Особенности рационального и мифологического мышления

1. Миф и логос. Мифологическое сознание и рациональное познание мира.

2. Миф и личность. Сотворение имен. Феномен игры. Миф и язык. Сакральный язык текста. «Лоскутное пространство» мифа.

3. Миф и художественное творчество. Миф и поэзия. Миф и чудо.

Основные понятия

Единство мысли и аналитическое мышление. Самосознание культуры. Путь мифа как жизненная реальность. Миф и символ. Миф и схема. Миф и аллегория. Миф и идеальное. Миф как имя. Миф и личность.

Темы рефератов

1. Сравнительный анализ мифологического и рационального мышления.

2. Символическое в мифе.

3. Отображение мифологических сюжетов в различных художественных произведениях.

4. Миф как игровое явление. Культура и игра.

5. Чудесное в культуре. Роль чуда в понимании мифа.

Задания для самостоятельной работы

1. Соотношение в мифе формы и содержания. Работа делается по прочитанному ранее источнику. Студентам предлагается выделить структурные особенности прочитанного текста и определить, как эти особенности влияют на восприятие текста в целом, то есть как соотносятся между собой форма и содержание данного произведения.

2. Миф и личность. Миф и имя. Продолжается работа по прочитанному источнику. Миф анализируется с точки зрения личности автора (обычно автором выступает народ и его культура, так как произведения такого рода носят народный характер, то есть редко имеют конкретного автора) и героических образов, которые его воплощают. Заполняется таблица (таблица № 2) персоналий данного произведения, которая призвана облегчить такого рода анализ.

Таблица 2. Личность героя как собирательный образ народа.

Имя героя Место героя в сюжете Место героя в социальной структуре Судьба героя (по тексту)
       

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.

Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.

Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.

Дополнительный

Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. – М., 2004.

Батай Ж. Теория религии. – Минск, 2000.

Донини А. Люди, идолы, боги: Очерки истории религии. – М., 1966.

Кэмбелл Дж. Тысячеликий герой. – Киев, 1997.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. – М.,1990. – С. 393 –599.

Лосев А. Ф. Философия имени. – М., 1990.

Лотман Ю. М. К типологии изучения культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 447 – 457.

Лотман Ю. М. Миф – имя – культура. // Семиосфера. – СПб., 2001.

Лотман Ю. М. О мифологическом коде сюжетных текстов. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 670 – 673.

Лотман Ю. М. Феномен культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001.

Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы мифа. – М., 1968.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М., 2000.

Мифология древнего мира: Сборник очерков. – СПб., 2005.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

Фрейденберг О. М. Миф и литература в древности. – М., 1998.

Фромм Э. Концепция мира у ветхозаветных пророков. // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. – С. 210 – 217.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М., 1980.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1985.

Хейзинга Й. Homo ludens . Статьи по истории культуры. – М., 2003.

Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. – М., 1997.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

Ярославский Ем. О религии. – М., 1957.

Тема IV.Символическое в культуре. Культура как знаковая система. Особенности прочтения культурного пространства (8 ч.)

Занятие 1. Культура как знаковая система.

1. Понятие информации. Роль информации в создании культуры.

2. Знак и его свойства. Функции знака. Знак – основное условие коммуникации. Виды знака. Главный признак культуры.

3. Группы знаков. Структура знака. Признаки знака. Семантический треугольник: знак – значение – смысл.

Основные понятия

Информация. Коммуникация и коммуникативная система. Информация и память человечества. Информация в структуре культуры. Кульдурные коды и информационные шифры.

Знак. Структура знака: денотат и референт. Знаки-копии, знаки-сигналы, знаки-символы. Десигнат. Репрезентативность и условность знака.

Образы реального мира. Коммуникативная система. Семантический треугольник. Значение. Смысл.

Темы рефератов (докладов)

1. Современная культура как информационная.

2. Виды информации как культурного явления и способы ее хранения.

3. Знак как самое распространенное культурное явление.

4. Виды коммуникаций и использование в них знака.

Наши рекомендации