Саргон Древний - правитель Двуречья.
Творческое начало в искусстве..
1.Стелла ц.Нарам-Суэна (форма горы, пейзаж, многоплан.)
2.Скульптурный портрет Саргона.
3.Глиптика как произведение искусства
· Послеаккадский период (конец 3 тыс. лет до н.э.) :
Гудеа из г.Лагаша - правитель Двуречья.
Спад в искусстве: дробные формы, однообразные темы, канон .
· Старовавилонское царство (2 тыс. лет до н.э.) :
Ц. Хаммурапи
Противоречивость в искусстве (канон творчество).
· Искусство Сиро-Финикии (3-2 тыс. лет до н.э.) :
I.Архитектура – массивность, самобытность, простота форм.
1. «Бит-хилани» – тип дворца или храма
Портик Ортостат
(колонны +перекрытие) (каменная плита с рельефом)
a. Дворец-храм ц.Капары.
b. г. Хаттуса (цитадель-укрепленный центр города; «львиные ворота».
II.Скульптура – связь с архитектурой, тяжесть,массивность.
1. Статуи богов, царей, священных животных (изваяния с Черной горы)
2.Рельефы на ортостатах, на скалах.
III.Художественные ремесла – керамика (хеттские сосуды), металлопластика (оружие, украшения).
Угадайка №1 «Искусство Месопотамии»
1.Каменная плита с рельефом в сиро-финикийских храмах и дворцах.
2.Искусство резьбы на каменных печатях.
3.Многоступенчатый храм-башня.
4.Древняя страна, расположенная в долине рек Тигра и Евфрата.
5.Инструмент, с помощью которого мастера Месопотамии делали рельеф на каменных печатях.
6.Наклонная лестница, используемая в архитектуре Месопотамии.
7.Названия самых крупных городов-государств Месопотамии.
8.Царь-философ, царь-поэт, вступивший на престол Аккадского царства после Саргона Древнего.
9.Нарисуйте, как выглядела древняя мозаика и каковы были ее основные цвета.
10.Тип храмов в искусстве Сиро-Финикии.
11.Царь, во ремя правления которого искусства Аккадского государства достигло наибольшего расцвета.
12.Вход в храм или дворец, колонны с перекрытием.
13.Молитвенная статуэтка для храма.
Месопотамия
Шумер
Аккад ЗИККУРАТ
ПАНДУС
ГЛИПТИКА
АДОРАНТ
БУТЕРОЛЬ
Саргон Древний
Гудеа из Лагаша
БИТ-ХИЛАНИ
ОРТОСТАТ
ПОРТИК
◘ Искусство Ассирии (9-7 вв. до н.э.)
Город-государство Ашшур
Военное гос-во Ассирия
(столица – Ниневия)
В искусстве – военная тематика;
идеал – царь-победитель, могучий воин;
творческое начало + каноны и традиции;
письменность (библиотека ц. Ашшурбанопела)
I.Архитектура – крепостной характер, разнообразие построек
1. Города-крепости (г. Ашшур, г.Дур-Шаррукин)
2. Типы храмов: зиккурат, «бит-хилани», ассирийский.
3. Глазурованный кирпич
II.Скульптура – составная часть архитектуры.
1. Статуи-колонны (царь-воин Ашшурнациропал )
2. Статуи крылатых быков с человеческими головами (ШЕДУ)
3. Рельефы – строгий канон, документальность, низкий рельеф – (барельеф)
свободная композиция, бытовые сцены, декоративность, высокий рельеф (горельеф)
III.Живопись – условность цвета (черн., красный, белый, синий)
IV.Художественные ремесла – глиптика, ткачество, резьба по кости.
◘ Нововавилонское искусство (7-6 вв. до н.э.)
Новое озвышение Вавилонии
ц.Набопаласар (завоеватель Ассирии и Урарту)
ц. Навуходоносор (строительство городов)
I. Архитектура – единые арх. ансамбли. (г.Новый Вавилон)
1. Ворота богини Иштар
a. глазурованный кирпич (изразец); цветовая гамма: синий, желтый, белый, красный.
b. изразцовый рельеф (выпуклое изображение) и фриз (плоское изобр. в полосе) – декор зданий.
2. «Вавилонская башня» (зиккурат Эттеменанки) – 7ярусов, 90*90*90 м3
3. «Висячие сады» - парки, расположенные уступами на специальных платформах. (ц.Нитокрида)
II.Скульптура – религиозный характер; почти не сохранилась.
III.Художественные ремесла – глиптика (печать – подвеска в виде капли).
◘ Искусство Древнего Ирана (Персии)
Империя Ахеменидов (6-4 вв. до н.э.)
ц. Кир – повелитель Азии (расцвет державы)
ц. Дарий I и его преемники (распад державы)
Религия – зороастризм (Заратуштра, Авеста)
Особ-сти искусства: терпимость к иным культ. традициям;
осн. тема – царское величие и религия;
осн.худ. образ – свящ. человеко-бык Гопатшах
I.Архитектура – роскошь, грандиозный размах построек;
1. г.Пасаргады – столица империи
a. ападана для приёмов
типы дворцов
b. таджара жилой дворец
c. гробница ц. Кира
2. г.Персеполь - религиозный центр империи: искусственная платформа h – 20м, дворцы, лестницы
3. г. Сузы – дворцы, украшенные изразцовыми фризами
4. Скальные гробницы царей.
II.Скульптура – рельефы дворцов и храмов; (осн.изобр.:цари, жрецы, солдаты, данники)
III.Художественные ремесла – торевтика (греч.) – рельефная обработка изделий из драгоценных металлов (золото, серебро)
Угадайка №2 «Искусство Месопотамии»
1.Столица империи Ахеменидов.(Эпоха Древней Персии.)
2.Город в Междуречье, где располагалась легендарная храмовая башня.
3.Украшение архитектуры из кирпичей, покрытых цветными глазурями.
4.Парадный дворец правителей империи в Пасаргадах.
5.Искусство изготовления изделий из драгоценных металлов.
6.Военное государство в Междуречье со столицей в Ниневии.
7.Украшенный изразцами один из проходов за крепостные стены нового Вавилона.
8.Религия Древнего Ирана (Персии).
9.Изразцовое плоское изображение, вытянутое в полосу.
10.Жилой дворец правителей династии Ахеменидов.
11.Правитель Древней Персии: царь-завоеватель.
12.Ассирийская скульптура: крылатый человеко-бык, -лев.
ФРИЗ
Ассирия
ШЕДУ
Вавилон Ворота Иштар
ИЗРАЗЕЦ
Пасаргады
АПАДАНА
ТАДЖАРА
Кир
ТОРЕВТИКА
ПОРТИК
ЗОРОАСТРИЗМ
Искусство Месопотамии.
По горизонтали:
1. Правитель Двуречья в после-аккадский период «... из Лагаша».
2. Этой богине посвящены знаменитые ворота Нового Вавилона.
3. Столица империи Ахеменидов.
4. Общее название региона рек Тигра и Евфрата + окрестные земли.
5. Государство в Двуречье XXIVв. До н.э.
6. Одно из первых значительных Государств в Двуречье.
7. Ступенчатая пирамида шумерского периода.
8. Вход в храм или дворец, оформленный колоннами и перекрытием. (Сиро-Финикия)
9. Культурная столица империи Ахеменидов.
10. Крылатый человеко-бык. (Ассирия)
11. Правитель Ново-Вавилонии, градостроитель.
12. Царь- завоеватель империи Ахеменидов
13. Инструмент для резьбы по камню (печати)
14. Правитель Двуречья, Старова-вилонское царство. Законотворец.
15. Наклонный лестничный уступ в шумерской пирамиде.
По вертикали:
1. Резьба по камню (цилиндр.печати)
2. Каменная плита с рельефом в храмах «бит-хилани»
3. Шумерская религиозная статуетка.
4. Декор шумерской архитектуры (узор из множества цветных гвоздей-конусов)
5. Знаменитая ..... башня Нового Вавилона.
6. Тип персидского дворца (для приемов).
7. Правитель Ассирии (собиратель библиотеки)
8. Религия персов эпохи Кира и Дария
9. Тип персидского дворца (жилого)
10. Декор месопотамской архитектуры (узор из глазурованных кирпичей.
11. Рельефная обработка изделий из драгоценных металлов. (Персия)
12.Правитель Двуречья в аккадский период «............ Древний»
Тема 4 Античное искусство.
Античность (лат.)-
1. древность, старина
2. историч. и культурный период греко-римской древности
3. вечная школа художника от ученика до зрелого мастера
Икусство Эгейского мира
(крито-микенская культура)
◘ Истоки –эпоха неолита(7-4 тыс. до н.э.)кирпич-сырец, глиняные фигурки женщин, керамика с примитивным орнаментом.
◘ Кикладские острова (3-2 тыс. до н.э.)
Киклады
I. Архитектура- жилые помещения из камня, гробницы
II.Скульптура- кикладские идолы (лаконичность, схематизм)
III.Художественные ремесла- керамическая посуда, «Сокровища Приама» (г.Троя, археолог Г.Шлиман)
◘ Остров Крит (28-12 вв. до н.э.)
Царь Минос, письменность, зодчество,
Столица-г. Кносс
I.Архитектура- кносский дворец-лабиринт(архитектор Дедал)
II.Скульптура- статуэтки (богини, танцовщицы)
III. Живопись - фрески (роспись по сырой штукатурке), раскрашенный рельеф.
IV.Художественные ремесла- вазы стиля «камарес» (единство формы и декора), каменные сосуды (стеатит), ювел. украшения
.
◘ Ахейская Греция (16-12 вв. до н.э.) – столица г.Микены
I.Архитектура- воинственно-суровый характер
1. Акрополь- укрепленный центр города
2. Мегарон- тип жилого дома, прообраз греческого храма
3. Погребальные сооружения-
шахтовые гробницы «тол`осы»
II.Скульптура - львиные ворота в Микенах (массивность, схематизм)
III.Живопись – тяжеловесность, плоские контуры.
IV.Художественные ремесла- металлопластика(золото)- маски, кубки, чаши, оружие. Вазопись(схематизм, геометрические узоры)
Угадайка №1 «Античность. Искусство Эгейского мира.»
1.Укрепленный центр в городах Древней Греции.
2.Живописная техника росписи по сырой штуатурке.
3.Острова Эгейского моря – колыбель искусства Древней Греции.
4.Легендарный город, воспетый в поэмах античных авторов и обнаруженный в XIX веке немецким археологом Шлиманом.
5.Погребальное сооружение, круглое в плане, покрытое ложным куполом.
6.Остров в Эгейском море – центр крито-микенской культуры.
7.Город, расположенный на этом острове, знаменитый огромным дворцом-лабиринтом.
8.Тип здания, сложившийся в эпоху эгейской культуры и ставший прообразом греческого храма.
9.Древний город, ставший культурным центром во времена завоевания Греции ахейскими племенами.
10.Художественный стиль в вазовой росписи острова Крит; характерные черты: единство формы и декора сосуда.
Киклады
Крит
Кносс
КАМАРЕС
ФРЕСКА
Микены
АКРОПОЛЬ
МЕГАРОН
ТОЛОС
Троя
Тема 5 Античное искусство. (продолжение).
Искусство Древней Греции
◘ Гомеровская Греция (11 – 8 вв. до н.э.)
I.Архитектура – связь с ремёслами.
1. Урны для хранения пепла в виде жилища
2. Священная роща, пещера, камень.
3. Жилой дом + мегарон (ахейская Гр.)
Греческий храм
II.Скульптура – сведения из античной литературы.
1. Ксоан - деревянный идол (геометрические формы )
2. Фигурки – предметы с орнаментом (глина); статуэтки из бронзы.
III.Художественные ремёсла – керамика.
1. Вазы-надгробия геометрический
2. Посуда стиль
3. Скульптурные украшения сосудов («геометрика»)
◘ Греческая архаика (7 - 6 вв. до н.э.)
Архаика (греч.) – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления
Демократизация общественного строя Греции(демос-народ). Идеал человека-свободный, политически активный гражданин.
Художественный идеал- юноша-атлет, ловкий, умный, гармоничный(гармония духа и тела).
I.Архитектура – в процессе становления.
1. Центр города-укрепленный акрополь
(храм-агора-театр)
2. Типы греческих храмов.
3. Ордер (порядок, строй)-особый тип архитектурной композиции; дорический- строгий, лаконичный; ионический- легкий, стройный.
II.Скульптура – от идола к образу человека.
1. Курос - (юноша-атлет)-выразительные детали, архаическая улыбка
2. Кора – (девушка)
3. Рельефы на метопах и фризах(раскрашенные)
III.Живопись-
1. Метопы-расписные плиты на фризе
2. Пинаки- расписные глиняные плиты
IV.Художественные ремёсла – керамика
1. Вазопись-ковровый стиль- чернофигурный стиль-краснофигурный стиль
◘ Греческая классика (5-конец 4 вв. до н.э.)
Афины - политический и культурный центр Греции
«Красота без прихотливости,
мудрость без изнеженности»-Перикл (прав.Афин периода расцвета)
Жизненный принцип афинян - «Ничего лишнего»
Художественный идеал- свобода, гармония, естественность человеческого бытия
I.Архитектура-регулярная планировка-застройка по плану, храм как живое существо(продуманные изменения в ордере), курватура, энтазис.
1. Святилище Зевса в Олимпии
2. Акрополь в Афинах, архитектор Фидий.
a Парфенон - главный храм акрополя; архитекторы Иктин и Калликрат(чистота и строгость, живой, изменчивый ритм)
b Эрехтейон- небольшой ионический храм(портик кариатид-колонн в виде женских фигур)
II.Скульптура- гармония и человечность
1.Ранняя класика-движение, сложные позы, объединение фигур общим действием
a Мирон- «Дискобол», поза контрапоста(резкие углы осей тела)
2. Высокая классика-период расцвета
a Фидий-идеальные обобщенные образы, тонкая моделировка, искусная раскраска.
b Поликлет- статичность, спокойствие, тяжеловесность, позы хиазма – спокойные оси тела («Дорифор», «Раненая Амазонка»)
◘ Поздняя классика
I.Архитектура- пышность, масштабность.
a Святилище Асклепия в Эпидавре
b Храм Артемиды в Эфесе
c Галикарнасский Мавзолей
II.Скульптура- сложность, противоречивость мира.
1. Скопас- борьба, страсть, напряжение(Менада, Амазономахия)
2. Пракситель- лиризм, мягкость, покой(Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом)
3. Лиссип- драматизм, противоречивость образов(«Апоксиомен», «Портрет Ал. Македонского»)
4. Леохар- изящество, эффектность, но! бездушность («Аполлон Бельведерский»)
5. Бюсты философов.
6. Терракотовые статуэтки из Танагры.
7. Надгробные рельефы
III.Живопись- почти не сохранилась, пейзажи, пространство, сдержанный цвет(по описаниям античных авторов).
IV.Художественные ремесла-ВАЗОПИСЬ
Чернофигурная Краснофигурная Белофонная
◘ Эллинизм (конец 4-1 вв. до н.э.)
Эллинизм.( вв. до н.э.) – этап в истрии стран Восточного Средиземноморья, выход греческой культуры за пределы Греции (Походы Ал. Македонского - Завоевание Востока Римом).
Искусство эпохи эллинизма - греческие +восточные традиции. Противоречивость (героика - быт, монарх - простолюдин)
I.Архитектура- регулярная застройка городов, пышность, связь с ландшафтом, инженерные поиски.
1. Новые типы зданий(библиотеки, маяк и т. п.)
2. Колоннады вдоль улиц, сады, парки.
3. Коринфский ордер-масштабность, пышность
II.Скульптура- классические традиции, разнообразие художественных школ.
1. Рельефы алтаря Зевса в г. Пергам, архитектор и скульптор Евмен(малоазийская школа)- страсть, драматизм –характерная эллинистическая традиция
2. Колосс Родосский, Ника Самофракийская- грандиозность, оптимизм(родосская школа)
3. Афродита(Венера Милосская) творческое исполнение классических традиций(аттическая школа)
III.Живопись - римские копии греческих фресок, мозаики, эскизность, декоративность.
IV.Художественные ремесла
1. Торевтика(посуда из драгоценных металлов, см. Др.Иран)
2. Глиптика(резьба по минералам, см. Месопотамия)
ГЕММЫ
(драгоценные камни с рельефом)
КАМЕЯ ИНТАЛИЯ
(выпуклое изобр.) (врезанное вглубь изобр.)
Тема 5 Античное искусство. (продолжение).
Искусство этрусков
Этруски – древние племена, населявшие северо-запад Аппенинского п-ова, Этрурию, и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской.
Периодизация исотрии этрусков.
I. Истоки – ранние полисы (8 в.до н.э.)
II. Протоархаика (7 – нач. 6 в.в. до н.э.)
III. Архаика (6 – нач. 5 в.в. до н.э.)
IV. Классика (5 в. до н.э.)
V. Завершающий период (4-1 в.в до н.э.)
◘ Истоки искусства этрусков (8 в. до н.э.)
Северная и Ценральная Италия, Вилланова культура (поселение Вилланова на севере Италии; прикладные изделия из железа, бронзы).
I.Архитектура – почти не сохранилась.
Хижины (дерево, глина) Храмы, жилища вождей (туф)
Постройки, врытые в землю, двухскатная крыша из брёвен, отделка кирпичём-сырцом и керамическими плитами.
II.Художественные ремесла – погребальные урны-хранилища пепла (бронза, глина), стилизованные под храм или фигуру человека (геометризированный орнамент, ручки –прилепы).
◘ Протоархаика (7 – нач. 6 вв. до н.э.)
Система видов искусств ( архитектура, скульптура, живопись, худ. ремесла)
I.Архитектура – в процессе становления.
1. Храмы: греческие традиции местные традиции
центр полиса место для молитвы
одухотворенная арх-ра примитивная арх-ра
на века нестойкие материалы
2. Фамильные гробницы: утверждение престижа (влияния, уважения) + продление загробной жизни.
Древние насыпные курганы
Тумулусы
(курганы с высокой стенкой из камня).
II.Скульптура – массивность, приземистость (влияние Вост. Греции); неточные пропорции, но детская непосредственность, эмоциональная выразительность.
III.Живопись – скромные настенные росписи, предчувствие расцвета (от геометрического орнамента – к архаическому реализму).
IV.Художественные ремёсла.
1. Керамика.
a. Канопы- сосуды для пепла в виде человеческих фигур.
b. Канопы, украшенные статуэтками из глины.
c. Сосуды стиля буккеро : обжиг без доступа воздуха.
грифельно-черный цвет
под лаком – блеск металла
«тонкое» буккеро «тяжелое» буккеро
(тонкие стенки, графич. орнамент) (толстые стенки, рельеф)
2. Ювелирное искусство: украшения с восточными мотивами, бронзовая посуда с рельефом (торевтика)
◘ Архаика (6 - начало 5 вв. до н.э.)
Культурные контакты с крупными городами и государствами; пышная роскошь, «восточный стиль с греческим привкусом»
I.Архитектура – декоративная выразительность целого.
1. Храмы.
a. Главное – фасад ( подиум, широкая лестница, глубокий портик; яркие керамические плиты, ажурные рельефы).
b. Тройная целла (главное помещение античного храма, святилище).
2. Гробницы
a. Архитектурная организация внутреннего пространства (погребальные камеры – крупнее; аванкамеры боковые ниши для саркофагов).
b. Настенная роспись.
II.Скульптура – наивность + выразительность.
1.Декоративное убранство храма.
a. Погребальные статуэтки (нарушенные пропорции).
b. Фантастические образы: Горгона, кентавр, химера(греч.) – огнедышащее чудовище в виде льва, козы и змеи.
c. Маски-антефиксы(лат.) – впереди прикрепленные; украшения по краям кровли из мрамора или терракоты.
d. Фронтонные композиции: ажурные рельефы, статуи (мастер Вулка).
2. Скульптурное завершение саркофага.
a. Парные надгробные статуи (полулежащие фигуры, архаичные улыбки).
b. Антропоморфные канопы (сосуды-скульптуры).
III. Живопись – погребальные росписи; темы: пиры, игры, охота, танцы, сражения (жизненность и динамичность)
Условные позы и жесты, обводка контура;
цвет ограничен (бел., черн., красн., желт.)
Анатомическая точность в изображении фигур,
сложные ракурсы, сочный цвет
Через праздничность погребальных обрядов – приобщение к потусторонннему миру, забота об усопших.
IV. Художественные ремесла.
I.Керамика – антропоморфные(человекоподобные) канопы, то есть сосуды-скульптуры.
II.Металлопластика (статуэтки, украшения, посуда, оружие)
1. Зернение (покрытие поверхности изделий мельчайшими крупинками того же металла, в осн. золота)
◘ Классика
Влияние архаики и ранней греч классики; реальное видение человека.
I.Архитектура – не ясность пропорций( как в арх-ре Греции), а декоративная выразительность целого.
1. Город – как целостный организм: регулярная планировка (гипподамова,система планировки античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и рынки, кратными стандартным размерам квартала. Связана с именем древнегреческого архитектора Гипподама из Милета (485—405 гг. до н. э.), низкие дома, внутренние дворики – атриумы.
2. Храмы – богатый декор фасада (яркая раскраска керамических плит, многофигурные раскрашенные композиции над фронтоном – акротерии)
II.Скульптура – приближение к классическим формам.
1. Малая пластика (бронза): гармоничное тело, но застывшее движение.
2. Урны-канопы в виде сидящей женщины с младенцем
«Божество Великой Матери»
торжественность, приземистость
одухотворенность застылость
(от греков) (от этрусков)
3. Урны-саркофаги с парными портретами (подражание греческой классике).
III.Художественные ремесла.
1. Керамика: терракотовые погребальные урны в виде домов и храмов; вазы классического краснофигурного стиля.
◘ Завершающий период
Нашествия, войны; растущее влияние Римской империи; постепенная потеря независимости – таково мироощущение этрусков 4-1 в.в. до н.э.
I.Архитектура – исчерпала себя.
II.Скульптура.
1. Монументальная – фронтоны храмов (многофигурность, яркая раскраска, пышность, драматизм, то есть этрусские + эллинистические традиции).
a) «Крылатые кони» из Тарквинии.
2. Станковая – портреты из бронзы и терракоты (психологизм, портретное сходство); урны для пепла, подобные сакофагам( с фигурами на крышке).
a) Парадная статуя Авла Метелла
b) Бюст так назыв. Брута (грозная энергия, скорбь; блестящее мастерство исполнения).
III.Живопись – самобытна, трагична (соответствует мироощущению этрусков этого периода); росписи гробниц.
Радость, праздник
печаль, безнадежность
интерес к внутр.миру интерес изображение чудовищ,
личности к предметному миру демонов