Г) Методы культурологических исследований
Культурология в системе научного знания
А) Культурология как наука и учебная дисциплина
Культурология – наука о культуре. Культура – это все, что создано человеком и отличает его от природы(материальное и культурное).
Культура не наследуется биологически или генетически. У культуры есть вне биологический процесс передачи информации. Культура передается в результате образования и воспитания в семье и в обществе.
Культурология – это молодая область науки. Которая появилась в конце XX века
Причины возникновения культурологии: - кризис европейской культура - переход к информационному обществу
Культурология в России складывается во время больших перемен (с 1990 гг.) Кризис в Европе вызывает новый интерес к культурологии
Лесли Уайт (1900 – 1975) – антрополог (основатель новой дисциплины)
Значение культурологического знания для человека: - культурология облегчает вхождение человека в общество в систему его норм и ценностей (процесс социализации) - влияет на уровень профессионального образования ( потому что культурные ценности доминируют над узкопрофессиональными) знания культурологии позволяет уменьшить количество ошибок в профессиональной работе.
Предмет культурологии – наука изучает знаково-коммуникативный, ценностно-цифровой смысловой, нормативно-регулятивный аспект человеческой деятельности.
Б) Культурология в системе гуманитарных наук
Культурология – интегрирующая наука
Философия культуры | Социальная культура | Философия истории |
Этнография | Культура | Культурная антропология |
Психология | История культуры | Искусство |
Философия культура – общий закон развития культуры, сущность
Философия – изучает все законы мироздания
Антропология – изучает развитие человека, его появление, самостоятельное развитие в обществе
Культурная этнография – наука изучающая традиции, обычаи различных народов и эпох
Социология культуры – исследует культурные группы в обществе
История культуры – изучает конкретную, отдельную, уникальную культуры всех времен и народов
Психологическая антропология – механизмы усвоения человеком ценности культуры (память)
Культурология занимает серединное место между философии культуры и истории культуры
Цели культурологии проанализировать
- систему фактов культуры
- проанализировать связи между элементами культуры
- проанализировать динамику культуры
- проанализировать способы усвоение культурных феноменов (феномен – явление)
- проанализировать типы культур, модели с их нормами и ценностями
- проанализировать культурные коды и коммуникации взаимодействия культур
Культурология НЕ изучает
- общие законы функционирования общества
- не изучает материальную базу, научно-технологические процессы
- не изучает социальные структуры и группы общества (социология)
- не изучает мотивацию, переживание людей (психология)
- не изучает искусство (искусствознание)
- не изучает расы (этнография)
- не изучает природную среду (экология)
в)
Структура культурологии
- историю культуры
- историческая культурология (более теоретична)
- социология культуры
- прикладная культурология (управление культурными процессами через культурные институты)
В структуру культурологии НЕ входят
- философия
- антропология
- социология
-история искусств
-эстетика
г) Методы культурологических исследований
методы:
-общенаучные
- собственно-культурологический
Общенаучные:
- системный – рассмотрение культуры как целостного образование и взаимосвязанного
- синергетический подход (синергетика – наука о саморазвивающихся системах)
- анализ
- синтез
- абстрагирование
- обобщение
- индукция
- дедукция (от общего к частному)
- аналогия
-моделирование
- статистические методы чаще берет системный и инергитический подход
Собственно-культурологический:
- компаративный (сравнение)
- структурно функциональный (разложение объекта культуры на составе части, выявление функций (влияний)и их внутренних связей)
- семиотический (исследующий систему знаков и символов)
- генетический (возникновение, начало культуры)
- деятельностный (активность, творческие способности)
- дескриптивный (описание)
- герменевтический (толкование культурных текстов)
- аксеологический метод (ценности из культурной жизни человека)
- просветительский (гуманитарный) ТОЛЬКО ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Биосферный – глобальный аспект культуры (Гумилев)
НЕ относятся:
- метод факторного анализа
- социологический метод
24.02.12 Лекция №2
Культура как объект исследования культурологии. Морфология культуры
Понятие культура имеет более 1000 определений
Понятие культуры развивалось исторически
Историческая эпоха | Определение культуры | |
Первобытная | Cultura обработка возделывания | Природа культуры= синкретизм |
Античная (800 до н.э. 5 н.э.) Ремесло, город | 1)обработка возделывания 2)разумное суждение; ум; воспитание меры и порядка 3)Жизнь по вечным законам космоса | Софокл говорил: «много в природе сил но сильнее человека нет» Протагор «человек есть мера всех вещей» Аристотель «Этика –умеренность (ум и разумное поведение)» Цицерон «целью культурного процесса является создание идеального сознательного гражданина» 1)философия=культура ума 2)воспитание |
Средневековье V-XV Религии | Духовное совершенствование человека через богослужение -Аскетизм | |
Возрождение XIV-XVI | Воссоздание гуманизма – веры в человека (человека-творца) | |
Новое время XVIII-XIV ВРЕМЯ: -Капитализма -рынков -частная собственности -науки | Разграничила природу и культуру как искусственное создание человека Гоббс, Пуффендорф | |
Эпоха просвещения XVIII -Образование -Наука | Руссо, Гердер (вторая природа) Кант, Гегель (считали что культура переходная ступень от ненависти к высшей морали) Культура – это сложное целое слагающееся из знаний, веровании, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей привычек, усвоенных человеком, как членом общества. При многообразии определений культуры у всех автороа можно вырразить общие характеристика: 1)Культура – это сущностное самая главная характеристика человека отличающая его от животного 2)Человек создает искусственный мир ценностей, символов 3)Культура не наследуется биологически, а приобретается в результате воспитания и образовании в обществе 4)Культура – это сложная само-организованная система, сеть отношений созданной человеком культуры к природе. Обществу и самому человеку | Тайлор 1832-1917 исследовал первобытную культура (которая считается классической) Тайлор – стоял на системе (от варварства культурной цивилизации) Культура мыслилась как однолинейная развитие в форме Европо-центризма В XIV-XX культура развивается полилинейно. Полилинейность – развивается в теории локальных цивилизаций Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Появилось выражение заката культуры. Классификацию определений дали в середине 20-го века Крубур и Клакхон. Современная трактовка цивилизации– это мир идей, знаний, ценностей и символа. |
Функции культуры – это свойство, действие, влияние культуры
1)Адаптивная – к среде
2)Гносеологическое – познавательная функция через науку
3)Информативная (трансляционная) - меж покаленная передача информации (черехз вещи, слухи)
4)Коммуникативная – функция общение человека с человеком
5)Интегративная – объединяющая людей на основе их взглядов, ценностей
6)Регулятивная – система норм и требований (разрешительная и запретительная)
7)Аксиологическая – оценочная функция, формирование системы ценностей
8)Инкультурация – процесс вхождения в культурную среду
9)Социализация – процесс усвоения знаний. Норм, ценностей необходимых для жизни в обществе
Морфология культуры
Морфология – это строение структуры, формы культуры
В структуре выделяются 2 уровня:
а) обыденный уровень – это повседневная культура
б) Специализированный – профессиональная культура (политика. Экономика, технология, знания науки, слухи сплетни, домашнее хозяйство)
Критерии структурирования классификации культуры:
КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ (ПРИМЕРЫ) | КРИТЕРИИ |
Русский язык | Лингвистический |
Европейская | Региональный |
Артефакты | Материально-духовной |
Крестьянская – дворянская | Социально-экономическая |
Конкретная | Локальная |
Универсальная | Глобальная |
Усредненная (слабого качества) | Массовая культура |
Высокого качества | Элитарная |
Господствующая (доминирующая) | Срединная культурология |
Противостоящая | Контркультура |
Отдельная | Субкультура |
Пограничная | Моргинальная |
Сферы и реформы культуры
Сфера | Компоненты |
Социальная культура | Нравственную, правовую, политичекую |
Нравственная | Ценности и нормы поведения |
Правовая | Юриспруденция, правопорядок, общественное мнение |
Политическая | Управленческая властная деятельность и идеология |
Духовная | Мифология (вымосел), религия (конфессии, мистика, магия), искусство (система образов), философия (наука об общих законов природы и общества) |
Материально-техническая | Превращение природы в культуру, создание артефактов |
Хозяйственная | Экономика, торговля, домашнее хозяйство |
Научная | Рациональное знание о мире, бытовая логика |
Технологическая | Техника инженерия |
Физическая | Физкультура, спорт, отдых, охрана здоровье, продолжение рода. |
Особы выделяется массовая и элитарная культура
Массовая культура – рассчитанная на огромное количество людей, на среднего потребителя (невысокого качества), на индустриальный способ производства, дя ее восприятия не нужно образование.
Массовая культура – одинаковая, тривиальная (обычная), доступная, стереотипная, повторяющаяся.
Элитарная культура – властной, богатой верхушке общества, и интеллигенции, культура высокого качества, обеспечивает прогресс в развитии культуры.
Элитарная группа – индивидуальность, оригинальность, творческая, широкий спектр выразительности.
Контркультура – противостоит господствующей культуре (битники, хиппи, рокеры, панки, скинхеды)
Субкультура – отделяется от господствующей культуры, замкнутая культура (афганцы, инвалиды, старообрядцы, городская сельская молодежь)
23.03.12 Культура – как система знаков Лекция №3
Предмет культурологии – это мир ценностей и знаков
I Семиотика
Семиотика (семантика) – это наука, которая изучает культуру как систему знаков
Основоположник семиотики – немецкий философ Кассирер (1874-1945) Он называл человека символическим животным.
Лотман (1922-1993) – основатель структурно-семиотической школы в Москве и Тарту
Семиосфера(семиотическое поле):
1..Языки
2..Знаки
3..Символы
4..Культурные коды
5..культурный текст
Культуру каждого коллектива можно рассматривать как совокупность языков
Классификация языков (3 класса):
1..Естественные языки
2..Искусственные языки (наука, специализированная знаковая система)
3..Вторичная моделирующая система (моделирующая система, знаковая система) – мифология, религия, вера, философия, политика, право, телевидение, интернет.
Функции языка в культуре
1..Когникативная – функция мышления
2..Комуникативная – общение
3..Культура речи:
А) соответствие литературным нормам
Б) индивидуальный стиль
II Знаки
Знак обозначает предмет, действие или событие
Знак произвольное, холодное, безразличное обозначение предмета
Знаковая система (типы):
1..Естественные знаки (знаки признаки) – следы. Естественные знаки лучше всего знали первобытные люди.
2..Функциональные знаки (естественные + функция) – компьютер
3..Иконические знаки (образ Бога) – портрет
4..Конвенциональные знаки (условные) договорные знаки – светофор
В теории знака есть 3 ограничения:
1..Семантика – отношение знака к значению (выявление смысла знака)
2..Синтактика –отношение между элементами языка и правилами (образования сочетания)
3..Прогматика – отношение между знаком, языком и пользователем
III Символ
Символ (теплый знак) – знак со скрытым ценностным значением
Пример: если хлеб это знак, солонка – знак, то каравай символ гостеприимства