понятия даосизма: Дао, Дэ, недеяние? Приведите пример практики даосизма. Какова роль даосизма в развитии науки и художественной культуры Китая?

Второй основой средневековой китайской культуры становится конфуцианство. Раскройте роль основателя учения. Проанализируйте основы конфуцианской этико-социальной программы, модель идеального человека. Чем обусловлен рост авторитета конфуцианства?

К особенностям древнеиндийской культуры следует отнести чрезвычайные консерватизм и религиозность, обусловленные тяжелыми климатическими условиями и существованием строгой, замкнутой сословно-кастовой системы. Ограниченность человеческого существования рамками касты создавала предпосылки для своеобразного понимания жизни в ее связи со смертью. В чем оно состоит? Дайте определение важнейшим понятиям индийской культуры: реинкарнация, карма, сансара. Формирование идеи о скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении с неземным миром и стремление человека вырваться из пут вечной реинкарнации.

Расскажите о возникновении буддизма, как ответа на эти духовные искания. Какова роль Сиддхартхи Гаутамы. Какой путь полного освобождения предлагал Будда? Что такое нирвана? Почему буддизм получает такое распространение? Какова нравственная сущность буддизма? Почему в самой Индии буддизм, в конце концов, был вытеснен индуизмом? В чем сходство и различие этих религий?

Обратите внимание, что арабо-мусульманская культурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной культуры. Расскажите об особенностях экономического, социального и культурного развития арабского востока в доисламский период. Каковы причины кризиса этой культуры в начале VII в.? Расскажите о возникновении ислама. Какова роль Мухаммеда?

Раскройте факторы, способствующие распространению ислама. Проанализируйте мировоззренческие основы исламской культуры, изложенные в Коране. Каково представление об Аллахе и его роли в создании мира? Суть договора человека с Аллахом? Идеи грехопадения, спасения, конечности мира в исламе, их роль? Влияние христианства на формирование этих представлений? Обратите внимание, что в исламской культуре нет места для личности как ценности. Одной из ключевых идей ислама является представление о постоянном отходе человечества от истинного пути, что требует божественного вмешательства. На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине (умме). Корпоративность является важной характерной чертой мусульманской духовной традиции. Отсюда - особая роль шариата (свода религиозно-этических предписаний ислама). Раскройте такие важные понятия в исламе, как: хадж, рамазан, закят. В чем кроются истоки полного произвола власти в исламской культуре? Каковы истоки фанатизма?

Религиозный запрет изображать людей и животных помешал развитию скульптуры и живописи. Какие формы художественной культуры получили предпочтение в исламской культуре? Характерной чертой искусства является его декоративность, богатство орнамента, именуемого арабеской. Раскройте основные черты этого стиля.

Семинар 3. Античный тип культуры

План

Наши рекомендации