Тема 3 Культура. Образование.
Основные вопросы
1. Понятие культура
2. Функции и универсалии культуры
3. Образование как органическая часть культуры
4. Культурная компетентность
Понятие «культура» употребляется во множестве значений и при разнообразии определений присутствуют общие позиции, которые позволяют дать некоторое обобщенное понятие: культура как мир знаков, как сфера духовного производства, как системная совокупность духовных, художественных и материальных ценностей, как творчество и особая сфера деятельности.
Кармин А. С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.
Описательные— в них перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, напр., обычаи, верования, виды деятельности.
Антропологические— исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»).
Ценностные — трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми.
Нормативные— утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.
Адаптивные — культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям.
Исторические— подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.
Функциональные — характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней.
Семиотические— рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.
Символические— акцентируют внимание на употреблении символов в культуре.
Герменевтические— относятся к культуре как к множеству текстов, котовые интерпретируются и осмысливаются людьми.
Идеационные— определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.
Психологические — указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Дидактические— рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически).
Социологические — культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Возникают различные частные научные представления о культуре:
археологическое, где культура рассматривается как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения людей («материальная культура»);
этнографическое, в котором под культурой понимается специфический для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей;
этнопсихологическое, которое использует понятие культуры для выражения особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь и поведение представителей разных народов;
социологическое, видящее в культуре главным образом фактор интеграции общества, а также систему средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь людей.
Разработка теоретических взглядов на культуру в XX веке идет в двух основных направлениях: адаптационизм— рассматривает культуру как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место в объяснении культурных
явлений отводится здесь понятию деятельности. В русле этого направления развивается функциональная концепция культуры, ведущая начало от Б. Малиновского, который рассматривал культуру как порожденную обществом систему способов удовлетворения потребностей. К этому направлению примыкает и марксистская теория культуры как «исторически развивающейся совокупности внебиологически выработанных способов, средств и механизмов деятельности общества» (Э. Маркарян).
Другое направление — идеационизм— понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека.
Позиции адаптационизма и идеационизма имеют тенденцию к постепенному сближению: формируется информационно-семиотическая концепция культуры. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре является адаптационистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности.
2. В самых глубинных основаниях культуры любого народа содержатся сходные, более или менее одинаковые для всех культур элементы — культурные универсалии.К ним относятся язык, изготовление орудий труда, совместный труд, сексуальные запреты, танцы, мифы, обычаи гостеприимства и т. д. Нет, например, ни одной культуры в мире, где не отмечались бы три важнейших события жизненного пути человека: рождение, бракосочетание и смерть. В культурных универсалиях выражаются общечеловеческие ценности и идеалы, самые простые и общепринятые нормы и правила поведения людей. Например, такие нравственные ценности, как доброта, трудолюбие, уважение к материнству, забота о детях, любовь, дружба, мужество, и др. Общечеловеческие нравственные нормы ни в малейшей мере не дискредитируются от того, что в своем реальном поведении люди нередко нарушают их и даже достигают в результате этого какого-то жизненного успеха. Напротив, основанная на историческом опыте народов мудрость, философия, искусство, религия неизменно продолжают настаивать: не укради, не лжесвидетельствуй, трудись добросовестно, будь добрым, скромным и т. д. Эти простые принципы морали сохраняются в течение веков во всех культурах, и со временем их значение все больше осознается и возрастает.
Существование культурных универсалий обусловлено тем, что любые культуры воплощают «человечность», т. е. природу человека. Ведь культура и есть то, что делает человека — человеком, а группу людей — человеческим сообществом. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.
Функции культуры: человекосозидательная (гуманистическая); передачи социального опыта; коммуникативная; информационная; знаково-символическая (семиотическая); ценностная; индивидуализирующая; интегративная.
3. Швейцарский писатель и философ Петер Бьери описывает образование как способность ориентироваться в мире и связывает эту способность слюбопытством — неутолимым желанием познавать мир, раскрывать факты и объяснять почему они именно таковы. Образование существует как просвещение:оно предохраняет человека от участи жертвы. Того, кто разбирается что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре — политиков или рекламодателей. Образованность позволяет отличить правильный ход мысли от пустой риторики, тем самым защищает от навязчивой болтовни, промывки мозгов и всяческого сектантства, формируем критическое сознание. Образование воспринимается как историческое сознание, какисторическая любознательность. Это постижение разнообразия государственных институций и правовых систем, приобретение представлений о многогранности мира, уважения к чужой культуре, отказ от чувства собственного превосходства. «…человек может считаться образованным, если он глубоко и полно сознает великое многообразие форм жизни, выбираемых людьми». Образование способствует точному самовыражению. «Человек, читающий специальную литературу и пытающийся выработать собственное суждение по поводу конкретного предмета, приобщается к целому хору голосов. Он больше не одинок…». Он начинает видеть мир по-другому, обнаруживать в нем новые взаимосвязи. Читатель художественной литературы узнает как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния, обогащает палитру понятий. Образование вводит в самопознание, в анализирование своих мыслей и мнений, своих желаний и эмоций, осмысление своего прошлого и своего представления о будущем, создает и постоянно уточняет собственный образ. Образование воспитывает моральную восприимчивость, способность смотреть на мир глазами другого, развивает в человеке тонкое социальное
воображение, служит заслоном от жестокости. Образование может восприниматься как поэзия через яркое постижение жизненного момента в стихах, живописи, музыке. Свет, исходящий от слов, картин и мелодий, доступен лишь тому, кто видит их роль в многослойной целостности человеческой культуры. В этом ясное отличие образования от обучения.
В философском смыслеОБРАЗОВАНИЕ рассматривается как функция социума,оно обеспечивает воспроизводство и развитие самого социума, его систем деятельности и распределено по всей системе человеческих отношений. Образование как процесс трансляции культуры и реализации культурных норм осуществляется специальными социальными институтами в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей.
Внутри единого процесса и одной генерализированной функции необходимо выделять и анализировать как минимум пять отдельных функций и процессов: 1) О. в узком смысле — функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров — функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение — функция технологизации эпистемической деятельности; 4) воспитание — функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т. д.; 5) грамотность — функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни. В образовании как сфере социокультурной практики базовые образовательные процессы реализуются посредством кооперативного взаимодействия функциональной, методологической, научной, проектно-программной, исследовательской и оргуправленческой позиций ее представителей.
Помимо собственно культурных функций, образование выполняет в обществе также экономические, социальные и политические функции. Различные формы подготовки кадров (начиная со школы) поставляют хозяйственной системе работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями и ориентациями. Конечно, эта подготовка не должна сводиться к профессиональному образованию, без достаточно высокого уровня образования человек не в состоянии ориентироваться в современном технологическом производстве, требующем налаженного сервиса и информатики. В социальном плане образование — важный механизм, поддерживающий как воспроизводство социальной инфраструктуры, так и социальную мобильность. Массовая и обязательная подготовка подрастающего поколения к вступлению в жизнь пополняет рабочий класс, крестьянство, служащих и интеллигенцию. Таким образом, образование должно одновременно соответствовать принципам разных сфер социальной регуляции.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, которое считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
О существовании грамотности (Ф.Г.) мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о Ф.Г., сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема Ф.Г. рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Применительно к европейскому региону постсоветского периода наиболее актуален следующий перечень параметров Ф.Г.: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.).
Учебные заведения культуры — высшие и средние являются институтами, обеспечивающими профессиональную социализацию, состоящую в овладении специализированными профессиональными знаниями и навыками, в приобщении к профессиональной культуре.
Образование должно способствовать тому, чтобы человек был во всеоружии перед лицом требований общества. Образование по своей структуре задумано так, чтобы обеспечивать защиту личности, предоставляя в ее распоряжение некий капитал, позволяющий найти ей свое место в современном мире, четко ориентируясь в сложившейся ситуации. В этом заключается социокультурная функция образования, его социально-критический потенциал, позволяющий личности критически относиться к явлениям современности.
4. Одним из важнейших направлений социокультурного образования является формирование культурной компетентности личности.
Это понятие означает прежде всего ту условно достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида в обществе, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю сумму обыденных (неспециализированных) знаний, а отчасти и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде, сумму правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регулятивов поведения, вербальных и невербальных языков коммуницирования, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т.п. Культурная компетентность личности может быть охарактеризована и как определенного рода утонченность параметров ее социальной адекватности, как идеальная форма ее проявления.
В этом сложном феномене можно выделить по крайней мере четыре структурные составляющие:
- во-первых, компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации – основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям; этот уровень компетентности обеспечивается в основном специализированными учебными дисциплинами общеобразовательного цикла – экономикой, политологией, правоведением, обществоведением;
- во-вторых, компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной и культурной регуляции – национальным и сословным традициям, господствующей морали, ценностям, нравственности, мировоззрению, и оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях, что обеспечивается в учебном процессе в основном такими дисциплинами, как история, философия, социология, этнология, искусствознание, этика, эстетика и др.;
- в-третьих, компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности – моде, имиджу, стилю, символам, регалиям, социальным статусам, интеллектуальным и эстетическим течениям и пр.; обучение компетентности такого рода, как правило, растворено в элементах многих гуманитарных дисциплин, но может быть обеспечено и специальными факультативными курсами;
- в-четвертых, компетентность, выраженная в уровне полноты и свободы владения языками социальной коммуникации – естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном обществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, семантикой атрибутики престижности, социальной маркировки и пр.; знания в этой области учащимся дают прежде всего дисциплины лингво-филологического и исторического циклов.
Существенную часть элементов такого рода культурной компетентности человек усваивает и осваивает с детства и постоянно корректирует ее в ходе общения со своим окружением на протяжении всей жизни. В формировании представлений человека о правилах бытового общежития и нормах социального взаимодействия с другими людьми решающую роль играют навыки, полученные в процессе воспитания в семье; социальную, историческую и художественную фактуру, в которой эти правила воплощаются и выражаются, человек изучает главным образом в средней школе, вычитывает в художественной, философской и иной литературе, усваивает из произведений искусства, получает по каналам СМИ и т.п.