Изобразительное искусство и каллиграфия
Ислам, выступая за строгое единобожие, издревле боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись также не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. стало развиваться искусство миниатюры, в том числе и книжной. Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность. При всех различиях в художественных приемах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места действия и персонажей в миниатюрах сочетается с мастерским владением линией и цветом, множеством деталей. Позы действующих лиц отличаются выразительностью. Наиболее популярные изображения:
1) сцены царских приемов;
2) пиров;
3) охот;
4) сражений.
Придворные живописцы нередко служили одновременно и придворными историками, сопровождавшими султана в военных походах. Художник не стремился воспроизводить земную реальность. Истинный мир следовало постигать умозрительно, через чтение
Корана, произнесение молитв, начертание и созерцание священных надписей из Корана, хадисов, имен Аллаха и Мухаммеда. Священное слово Корана сопровождало мусульманина всю жизнь. В мусульманской средневековой культуре Востока и Запада
степень овладения «красотой письма», или каллиграфией, стала показателем интеллектуальности и образованности человека. Вырабатывались различные почерки. В основе 6 стилей письма лежала система «уставного письма» — система пропорций, определивших соотношения вертикальных и горизонтальных элементов
букв, а также букв в слове и строке. Орудием письма служило тростниковое перо — «калам», способ очинки которого зависел от избранного стиля и традиций школы. Материалами для письма служили папирус, пергамент и бумага, производство которой было налажено в Самарканде (Средняя Азия) в 60х гг. VIII в. Листы покрывали крахмальным клейстером и полировали хрустальным яйцом, что делало бумагу плот
ной и долговечной, а нанесенные цветными чернилами буквы и узоры — четкими, яркими и блестящими. В целом изобразительное искусство было ковровым, его характерными чертами были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.
Архитектура ислама
Необходимо отметить, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами греческих, римских и иранских традиций. С X в. здания начинают украшать растительными и геометрическими орнаментами, в которые были
включены стилизованные надписи — арабская вязь. Такой орнамент — европейцы его называли арабеска — был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. Главное место в постройке городов заняли культовые сооружения — мечети. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная, или пятничная, мечеть предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главный храм города стал называться Большой мечетью. Отличительными чертами любой мечети с конца VII — начала VIII в. стали михраб и минбар. С VIII в. важнейшим элементом соборной мечети стал минарет — высокая башня, с которой про
возглашали призыв к молитве. Арабский мир породил и такое уникальное явление, как мавританское искусство. Мавританское искусство — это условное название художественного стиля (смесь арабского и готического стилей), который сложился в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре. Жемчужина мавританского зодчества XIII—XIV вв. — Альгамбра (г. Гранада в Испании). Массивные стены крепости, башни и ворота, потайные ходы скрывают и защищают дворец. В основе композиции лежит система дворов (Дворик миртов, Дворик львов), расположенных на разных уровнях. Отличительные черты — хрупкие, похожие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах, тонкие витые колонны, кованые оконные решетки и разноцветные витражи.