Объяснение нового учебного материала. 2.1.Разгадывание кроссворда.
2.1.Разгадывание кроссворда.
2.2.Беседа об искусстве графики.
2.3.Анализ иллюстраций и образцов рисунков.
Самостоятельная работа учащихся.
3.1.Инструктаж по охране труда и технике работы с красками. 3^2. Творческая деятельность.
Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
5. Домашнеезадание: предварительная работа.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, все ли готовы к уроку?
1.2. Связь с предыдущим материалом.
У. Скажите, пожалуйста, на какую тему вы рисовали на прошлом уроке?
Д. «Фрукты, овощи, грибы».
У. В каких тонах вы рисовали рисунок?
Д. Теплых.
2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Разгадывание кроссворда.
У.Обратите внимание на доску. Вам надо разгадать кроссворд. (Рис. 5а.)
1.Пятый по счету цвет в радуге. (Голубой.)
2. Жанр изобразительного искусства —
изображение одного человека или группы
людей. (Портрет.)
3. Жанр изобразительного искусства —
изображение группы предметов. (Натюр
морт.)
4. Последний цвет в радуге. (Фиолетовый.)
5. Вид изобразительного искусства, от сло
восочетания «писать жизнь». (Живопись.)
6. Первый цвет в радуге. (Красный.)
7. Второй цвет в радуге. (Оранжевый.)
У. Молодцы, ребята! Итак, ключевое слово — «графика». Графика — вид изобразительного искусства, от греческого слова «гра-фикос» — нарисованный.
2.2. Беседа об искусстве графики.
У. Графика — искусство, основы которого составляет рисунок, цвет не является главным. Ребята, а в каком виде изобразительного искусства цвет является главным?
Д. Живописи.
У. Да, действительно, в живописи. Но нельзя думать, что графике не свойственны цветовые задачи. В силу особых задач графического искусства, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного — от самых темных до самых светлых. Бумага также никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветовой оттенок, и художнику-графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать. При создании графических произведений художники могут работать на белой бумаге черной тушью, а на черный бумаге — белой гуашью. Но кроме белой и черной бумаги можно использовать и разноцветную. (Демонстрирует различные рисунки.) Настроение графических рисунков в зависимости от выбранных материалов будет разным.
— Ребята, давайте рассмотрим рисунки и решим, какое на
строение предали в своих произведениях художники-графики.
Д. Грустное, радостное, веселое. (И т. д.)
У. Вспомните, пожалуйста, и назовите изобразительные средства живописи.
Д. Главное выразительное средство — цвет; насыщенность, нюанс, колорит, ритм, контраст и др.
У. Изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно.
—Линия — это след движения точки на плоскости. Линия
может быть самой разнообразной. Чем меньше точка, тем тоньше
будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, кал
лиграфическую, геометрическую.
—По начертанию линии бывают прямые, ломаные, волнис
тые, комбинированные. (Демонстрирует.)
—Короткие линии называются штрихами. А штрих создает
пятно — фактуру предметов.
—Ребята, а сейчас, рассматривая произведения художников-
графиков, попробуем определить, какие изобразительные сред
ства, виды и жанры они использовали.
Д. Графика используется в различных целях, поэтому сложились определенные виды и жанры: станковая, прикладная, книжная графика (оформление литературных произведений).
У. Иллюстрации к книгам и их оформление — все это задачи книжной графики. Ребята, представьте себе книгу, в которой нет
ни одной иллюстрации. Эта книга, наверное, вам покажется неинтересной, хотя на самом деле может быть совсем не так. Для чего нужны иллюстрации в книгах?
Д. Чтобы раскрыть содержание текста.
У. Молодцы! А сейчас я расскажу вам о наших художниках-графиках, которые иллюстрируют книги.
— Георгий Георгиевич Поплавский родился 15 февраля 1931го
да на ^крайне. Закончил Минское художественное училище (1955),
Белорусский театрально-художественный институт (1961).Рабо
тает в разных техниках станковой и книжной графики. Народ
ный художник Беларуси (1997). Удостоен Международной пре
мии Дж. Неру. Член Белорусского союза художников. Его самые
известные работы — это иллюстрации к книге «Слово о полку Иго-
реве»; оформил поэму «Новая земля» Я. Коласа. Живет в Минске.
— Наиболее известной художницей, которой иллюстрирует
детские книги является Наталья Николаевна Поплавская. Роди
лась 19января 1931года в Саратове. Закончила Минское худо
жественное училище (1952), Белорусский театрально-художествен
ный институт (1964). Работает в станковой и книжной графике.
Среди лучших ее работ: серия «Палессе», гравюры к роману И. Ме-
лежа «Людз1 набалоце», иллюстрации к «Белорусским детским
песенкам», белорусской народной сказке «Музыка-чарадзей»,
сказкам Ш. Перро, книгам Р. Киплинга. Награждена дипломами
и медалями Г. Скорины. Участвовала в международных ярмар
ках детской книги в Братиславе. Живет в Минске.
2.3. Анализ иллюстраций и образцов рисунков. У.Ребята, давайте рассмотрим серию иллюстраций Н. Н. По-плавской «Сказки моего детства».