Россия и европа, россия и азия. диалог западников и славянофилов.

Культурология

Вопрос 1

С появлением человечества появилась его культура. Она и является предметом культурологии. Проблема культуры многоаспектна, сложна и противоречива. Культурология рассматривает закономерности развития мировой культуры, культурные потребности и интересы, отношениe к материальному, а главное – духовному богатству, накопленному человечеством. Культурология исследует культурные, материальные и духовные ценности, особенности и достижения культурно-исторических типов.

составные структуры культурологического знания.

Философия культуры. Этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер. Как относительно самостоятельная область философии стремилась в единстве рассматривать теории о сущности и значении культуры. В философии культуры рассматривается структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества.

История культуры. Главной ее задачей дать конкретное знание о данной культуре. В культурологии выделяют определенные этапы, периоды в развитии культуры. Если в основу классификации положить временные критерии, то можно выделить, к примеру, античную культуру, культуру эпохи Возрождения и т. д. Если в основу положить национальные критерии, то можно выделить в истории культуры мировую, национальную или региональную культуру. История культуры не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники, творения великих гениев.

Социология культуры. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской, молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре.

Психология культуры. Некоторые ученые ее относят к социологии культуры, некоторые рассматривают уже как самостоятельную научную дисциплину. Ее интересуют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках конкретного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.

Культурная антропология. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни как архаичных народов, так и современных обществ. Культурная антропология, рассматривая отношения человека и природы, человека и человека в культурном контексте, проводит культурологический генезис. Культурантропология исследует определенные результаты духовно-культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции от человека к человеку от поколения к поколению.

Прикладная культурология. К прикладной культурологии относятся исследования, изучающие культурные процессы в их конкретных проявлениях, в более узком аспекте, что дает возможность изучить их основательно и детально. Это, например, исследование хиппи в 90-е гг. XX в. Прикладная культурология ориентируется на использование знаний о культуре в целях прогнозирования актуальных конкретных, узких культурных процессов.

Основные понятия культурологии. Культурология как наука выработала свои основные понятия: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурная картина мира, культурная самоидентификация, культурная модернизация и т. д.

Вопрос 2

Культура, как особый вид духовной деятельности, особая отрасль творчества, является предметом междисциплинарного изучения: философии, эстетики, истории, социологи. Однако все перечисленные науки по-своему рассматривают и исследуют культуру. К примеру, история констатирует культурные явления и преподносит их как свершившийся факт, этнография изучает национальный аспект культуры, особенности культуры и быта народов мира. Археология занимается раскопками предметов, памятников, в которых материализованы результаты культурной деятельности людей прошлых эпох. В отличие от них культурология представляет собой единство эмпирического анализа и теоретического осмысления, исторического исследования и философского познания культурных явлений и феноменов. Ее предмет, та же самая культура, не совпадает и не эквивалентна предмету изучения вышеперечисленных дисциплин. Поэтому она исследует культурно-исторические типы, их ценности и содержание, рассматривает механизмы формирования культуры и закономерности ее развития.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Вопрос 3

Интегративный потенциал культурологии довольно широк – история, философия, искусствознание, социология, лингвистика и пр.

Культурология, базирующаяся на соотношении теоретического и эмпирического пластов, складывающихся в развернутую систему знаний о культуре, исследует культуру как целостную сверхсложную систему взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга явлений и процессов в их динамике, в том числе исторически сложившийся социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению разных форм деятельности и взаимодействия, ценностно-нормативную систему, регулирующую и определяющую социальную практику.

Формирующееся как особое междисциплинарное направление, в рамках которого проблемы обусловливают обращение к определенной методологии и аналитическому аппарату (социологии культуры, культурной и социальной антропологии, философии, психологии, истории культуры), культурология «собирает» культурную реальность, «разбросанную» по проблемным областям социально-гуманитарного знания, онтологизируя (опредмечивая) культуру как целостность (А.С. Запесоцкий, А.П. Марков).

Выделяют три направления культурологического знания: гуманитарное, социально-научное и прикладное (А.Я. Флиер и др.). Если в гуманитарной культурологии в основном используются описательно-интерпретативные способы репрезентации культуры, то в социально-культурологическом анализе преобладают рационально-объяснительные методы.

Вопрос 4

Культурология — это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения.

Как и всякая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е. обретении целостной интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением. Задача культурологии—это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.

Вопрос 5

См 1 вопрос и схему в конспекте

Вопрос 6

Первому этапу формирования культурологии предшествовало становление термина и идеи «культура». Термин и идея «культура» появляются еще в конце античности у Цицерона, вероятно, это был способ осмысления римского мира как целого в оппозиции к варварству. За идеей культура стояло два смысла: 1) культура как культурное действие (лат. cultura, от корня colere ‒ «возделывать», другой вариант: «cultus» ‒ поклонение, почитание, культ), понимаемое как суть жизни, жизнь как таковая, и противопоставленное некультурному, варварскому, не жизни, и 2) культура как целое (античный мир), противопоставленное другому целому (варварству).

Нельзя сказать, что средние века были вовсе потеряны для культурного дела. Напротив, в этот период складывалась одна из важнейших предпосылок нового понятия культуры, и специфического его осознания в «философии культуры» – ощущение единого европейского человечества.

Процесс становления единой социальной целостности Европы завершается только в Новое время, а осознается в философии еще позднее, только в конце XIX века. Значительно раньше, начиная с XVII века, формируются практики (самосознание европейского человечества, колонизация других народов, миссионерство, торговля с Востоком и другие), потребовавшие нового понимания культуры. Культура теперь – это европейская культура, противопоставленная другим некультурным или предкультурным целостностям (примитивным народам, темным средним векам, дикому, странному Востоку), культура понимается как традиция (европейская), культура – это создание (творение) нового, культура как произведение.

Начиная с конца ХIХ века, но особенно в ХХ столетии рассмотренное здесь понимание культуры как конституирование европейской жизни отходит на второй план, а на первый встает научное изучение разных культур.

Эпоха Понимание и дифиниция культуры
Античность Культура – это: 1) целенаправленное воздействие на природу (обработка, уход, возделывание земли); 2) воспитание меры, гармонии и порядка. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями. «Пайдейя» (культура) - процесс формирования культурного человека (идеал человека); 3) культ (почитание, поклонение богам).
Средневековье Культура христианская. Монотоистическое и креацинистское понимание культуры. Культура – это: 1) преодоление ограниченности и греховности человека; 2) постоянное духовное самосовершенствование человека; 3) осознание им своего духовного родства с Богом.
Возрождение Гуманистическое и антропоцентрическое понимание культуры. Культура – это: 1)чувственная красота природы и телесно-духовная красота человека; 2) стихийно-индивидуалистическая ориентация человека, признававшего только свои желания; 3) результат собственных человеческих творений; то, что возвышает человека.
Новое время (эпоха Просвещения, 18 век) Понимание культуры приобретает статус научности. Культура – это: 1) степень человеческого в человеке, т.е. его внутреннее духовное богатство; 2) разум человека.
Современная эпоха Культура – это: 1) совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей; 2) техногенное, всестороннее развитие человека.

Вопрос 7

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение XVIII - сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества.

В 18 веке перед идеолагами просвещения остро встала проблема объяснения специфического образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они активно стали использовать термин culture, противопоставляя слову naturale - природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина "культура" выражали идею культуры, как сферы развития "человечности", "человеческой природы", "человеческого начала в человеке" в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества. Развитие культуры связывалось с развитием просвещения и процветания. В идеологии просвещения термин "культура" приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов просвещения, культура есть воплощение "истинной человечности", "подлинно человеческого бытия".

Представители эпохи просвещения:

Кант

Качественно разделил 2 мира: мир природы и мир свободы. Только второй есть подлинно человеческий мир, то есть мир культуры.

Иоган Гердер (1744 - 1803) - немецкий философ и культуролог

Человек воспитывается только путем подражания и упражнения: преобраз переходит в отображение, лучше всего назвать этот период преданием или традицией. Что, сколько человек воспримет, как и что усвоит, применит и употребит, - все это зависит только от присущих человеку сил, а в таком случае воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический; процесс генетический - благодаря передаче, традиции, процесс органический - благодаря усвоению и применению переданного.

В работе "О происхождении языка" говорит, что человек как существо подчинен природным закономерностям, но плохо приспособлен к ним. От гибели его спасает "смышленость", которая выражается в языке. В своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни и равнозначны для Гердера человеческой культуре. Историческое становление и развитие языка он осмысляет как бесконечный процесс развития культуры через преемственность различных культур. В самом известном труде "Идеи философии и истории человечества" - представляет развертывание истории мировой культуры под влиянием живых человеческих сил, продолжающих собой "органические силы" природы, которые в виде внешних условий также воздействую на культуру. Однако ее развитие зависит от проявления внутренних закономерностей. Например, усвоение опыта более ранних исторических форм культур. Важнейшие части культуры: язык, наука, ремесло, искусство, семья, государство, религия, взаимовлияние этих элементов есть источник культурного развития.

Вольтер (1694 - 1778) - великий французский писатель и философ эпохи Просвещения, продолжатель французского классицизма

Счастлив тот..., кто умеет укреплять себя Локком, просвещать Кларком и Ньютоном, находить духовный подъем в чтении Цицерона и Боссюэта, украшает себя прелестью стихов Вергилия и Тасса. Глубокое произведение - "Кандиди, или Оптимист".

Дени Дидро - выдающийся мыслитель 18 века, основатель и глава школы французского материализма в философии, создатель школы реализма в литературе и искусстве

Вопрос 8

См. конспект

Вопрос 9

Карл Генрих Маркс — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель.

Согласно Марксу, чувства человека формируются на основе предметов культуры, т. е. предметов, созданных человеком для человека. Главное в труде, по Марксу, то, что человек, производя необходимые себе вещи, производит самого себя во всех своих человеческих качествах, а также в том, что называется человеческой субъективностью. Первый и самый мощный из всех когда-либо живших мыслителей, Маркс показал миру грандиозное значение труда в истории культуры, показал его всепобеждающую силу и обосновал историческую необходимость власти пролетариата революционного преобразования жизни сообразно интересам большинства, интересам трудового народа.

Он научно обосновал революционную борьбу рабочего класса,

ставящего своей задачей экспроприировать всю массу труда, воплощённую в

сокровищах культуры, созданных непосредственно предками рабочих или при

неизбежном участии их энергии.

Вопрос 10

Особое место в культурологических концепциях XIX – первой половины XX века занимает тема кризиса культуры, развитие которой способствовало укреплению культурологического знания. Центральное место в этих концепциях занимают культурологические идеи Шпенглера, изложенные в его основном сочинении “Закат Европы” (1923). Эта книга становится сенсацией, символом величайшей тревоги начала XX века. Речь в ней идет о неизбежной гибели современной западной культуры, в поступательное развитие которой прежде верили всецело.

“Закат Европы” это произведение, которое содержит биологическую философию истории: каждая культура является живым организмом и проходит те же стадии, которые в своем развитии проходит любой иной живой организм: детство, юность, зрелость и гибель.

Ф.Ницше в своей концепции также затрагивает тему кризиса культуры Развитие современной культуры, по мнению Ницше, ведет к упадку "высшего типа человека", к торжеству усредненной посредственности. Наука все больше упорядочивает жизнь, регулирует ее (вот оно, торжество аполлонического начала), в этой действительности остается все меньше места для героической личности.

Наиболее ярким показателем кризисного состояния современной культуры Ницше считает "убыль достоинства человека". Главную причину кризиса Ницше видит в широком распространении идей нигилизма ("Утверждаю, что воля к власти отсутствует во всех высших ценностях человечества, - узурпировав самые святые имена, господствуют ценности гибельной деградации, ценности нигилистические" ). Распространение нигилизма, по мнению Ницше, закономерный итог краха христианских идей в современной культуре. Предваряя Шпенглера, Ницше разделяет понятие культуры и цивилизации, рассматривая последнюю как стадию развития, следующую за культурой. Именно в 19 в. европейская культура, испытав глубочайший кризис, стала вырождаться в цивилизацию, считает философ.

Й.Хейзенга в своей игровой концепции также упоминает, что стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в 20 веке. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры, по мнению Хейзинги, как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры. Ответа на вопрос, каковы же пути выхода современной культуры из кризиса голландский культуролог не дает. Хотя, исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры.

Вопрос 11

Немецкий философ истории и культуры Освальд Шпенглер (1880-1936) в своей знаменитой работе "Закат Европы" подверг яростным атакам идею единства мировой культуры. Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании общества.

Рассмотрение культуры как универсальной категории предполагает следующие направления:

1) культура как основа интеграции или дифференциации;

2) выявление роли культуры в поддержании социальной стабильности, преемственности, динамики развития (культура как система создания, хранения, распространения, обмена, потребления духовных ценностей).

Его циклическая модель исторического процесса модифицируется признанием объединяющей роли "мировых проповеднических религий" (буддизм, христианство, ислам), которые и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

В работе "Закат Европы" он выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" - способа "переживания жизни": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающая русско-сибирская культура;

во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития; рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.

На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из вышеназванных культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, второй - "механическим" типом эволюции, представляющим собой "окостенение" органической жизни культуры и ее распад. Все содержимое культуры, таких образом, полностью исчерпывается отдельными культурами, чередующимися, однократными, несвязанными, одна другую подавляющими. Ни о какой цельности мировой культуры при таком понимании не может быть и речи.

Вопрос 12

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП — самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической концепции, изложенной в его книге “Россия и Европа”

Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять “полноценных” культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилонский 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие “насильственной смертью” до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа — формирующийся славянский и германо-романский.

Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития:

· В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа — языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию.

· Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость.

· Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития.

· В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств.

· В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.

Этапы жизни К.И.Типов:

1. Подготовительный – 1000 лет

2. Складывание государства – 400 лет

3. Период расцвета – 100-150 лет

4. Застой жизни, апатия культуры.

Вопрос 13

Арнольд Тойнби является историком XX века. Его многочисленные труды посвящены развитию мировой культуры.

Заслуга Тойнби состоит в том, что он раскрыл диалогическую сущность развития культуры в своей концепции «Вызова и Ответа».

В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова). Иными словами, причиной развития выступает вызов. В качестве примера вызовов, стимулирующих развития цивилизаций, Тойнби называет природную среду и враждебное окружение. Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими "жизненного порыва", который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации.

Не найдя детерминированных, “неодушевленных” причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол (Вызов) выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - “переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры” состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки).

Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Наличие в обществе творческой личности - фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса...

Вопрос 14

Крупнейший социолог XX века П. Сорокин считал основой социокультурной динамики изменения ценностной доминанты в культуре, так как именно ценность пронизывает культуру одним основополагающим принципом, формируя ее как единство.

Согласно П.Сорокину, каждая культура тяготеет к единству ее элементов (хотя никогда не достигает полного единства). Единство базируется на неком "общем принципе" или "доминирующей ценности". Доминирующая ценность находит свое выражение во всех сферах культурной и социальной практики.

Основным принципом культуры в концепции Сорокина оказывается отношение к миру.

Исходя из двойственной психобиологической природы человека - существа чувствующего и мыслящего, Сорокин выделял три типа культуры на основе преобладающих в них ценностях:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает “истина чувств” и истина наслаждения;

б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. “истина веры” и истина самоотречения;

в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией, т.е., по выражению Сорокина, “человеческими умами будет руководить истина разума”.

Проанализировав огромное количество источников эмпирического и статистического материала, он показал динамику смены трех типов культурных суперсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной. А проведенный им анализ экспоненциального роста числа научных открытий и технических изобретений с XV века также обнаружил цикличность.

Вопрос 15

Структурно-функциональный метод предполагает изучение и выявление внутренних связей. Культура рассматривается как некое целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов. Основы данного метода заложили Б.К.Малиновский и А.Редклифф-Браун.

Бронислав Малиновский — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии и социологии.

Альфред Редклифф-Браун — британский этнограф и социальный (культурный) антрополог, один из основоположников структурного функционализма и современной социально-культурной антропологии.

Определяющим, создающим характерное лицо культурологической концепции Б.Малиновского было последовательное проведение при исследованиях культур принципа универсального функционализма. Он так формулировал свой постулат, или исходный принцип, функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого"

Согласно Б.Малиновскому, любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Б.Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.

Общетеоретическая концепция А.Рэдклифф-Брауна опиралась на утверждение, что все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). Единицами социальной системы являются "человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними - это социальные отношения"(3). Социальная система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

В функционалистском исследовании культур по-новому был сформулирован вопрос о дальнейшей судьбе, будущем "примитивных" культур. Сторонники рассматриваемого подхода не разделяли идей эволюционистов в оценке культур ("лучшее" - значит более развитое) и не поддерживали их теорию обязательного стадиального развития всех культур в соответствии с эталонами европейской цивилизации.

Вопрос 16

Вопрос 17

Вопрос 18

На сегодняшний день существует более 1000 определений понятия культуры. Оно присутствует во многих гуманитарных науках.

Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности».

В культурологии: культура – совокупность материальных и духовных ценностей …., накопленных в ходе исторического развития.

Понятие культуры в социологии, ее роли , места в жизни людей имеет разные направленности по двум течениям. Первый подход по этому вопросу – эволюционистский (Иоганн Готфрид Гердер). В нем культура рассматривается как решающий фактор совершенствования и эволюции человека, который способен превратить его в творческое и гармоничное существо. Второй подход – критичный. Он толкует культуру как особое средство закабаления человека и поступательного превращения его в орудие сил, враждебных человеку .Жан Жак Руссо считал, что жизнь на лоне природы является единственно правильной, а культура ее извращает. Фридрих Ницше писал, что человек, по сути, некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.

Психологическая систематизация культуры отличается высокой специфичностью, при которой задача развести отдельные дисциплинарные аспекты встречает серьезные затруднения и становится, порой, просто неразрешима. Как человеческая психика способна порождать явления культуры, так культура благотворно сказывается на формировании и развитии психики.

В психологии: «Культура есть средство принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний». ( З. Фрейд)

В лингвистике: Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением "обоснованно отступать" от этих норм. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Вопрос 19

Понятие космоса можно заменить понятием «пространство». Культурное пространство.

Культурное пространство – это пространство реализации человеческой виртуальности (задатков, возможностей, способностей, желаний и пр.), осуществления социальных программ, целей и интересов, распространения идей и взглядов, языка и традиций, верований и норм, и т. д.

«Культура не существует вне деятельности человека и социальных общностей, ибо именно деятельность человека породила новую «сверхприродную» среду обитания - четвертую форму бытия – культуру» (М. С. Каган).

Культура - это не просто совокупность артефактов, т. е. вещного мира, созданного руками человека, это мир смыслов, которые человек вкладывает в продукты своей деятельности и в саму деятельность. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности в духовной культуре - в искусстве, религии, науке. Мир смыслов - это мир продуктов человеческой мысли, царство человеческого разума, он безграничен и необъятен. Следовательно, культурой, которая образуется человеческой деятельностью, охватывается и сам человек как субъект деятельности, и способы деятельности, и многообразие предметов (материальных и духовных), в которых опредмечивается деятельность, и вторичные способы деятельности, распредмечивающие то, что находится в предметном бытии культуры, и т.д. Поскольку культура производна от деятельности человека, ее строение должно определяться структурой порождающей ее деятельности.

Человечество, будучи единым биологическим видом, не является единым социальным коллективом. Разные сообщества людей живут в различающихся природных и исторических условиях, что позволило им выработать комплексы специфических способов и форм жизнедеятельности, которые в процессе взаимодействия сообществ заимствуются друг у друга. Каждое общество людей в итоге создает свою собственную культуру.

Вопрос 28

Культура Средневековья занимает достойное место в истории мировой культуры.

"Средние века" - это исторический период Западной Европы между Античностью и Новым временем, который охватил более тысячелетия (с V по XVI вв.).

Среди важнейших ценностей, утверждаемых культурой, находится отношение к труду. Любое общество вынуждено культивировать особое отношение к труду, в противном случае оно не могло бы существовать. Кроме того, необходимо было утвердить новые ценности для того, чтобы общество могло существовать и развиваться. И эту задачу стало решать христианство. В христианской теологии - труд необходим. Он освещается библейской историей как наказание за грехи.

Разделение общества на два класса - господствующий, феодалов, и зависимое население, крестьянство, - приводит к разделению культур.

Для раннего Средневековья характерно творчество монахов - писателей, поэтов, учёных.

До недавнего времени эпоха Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное насилием и жестокостями, кровавыми войнами и страстями. Она ассоциировалась с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного. Однако это не совсем так.

Французский экономист А. Тюрго отметил, что в Средневековье на фоне упадка наук и порчи вкуса механические искусства под влиянием потребностей людей совершенствовались во всех областях: "Какая масса изобретений, не известных древним и обязанных своим появлением варварской эпохе! Ноты, векселя, бумага, оконное стекло, большие зеркальные стёкла, ветряные мельницы, часы, порох, компас, усовершенствованное мореходное искусство, упорядоченный торговый обмен и т. д. и т. п.".

Вопрос 29

Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он имел в виду возрождение античности.

Основными чертами культуры Возрождения являются:

1 Антропоцентризм

2. Гуманизм

3. Модификация средневековой христианской традиции

4. Особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии

5. Новое отношение к миру

С определение основных черт связана и хронология эпохи итальянского возрождения (ренессанса).

Люди Возрождения не перестали быть людьми средневековья, хотя время заставило их осознать свою значимость и ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности. Что и создавало уникальную и неповторимую культуру,

Историческое значение эпохи возрождения связывают с идеологией и художественной практикой гуманизма, провозгласившего величие и достоинство человека, его красоту и совершенство, и утвердившего незыблемость прав человека на счастливую жизнь, творческую деятельность. Гуманисты подчеркнули самоценность человеческой личности, независимость достоинства личности от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях. Гуманисты воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.

Эпоха Возрождения – беспокойное время, «когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты».

Вопрос 30

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, становление рационалистического мышления.

Четкой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Период Нового времени охватывает два различных по своему социально-политическому характеру этапа:

1. Почти весь XVII век — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

Несмотря на то, что Новое время наполнено кровавыми войнами, революциями и разгулом низменных человеческих страстей, - именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться «последним источником авторитета» (Гадамер Ганс Георг – немецкий философ)

В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается в качестве рыночной с преобладанием товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование денежной формы доходов.

Для Нового времени, особенно XVIII - первой половины XIX века характерен дух утопизма. Поэтому этот период иногда называют «золотым веком утопий»: утопий коммунистических, призывающих к общности имущества и совместному труду, и противостоящих им, элитаристских, возвращающих к традиционной системе ценностей.

Одним из ведущих искусств Нового времени, стало сценическое искусство, которое вместе с литературой и музыкой прекратило характерное для Возрождения доминирование живописи. Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. В литературе на первый план начинал выдвигаться роман в различных его модификациях - от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг)

В живописи появились новые жанры - пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой портрет - свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала изменения в представлениях о природе и ее ценностном восприятии.

Вопрос 31

Кризис культуры - понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни. Кризис культуры характерен для рубежа XX и XXI столетий. На судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культурных ценностей, творческий дух покидает культуру, не способную утолить духовный голод общества.

Сегодня нельзя не видеть в обществе явлений, отбрасывающих человека к опасной черте нравственной и духовной деградации. Растет пренебрежение и цинизм к простым этическим нормам культурного человека. Усилились озлобленность, недоброжелательность, нигилизм, забывается элементарная вежливость. Обостряется тревога за завтрашний день, множатся мрачные сценарии и прогнозы. Распространилась эстетическая всеядность. Системный кризис с особой актуальностью поставил вопрос о значении роли культуры, духовности, норм нравственности и их безопасности. Безопасность культуры, в широком смысле, предполагает защиту граждан страны от насильственных духовно-нравственных потрясений, столкновений и разрушений. Проблематика культуры, науки, образования, воспитания, искусства, религии выходит на передний план социально-политических дискуссий. Связь между ними очень тесна и необходима.

Вопрос 34

Культура — дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Этнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными.

Этническая культура обладает целым рядом ярко выраженных особенностей. Характеристики этой культуры определяются, прежде всего, типом экономического и социального развития, представляющего натуральное хозяйство с отсутствующими или слабо развитыми товарными отношениями и жесткой иерархической стратификацией общества.

Существенной особенностью этнического самосознания является подчеркивание, акцентирование генетического родства представителей определенной этнической группы, а также территориального единства, связанного с обладанием общей территорией. Подобное восприятие лежит в основе этнической самоидентификации. Однако важно подчеркнуть другое - то, что в рамках этнической культуры этот признак не является доминирующим, и идентификация здесь осуществляется не только по генетическому родству, но и по представлениям человека и коллектива об этой генетической связи.

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Вопрос 35

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом.

Культура и личность тесно взаимосвязаны:

1) в культуре формируется определенный тип личности (определенный тип культуры наделяет своих носителей схожими чертами – менталитет, картина мира и т.п. Так, различаются восточный и западный типы личности);

2) личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность – творец, движущая сила развития культуры, но и главная цель ее становления. Важный критерий личности – творчество, которое есть продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит самореализация и саморазвитие личности.

Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм какого-либо общества. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п.

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть.

Россия и Европа, Россия и Азия. Диалог западников и славянофилов.

Западники и славянофилы — это две группы интеллигентов XIX века.

Если вкратце, то западники считали, что Запад — это образец во всем, что Россия должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.

Россию они воспринимали как отсталую страну, «азиатчину», в отличие от «свободной Европы».

К примеру, Чаадаев заявлял Россию «пробелом в порядке разумного существования». В общем-то — либералы как либералы.

Славянофилы же, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя уже тогда. Они первыми заметили отличие организации жизни в России от Европы, и поняли, что механический перенос европейских порядков в России не приживается.

Однако человеческое стремление мыслить двойственно и интеллигентское стремление отрывать идеи от действительности привели к тому, что славянофилы заявляли государство злом. С их точки зрения, славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.

Славянофилы утверждали, что до Петра I Русь была единой великой общиной, он же разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив «мерзость рабства» и «душевредный деспотизм».

Кроме того, славянофилы считали православную религию величайшей ценностью, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А. С. Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией.

Короче говоря, интеллигенция игралась в «чья идея лучше», но при этом обе группы работали на уничтожение России как государства и русской нации.

Западники попросту предлагали прекратить быть русскими и сделаться «белыми европейцами».

Славянофилы подвинулись на православии и «духовности», при этом ратовали за то, чтобы Россия не развивалась, оставаясь крестьянской страной.

Историк, публицист Павел Милюков назвал Россию “азиопой”.

Забавный момент подметил Н. А. Бердяев:

«Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети… А вот и обратная сторона парадокса: западники оставались азиатами, их сознание было детское, они относились к европейской культуре так, как могли относиться только люди, совершенно чуждые ей.»

Наши рекомендации