Тема 4. Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты современного русского литературного языка

ЗАДАНИЕ

по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Для студентов заочной формы обучения

по направлениям: «Экономика», «Туризм»

срок обучения 3,5 года (на базе среднего профессионального образования)

по учебному плану 2011 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Контроль за успеваемостью студента на протяжении периода изучения по дисциплине строится на основе бально-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студента. При успешном овладении учебной дисциплиной студент получает определенное количество баллов.

Успешность изучения курса оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных).

При определении общего количества баллов за изучение дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам контроля – зачета, экзамена (до 30 баллов).

Формирование рейтинговой оценки по дисциплине (Рд)

Характеристика вида учебной работы Балл(ы) за одно занятие, вид учебной работы Общая сумма баллов за семестр (блок)
1. Посещение учебных занятий    
Посещение лекции
3. Самостоятельная работа    
Задание 1. Реферат До 15
Задание 2. Контрольная работа До 50
Сумма баллов по результатам текущей работы студента  
5 Промежуточная аттестация    
Зачет  
ИТОГО  
6. Премиальные баллы    
Доклады (сообщения) на научно-практических конференциях и другое.  

Дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п. аннулируются, если результат на экзамене, зачете не превышает 25 баллов.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.

Студент допускается к зачету набрав не менее 50 баллов по результатам текущего контроля.

Шкала оценок по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Fx д С В А

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Русский язык, и культура речи: предмет и основные понятия

Язык и речь. Функции языка и функции речи. Русский литературный язык. Система функциональных стилей русского литературного языка (по Д.Н.Шмелеву). История становления русского литературного языка. Проблемы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» и культуры речи как науки.

Тема 2. Речевая норма как центральное понятие культуры речи

Формы речи: устная, письменная, диалоги, монологи, публичная речь, полемическая речь. Система, норма и узус (по Л.П.Крысину). Норма и вариант нормы. Типология динамики норм русского литературного языка. Речевой узус и речевой пуризм. Общая классификация грамматических и речевых ошибок. Виды нормативной оформленности текста.

Тема 3. Устная и письменная формы существования языка

Устная и письменная речь. Жанры речи. Разговорная речь и ее особенности (фонетические, морфологические, лексические, синтаксические). Коммуникативные нормы речевого поведения. Произношение. Стили произношения. Артикуляция. Этика речевого общения (по Н.И.Формановской). Эвфемизация речи.

Тема 4. Лексика устной и письменной речи. Стилистические пласты современного русского литературного языка

Состав лексики с точки зрения его формирования. Этимология. Диалектология. Заимствованная лексика. Стилистически окрашенная лексика. Историзмы. Неологизмы. Фразеологизмы. Библеизмы. Крылатые слова и выражения. Источники пополнения фонда экспрессивно окрашенной лексики. Имя. Номинация. Первичная номинация, вторичная номинация, термированная лексика. Словари. Проблемы речевой культуры специалиста.

Тема 5. Основные качества речи. Эмоциональность в речи и в язык.Качества речи: правильность, точность, доступность, уместность, яркость. Средства образно-эмоциональной выразительности. Тропы и фигуры. Афоризмы. Средства эмоциональной фонетики. Редупликация. Техника речи.

Наши рекомендации