Г) Методы культурологических исследований

Культурология в системе научного знания

А) Культурология как наука и учебная дисциплина

Культурология – наука о культуре. Культура – это все, что создано человеком и отличает его от природы(материальное и культурное).

Культура не наследуется биологически или генетически. У культуры есть вне биологический процесс передачи информации. Культура передается в результате образования и воспитания в семье и в обществе.

Культурология – это молодая область науки. Которая появилась в конце XX века

Причины возникновения культурологии: - кризис европейской культура - переход к информационному обществу

Культурология в России складывается во время больших перемен (с 1990 гг.) Кризис в Европе вызывает новый интерес к культурологии

Лесли Уайт (1900 – 1975) – антрополог (основатель новой дисциплины)

Значение культурологического знания для человека: - культурология облегчает вхождение человека в общество в систему его норм и ценностей (процесс социализации) - влияет на уровень профессионального образования ( потому что культурные ценности доминируют над узкопрофессиональными) знания культурологии позволяет уменьшить количество ошибок в профессиональной работе.

Предмет культурологии – наука изучает знаково-коммуникативный, ценностно-цифровой смысловой, нормативно-регулятивный аспект человеческой деятельности.

Б) Культурология в системе гуманитарных наук

Культурология – интегрирующая наука

Философия культуры Социальная культура Философия истории
Этнография Культура Культурная антропология
Психология История культуры Искусство

Философия культура – общий закон развития культуры, сущность

Философия – изучает все законы мироздания

Антропология – изучает развитие человека, его появление, самостоятельное развитие в обществе

Культурная этнография – наука изучающая традиции, обычаи различных народов и эпох

Социология культуры – исследует культурные группы в обществе

История культуры – изучает конкретную, отдельную, уникальную культуры всех времен и народов

Психологическая антропология – механизмы усвоения человеком ценности культуры (память)

Культурология занимает серединное место между философии культуры и истории культуры

Цели культурологии проанализировать

- систему фактов культуры

- проанализировать связи между элементами культуры

- проанализировать динамику культуры

- проанализировать способы усвоение культурных феноменов (феномен – явление)

- проанализировать типы культур, модели с их нормами и ценностями

- проанализировать культурные коды и коммуникации взаимодействия культур

Культурология НЕ изучает

- общие законы функционирования общества

- не изучает материальную базу, научно-технологические процессы

- не изучает социальные структуры и группы общества (социология)

- не изучает мотивацию, переживание людей (психология)

- не изучает искусство (искусствознание)

- не изучает расы (этнография)

- не изучает природную среду (экология)

в)

Структура культурологии

- историю культуры

- историческая культурология (более теоретична)

- социология культуры

- прикладная культурология (управление культурными процессами через культурные институты)

В структуру культурологии НЕ входят

- философия

- антропология

- социология

-история искусств

-эстетика

г) Методы культурологических исследований

методы:

-общенаучные

- собственно-культурологический

Общенаучные:

- системный – рассмотрение культуры как целостного образование и взаимосвязанного

- синергетический подход (синергетика – наука о саморазвивающихся системах)

- анализ

- синтез

- абстрагирование

- обобщение

- индукция

- дедукция (от общего к частному)

- аналогия

-моделирование

- статистические методы чаще берет системный и инергитический подход

Собственно-культурологический:

- компаративный (сравнение)

- структурно функциональный (разложение объекта культуры на составе части, выявление функций (влияний)и их внутренних связей)

- семиотический (исследующий систему знаков и символов)

- генетический (возникновение, начало культуры)

- деятельностный (активность, творческие способности)

- дескриптивный (описание)

- герменевтический (толкование культурных текстов)

- аксеологический метод (ценности из культурной жизни человека)

- просветительский (гуманитарный) ТОЛЬКО ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Биосферный – глобальный аспект культуры (Гумилев)

НЕ относятся:

- метод факторного анализа

- социологический метод

24.02.12 Лекция №2

Культура как объект исследования культурологии. Морфология культуры

Понятие культура имеет более 1000 определений

Понятие культуры развивалось исторически

Историческая эпоха Определение культуры  
Первобытная Cultura обработка возделывания Природа культуры= синкретизм
Античная (800 до н.э. 5 н.э.) Ремесло, город 1)обработка возделывания 2)разумное суждение; ум; воспитание меры и порядка 3)Жизнь по вечным законам космоса Софокл говорил: «много в природе сил но сильнее человека нет» Протагор «человек есть мера всех вещей» Аристотель «Этика –умеренность (ум и разумное поведение)» Цицерон «целью культурного процесса является создание идеального сознательного гражданина» 1)философия=культура ума 2)воспитание
Средневековье V-XV Религии Духовное совершенствование человека через богослужение -Аскетизм  
Возрождение XIV-XVI Воссоздание гуманизма – веры в человека (человека-творца)  
Новое время XVIII-XIV ВРЕМЯ: -Капитализма -рынков -частная собственности -науки Разграничила природу и культуру как искусственное создание человека Гоббс, Пуффендорф  
Эпоха просвещения XVIII -Образование -Наука   Руссо, Гердер (вторая природа) Кант, Гегель (считали что культура переходная ступень от ненависти к высшей морали) Культура – это сложное целое слагающееся из знаний, веровании, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей привычек, усвоенных человеком, как членом общества. При многообразии определений культуры у всех автороа можно вырразить общие характеристика: 1)Культура – это сущностное самая главная характеристика человека отличающая его от животного 2)Человек создает искусственный мир ценностей, символов 3)Культура не наследуется биологически, а приобретается в результате воспитания и образовании в обществе 4)Культура – это сложная само-организованная система, сеть отношений созданной человеком культуры к природе. Обществу и самому человеку Тайлор 1832-1917 исследовал первобытную культура (которая считается классической) Тайлор – стоял на системе (от варварства культурной цивилизации) Культура мыслилась как однолинейная развитие в форме Европо-центризма В XIV-XX культура развивается полилинейно. Полилинейность – развивается в теории локальных цивилизаций Данилевский, Шпенглер, Тойнби. Появилось выражение заката культуры. Классификацию определений дали в середине 20-го века Крубур и Клакхон. Современная трактовка цивилизации– это мир идей, знаний, ценностей и символа.
     

Функции культуры – это свойство, действие, влияние культуры

1)Адаптивная – к среде

2)Гносеологическое – познавательная функция через науку

3)Информативная (трансляционная) - меж покаленная передача информации (черехз вещи, слухи)

4)Коммуникативная – функция общение человека с человеком

5)Интегративная – объединяющая людей на основе их взглядов, ценностей

6)Регулятивная – система норм и требований (разрешительная и запретительная)

7)Аксиологическая – оценочная функция, формирование системы ценностей

8)Инкультурация – процесс вхождения в культурную среду

9)Социализация – процесс усвоения знаний. Норм, ценностей необходимых для жизни в обществе

Морфология культуры

Морфология – это строение структуры, формы культуры

В структуре выделяются 2 уровня:

а) обыденный уровень – это повседневная культура

б) Специализированный – профессиональная культура (политика. Экономика, технология, знания науки, слухи сплетни, домашнее хозяйство)

Критерии структурирования классификации культуры:

КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ (ПРИМЕРЫ) КРИТЕРИИ
Русский язык Лингвистический
Европейская Региональный
Артефакты Материально-духовной
Крестьянская – дворянская Социально-экономическая
Конкретная Локальная
Универсальная Глобальная
Усредненная (слабого качества) Массовая культура
Высокого качества Элитарная
Господствующая (доминирующая) Срединная культурология
Противостоящая Контркультура
Отдельная Субкультура
Пограничная Моргинальная

Сферы и реформы культуры

Сфера Компоненты
Социальная культура Нравственную, правовую, политичекую
Нравственная Ценности и нормы поведения
Правовая Юриспруденция, правопорядок, общественное мнение
Политическая Управленческая властная деятельность и идеология
Духовная Мифология (вымосел), религия (конфессии, мистика, магия), искусство (система образов), философия (наука об общих законов природы и общества)
Материально-техническая Превращение природы в культуру, создание артефактов
Хозяйственная Экономика, торговля, домашнее хозяйство
Научная Рациональное знание о мире, бытовая логика
Технологическая Техника инженерия
Физическая Физкультура, спорт, отдых, охрана здоровье, продолжение рода.

Особы выделяется массовая и элитарная культура

Массовая культура – рассчитанная на огромное количество людей, на среднего потребителя (невысокого качества), на индустриальный способ производства, дя ее восприятия не нужно образование.

Массовая культура – одинаковая, тривиальная (обычная), доступная, стереотипная, повторяющаяся.

Элитарная культура – властной, богатой верхушке общества, и интеллигенции, культура высокого качества, обеспечивает прогресс в развитии культуры.

Элитарная группа – индивидуальность, оригинальность, творческая, широкий спектр выразительности.

Контркультура – противостоит господствующей культуре (битники, хиппи, рокеры, панки, скинхеды)

Субкультура – отделяется от господствующей культуры, замкнутая культура (афганцы, инвалиды, старообрядцы, городская сельская молодежь)

23.03.12 Культура – как система знаков Лекция №3

Предмет культурологии – это мир ценностей и знаков

I Семиотика

Семиотика (семантика) – это наука, которая изучает культуру как систему знаков

Основоположник семиотики – немецкий философ Кассирер (1874-1945) Он называл человека символическим животным.

Лотман (1922-1993) – основатель структурно-семиотической школы в Москве и Тарту

Семиосфера(семиотическое поле):

1..Языки

2..Знаки

3..Символы

4..Культурные коды

5..культурный текст

Культуру каждого коллектива можно рассматривать как совокупность языков

Классификация языков (3 класса):

1..Естественные языки

2..Искусственные языки (наука, специализированная знаковая система)

3..Вторичная моделирующая система (моделирующая система, знаковая система) – мифология, религия, вера, философия, политика, право, телевидение, интернет.

Функции языка в культуре

1..Когникативная – функция мышления

2..Комуникативная – общение

3..Культура речи:

А) соответствие литературным нормам

Б) индивидуальный стиль

II Знаки

Знак обозначает предмет, действие или событие

Знак произвольное, холодное, безразличное обозначение предмета

Знаковая система (типы):

1..Естественные знаки (знаки признаки) – следы. Естественные знаки лучше всего знали первобытные люди.

2..Функциональные знаки (естественные + функция) – компьютер

3..Иконические знаки (образ Бога) – портрет

4..Конвенциональные знаки (условные) договорные знаки – светофор

В теории знака есть 3 ограничения:

1..Семантика – отношение знака к значению (выявление смысла знака)

2..Синтактика –отношение между элементами языка и правилами (образования сочетания)

3..Прогматика – отношение между знаком, языком и пользователем

III Символ

Символ (теплый знак) – знак со скрытым ценностным значением

Пример: если хлеб это знак, солонка – знак, то каравай символ гостеприимства

Наши рекомендации