Практическое занятие № 9. «Морфология».

Исходный уровень знаний студентов для освоения темы:

Студент должен:

Знать понятия «морфология», грамматические признаки частей речи.

Уметь распределять слова по частям речи.

На практическом занятии рассматриваются следующие вопросы:

1.Части речи, их значение и грамматические категории.

2.Изменяемые и неизменяемые, склоняемые и спрягаемые слова.

3.Трудные вопросы правописания различных частей речи.

4.Правила употребления в речи различных частей речи.

Итоговый уровень знаний.

Студент должен:

Знать способы выражения грамматических значений в современном русском языке;

Уметь правильно образовывать формы слов, правильно употреблять слова разных частей речи для выражения синонимических значений.

Практические задания

Задание 1. Определите род следующих имен существительных, составьте с ними словосочетания:

Алиби, депо, жалюзи, цунами, невежа, какаду, леди, домишко, коллега, чучело, кофе, жертва, кольраби, визави, колли, макраме, пани, пресс-конференция, пюре, кока-кола.

Задание 2. Определите число следующих имен существительных, составьте с ними словосочетания:

Толпа, очистки, листва, духи, сметана, часы, Карпаты, ножницы, молодежь, прятки, молоко, дрова, весы, веселье, грабли, воздух, ясли, брюки, консервы, заморозки, чудеса, род Толстых.

Задание 3. Определите род следующих имен существительных, выберите один из предложенных вариантов:

Красная георгина- красный георгин, густая тушь- густой тушь, травяная шампунь- травяной шампунь, холеная бакенбарда- холеный бакенбард, розовое фламинго- розовый фламинго, белый лебедь – белая лебедь, маринованный иваси- маринованная иваси, солнечное Сочи- солнечный Сочи, дорогая салями- дорогие салями, теплое кашне- теплый кашне, фальшивый банкнот- фальшивая банкнота, знакомая ветеринар- знакомый ветеринар.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих имен существительных:

Мандарин, абрикос, помидор, кочерга, сабля, серьга, барышня, сапог, носки, чулки, бояре, простыня, киргизы, погоны, свеча, баржа, рельсы, гектары, граммы, узбеки, доли, вафля, яблоко, банан, горожане, сумерки.

Задание 5. Образуйте форму множественного числа от следующих имен существительных:

Инженер, профессор, шофер, бухгалтер, монтер, слесарь, лоцман, плуг, инспектор, корректор, лекарь, сектор, рупор, снайпер, договор, выговор, юнкер, торт, прожектор, трактор, соболь, счет, образ, пропуск, год, лагерь.

Задание 6. Поставьте следующие имена прилагательные в форму женского и среднего рода и в форму множественного числа:

Весел, вреден, глуп, груб, горд, глух, горек, густ, дешев, дорог, долог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, пуст, редок, сыт, светел, тесен, туп.

Основная литература

1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 2006.

Дополнительная литература

1.Тихонов А.Н., Шанский Н.М. Современный русский язык. - М, ,2006;

2. Современный русский язык/ Под ред.Б.А. Белошапковой. - М.,2005;

3.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.I - М., 2007.

Темы рефератов

1.Вопрос о классификации частей речи в русском языке.

2.Склонение имен прилагательных.

3.Звукоподражательные и модальные слова.

Литература для подготовки рефератов

1.Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 2006.

2.Виноградов В.В. Русский язык. М., 2004.

3.Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. М., 2007.

4.Реформатский А.А. Морфология // А.А. Реформатский. Очерки по морфологии, фонологии и морфонологии. М., 2008.

5.Русская грамматика. Т1.М., 2005

6.Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.,2004.

7.Распопов И.П., Ломов А,М. Основы русской грамматики. Воронеж.2004.

8.Богданов С.И. Форма слова и морфологическая форма. СП6, 2007.

Наши рекомендации