Неужто так возомнили о себе лесные старцы, что для гостя, для своего государя не найдут хотя бы пригоршни воды, хотя бы доброго слова или ласкового взгляда?
TЕКСT 29
Никогда в жизни не испытывал Парикшит столь сильного гнева. Даже при встрече со вздорным самозванцем он умел сохнранить совершенное хладнокровие. А тут от неуталенных голода с жаждою не сдержал страсти.
TЕКСT 30
Уходя, Парикшит подцепил кончиком лука лежавшую на земле дохлую змею и повесил ее старику на плечо. Но и тогда не сказал ему отшельник ни доброго, ни дурного слова. Государь сильно огорчился, гнев его прошел, и он отправился обратно в свою столицу, а мудрец так и остался сидеть со змеею на плече.
TЕКСT 31
Всю дорогу домой государь размышлял о том, верно ли отшельник отрешился от внешнего мира или только претворился таковым, дабы не обременять себя трудами гостеприимства в отношении человека более низкого сословия.
TЕКСT 32
У старого подвижника был юный сын, который обладал необычайным могуществом, так что все исполнялось по его слову. Играл он с приятелями в деревне, когда рассказали ему о том, как обидели его родителя. С горечью в сердце отпрыск старого отшельника молвил:
TЕКСT 33
С каких пор цепные псы, призванные защищать покой высшего сословия, повадились хозяйничать в наших жилищах. Неужто забыли они свое место?
TЕКСT 34
Или власть имущие полагают, что духовные чины отныне поступили к ним в услужение и теперь не пес живет для хозяина, а наоборот?
TЕКСT 35
И верно с той поры, как верховный Хранитель наш, Кришна, покинул земные пределы, здесь воцарилось совершенное беззаконие. Негде теперь оскорбленному сердцу искать защиты. Так пусть же могущество мое станет на страже закона и справедливости.
TЕКСT 36
С этими словами благородный отрок окропил себя водою священной реки Каушики и, воздев руки к небу, сотворил страшное проклятие.
TЕКСT 37
"Да погубит Парикшита через семь дней ядовитый змей Такшака и да войдет в обитель Смерти сей сквернейший государь, поправший обычай наших патриархов!"
TЕКСT 38
И ступив в хижину отца, юный брахман опустился на землю и громко запалакал.
TЕКСT 39
Рыдания отпрыска вывели потомка Ангиры из его забытья и он, приоткрыв глаза, увидал на плече у себя мертвую гадюку.
TЕКСT 40
Стряхнув ее, он спросил сына, кто его обидел. В ответ мальчик поведал мудрецу обо всем, что произошло.
TЕКСT 41
Старый отшельник опечалился и принялся порицать своего гневливого сына.
Царь не знал о моем обете молчания, к тому же он был утомлен и раздражен неудачной охотою. Доныне он всегда поступал справедливо и не заслужил проклятия за столь ничтожную вину.
TЕКСT 42
Несмышленый, в свои годы ты не знаешь еще, что государь над людьми – человек не обычный. Он вершит на земле Божью волю, а потому не подсуден людским законам. Наше с тобою благополучие всецело зависит от него. Восставший на царя – воистину губитель своего счастья.
TЕКСT 43
Что доброго из того, что ты лишишь нас самодержца? Без царя страну приберут к рукам воры и разбойники, которые станут обходиться с согражданами как волки с отбившимися от стада ягнятами.
TЕКСT 44
Облачившись в чиновничьи платя, самозванцы примутся обирать народ свой. Провозгласив вздорные законы, сии жулики станут грабить купцов, уводить скот землепашцев, убивать мужей и насильничать жен. И повинны в таком безобразии будем мы с тобою, - ты, предавший смерти царя, и я, допустивший такое злодейство.
TЕКСT 45
Сословный долг и долг веры будут более не в почете, из-за чего в обществе изчезнет согласие. Общество, где нет согласия, ждет разврат, бедность и разорение. Народ, что не чтет закон Творца, скоро превращается в стаю обезьян и одичалых собак.
TЕКСT 46
Разве соизмеримо наказание, что определил ты нашему государю, с его поступком? Неужто Парикшит недостаточно благочестив в глазах твоих? Неужто не стоит он на страже закона веры? Вспомни, сколько жертвоприношений совершил он во имя богов. Если не Парикшит, то кто еще достоин носить имя святого царя? Ужели измученный жаждой и голодом сей праведник, пусть и допустивший неуважение к служителю духа, заслужил столь суровое проклятие?
TЕКСT 47-48
Высоко вознесся ты над ближним своим, позабыв, что нисшего по чину должно защищать, но не проклинать. Теперь, сын мой, остерегайся возмездия. Не от государя нашего, ибо раб Божий кроток и смирен пред своим гонителем и не ропщет, будучи оскорблен, обманут, или даже предан смерти. Остерегайся возмездия Господа Бога, ибо Он не прощает обидчика верного слуги Своего. Да смилостивится Господь над летами твоими. Да не будет Его наказание суровым.
TЕКСT 49