ТЕМА 8. Региональные культуры.
Региональные культуры существуют в определенном географическом ареале. Масштабы ареала могут быть различны. Есть случаи, когда региональная культура совпадает с национальной (например, культура Кореи). Но, как правило, региональные культуры объединяют несколько родственных национальных культур, что обусловлено сходными географическими, климатическими и др. условиями, особенностями жизни и т.д.
Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились различные культуры, являются «Запад» и «Восток», «Север» и «Юг».
Запад и Восток. Что означают эти понятия? Под «Западом» принято понимать Европу и Северную Америку, а под «Востоком» – Азию. Культурологию эти понятия интересуют в плане различия между двумя типами культур.
Понятия «восточная культура» и «западная культура» достаточно условны. Различия между ними улавливаются скорее интуитивно, чем строго логически формулируются. Это объясняется неоднородностью данных культур по своему содержанию, что ведет к бедности их обобщенных характеристик. Причем, восточная культура в этом плане более неоднородна и пестра: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существуют значительные различия в образе жизни народов Индии, Китая, Японии и т.п. Культура же Запада объединена одной религией – христианством, и различия в образе жизни между этими странами не столь существенны.
В течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась с позиции европоцентризма, по которой утверждалось, что человеческая культура развивается по единой восходящей линии и Запад достиг более высокого уровня, чем Восток. По культурфилософской и мировоззренческой установке европоцентризма, Европа, присущий ей духовный уклад являются центром мировой культуры и цивилизации.
Уже в Древней Греции появилось противопоставление Европы и Востока: греки противопоставляли себя персам и другим народам, жившим восточнее Греции. В это понятие они вкладывали не только географическое значение; это было противопоставление эллина и варвара, «цивилизованности» и «дикости». Это взгляд впоследствии стал традиционным.
В средние века европоцентристская точка зрения стала преобладать. Европа, вообще Запад, его исторический уклад, религия, культура стали восприниматься как единственная истинная ценность. Важнейшим фактором духовной и политической жизни становится христианство. Восток воспринимается как некое экзотическое явление.
В философии формируется концепция избранности Запада, по которой другие народы относятся к человечеству условно, ибо они не достигли еще необходимого культурного и цивилизованного уровня. Предполагалось, что эти народы пойдут западным путем развития и обретут единство.
В ХVII – ХVIII вв. культура стала синонимом «просвещенности», которая отсутствовала у «диких» народов, живших в «неиспорченном», «исходном» состоянии.. У просветителей формируется понятие «естественных прав человека», которое воплощаются в нецивилизованном мире. Отсюда – их обращение к Востоку и другим культурам, не затронутым европейской цивилизацией.
Вера в прогресс человеческих знаний, восходящая к эпохе Просвещения, укрепляла представление об однонаправленном, монолинейном движении истории. Прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира.
Сложилось представление, что у истоков истории различные народы не были разделены в духовном и религиозном смысле и лишь впоследствии единая культура распалась на множество самостоятельных ареалов. Уже Гегель ставил вопрос о причине того, что восточные народы, уйдя от своих человеческих истоков, остались за пределами магистральной линии истории («Философия истории»).
Впоследствии рождаются концепции об уникальности западного пути в культуре, которая, как утверждают, вобрала в себя все лучшее, что создал Восток.
В ХХ веке назревает кризис европоцентризма. Европейский просвещенный мир пытается понять, правомерно ли европейской идее присвоить статус всемирной? О.Шпенглер оценил ее как бессмысленную[202]. Осудил ее и Леви-Стросс[203].
Но идея эта жива, она функционирует, находит свое проявление в. возвеличивании разумного, рационального, «эллинского» начала в противовес стихийности, эмпиричности, эффектированности некоторых других культур. Эта идея явилась основой для разработки Вебером принципа рациональности, основного принципа в его философии истории. Последовательную разработку идеи европоцентризма осуществил немецкий теолог, культурфилософ Э.Трёльч: «Для нас существует только всемирная история европеизма»[204]. Он говорит о борьбе с желтой расой, об угрозе возможных варварский вторжений в Европу.
Современный европоцентризм поддерживается концепцией «модернизации мира» и утверждает, что другие культуры должны принять западный уклад жизни.
Кроме европоцентризма существует американоцентризм, рассматривающий Америку как цитадель совершенно новой культуры, как Новый Свет, новое культурное пространство, как принципиально иной мир. Многие современные американские мыслители пришли к пониманию, что история Америки дала основание для несбыточных надежд. Но отсюда они делают неожиданный вывод: хоть летопись Америки сопровождалась иллюзиями, а история показала их беспочвенность, но именно эта социальная мифология содействовала формированию отличной от европейской культуры.
Итак, проблема «Восток – Запад» имеет различные аспекты. В настоящее время все более утверждается мысль о различных путях развития культуры в различных регионах Земли. С этой точки зрения, Восток и Запад – две мощные ветви человеческой культуры, которые развиваются одновременно, но – по-разному.
По мнению многих исследователей, Восток и Запад характеризуются различными типами мировоззрений. Если восточное основано на самоизоляции человека от мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь, то западное направлено на познание человеком внешнего мира и активное воздействие на него. В западной философии утверждается идея бытия, в восточной – идея небытия. Истинное знание в западной философии мыслится как постижение истины и логическое ее оформление.
«Восточный ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов. Избрав этот путь, он не нуждается в промежуточных посылках. Тонкие неуловимые изгибы мысли, как бы по мановению волшебного жезла, приводят его сразу к новому яркому представлению, до которого он никогда бы не мог дойти путем холодного логического рассуждения»[205].
Искусство Востока отличается большей недосказанностью, таинственностью, символичностью. Знаменательно, что многие явления западного модернистского искусства навеяны именно Востоком, его символикой, условной образностью. Условность отличает национальные театры Востока. Произведения скульптуры и архитектурные сооружения отличаются яркой декоративностью, утонченностью форм. Своеобразна живопись Востока, например, специфический синтез живописи, графики, поэзии и каллиграфии представляет китайское «искусство кисти». В произведениях, относящихся к традиционным жанрам восточной живописи, нет ни прямой, ни обратной перспективы: у художника как бы нет определенного места в мире, он в нем растворен.
Различны и эстетические установки Востока и Запада: восточная этика направлена на созерцательность, консерватизм, аскетизм, в то время как западная – на активность, либеральность, эвдемонизм[206] и утилитаризм[207]. Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям. Для Запада – стремление к социальному творчеству, ускоренный темп жизни, расшатывание традиций.
Эти и другие традиции можно было бы обобщить следующим образом: инерционность Востока – динамизм Запада.
Но существует и определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Культурологами установлено совпадение некоторых художественных канонов в восточном и западном искусстве (например, иконометрические пропорции в живописи и скульптуре), идентичность определенных периодов развития культуры (например, и Восток и Запад имели эпохи Ренессанса, но выражались они в различных формах) и т.д.
Установились два противоположных взгляда на проблему взаимодействия культур Запада и Востока. Суть этих взглядов выражена в поэзии:
- Киплинг: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут».
- Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».
Мысль о необходимости взаимодействия, диалога культур Востока и Запада актуальна и плодотворна. Но она не означает стирания, исчезновения их различий, что ведет к обогащению мировой культуры.
Север и Юг. Под «Югом» подразумевается социокультурный мир народов субтропического пояса – Африки, Меланезии, Океании. Севернее расположен социокультурный мир «Севера», в основном, характеризующийся западной культурой. Четкой географической границы между ними нет. Наиболее отчетливо специфика культуры «Юга» проявляется в жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».
«Юг» – прародина человечества, как считает современная антропология (моноцентрическая теория происхождения человека). Именно Юг дал миру древнейшую цивилизацию – Египет, Эфиопию, Нубийское царство и др. Но в связи с тем, что природные условия (богатство животного и растительного мира, теплый климат и т.д.) не требовали развития форм материального производства, характерных для суровых северных краев, культура Юга транслировала от поколения к поколению мало изменяющиеся традиции, которые обеспечивали жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства. Именно это и привело народы Юга к колониальной зависимости от европейских государств. Лишь в ХХ веке стали они освобождаться и создавать самостоятельные государства, что вызвало подъем национального самосознания и стремление защитить свою национальную культуру.
В современной культуре Юга, насчитывающей несколько тысяч различных этнических групп, большую роль играют традиционные формы мифологии и магии, идолопоклонничество, фетишизм и тотемизм. Наряду с древними местными языческими религиями распространены буддизм, ислам и христианство.
Отличительная черта искусства народов Юга – экспрессия, что особенно ярко проявляется в музыкально-танцевальном искусстве. В изобразительном искусстве преобладает гротескное изображение людей и животных, яркие краски, угловатые формы. Совершенно оригинально искусство украшения человеческого тела; замечательны африканские маски, терракотовые и деревянные скульптуры и другие. Произведения искусства проникнуты магической символикой. Отличны от северных и обычаи южных народов.
На основе признания исключительности судьбы и культуры народов Африки сформировалось сложное и противоречивое явление – африканский расизм, получивший название негритюда.
Негритянский расизм ведет свое начало с 50-х гг. ХIХ века. Сторонники этого движения утверждали, что негры не должны себя считать гражданами Америки и быть лояльными по отношению к ней. Пересматривалась мировая история с позиций негритянского национализма. К негритянской расе относили все высокоцивилизованные народности древнего мира, негров находили даже среди предков Христа.
Проблемами негритянской расы занимался американский идеолог Э.Блайден(1832-1912), который противопоставлял негров европейцам, считая их (негров) более миролюбивыми, менее зараженными индивидуализмом и т.д. Идеи панафриканизма развивал американский политик А.Краммел (1819-1898). Он защищал идею единства негритянской расы. Значительную роль в формировании афро - и азиоцентризма сыграли работы немецкого исследователя Лео Фробениуса, который осуществил сравнительный анализ культур Востока и Запада, самобытных культур Африки.
Опираясь на его наследие, идеолог негритюда Л.Сенгор (современный африканский мыслитель и политический деятель – в 1969-1981 гг. президент Сенегала) развил идею уникальности африканской культуры. В своих статьях он противопоставляет менталитет, психологию, культуру негров – европейцам. Он утверждает, что разум негра интуитивен, отношение к миру у него эмоциональное, что и определяет все культурные ценности африканского негра – религию, социальные структуры, искусство, язык («гениальность его языка», как пишет Сенгор). Идеолог негритюда утверждает, что негритянская культура, являющаяся антиподом культуры белых народов Севера, не только встает наравне с ней, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества связано с принятием ценностей негритянской культуры.
Идеи и ценности африканской культуры нашли отклик в европейском сознании. Французский писатель и философ Ж.-П.Сартр в «Черном Орфее» противопоставляет черного крестьянина белому инженеру, утверждая преимущество первого. Ритмы и мелодии черного континента обновили и эмоционально обогатили и искусство Севера (джаз, начиная с Луи Армстронга; музыка в стиле «калипсо» и «диско»; рэп, возникший на фольклорной основе; брейк-данс и другое). Искусство Юга нашло отражение в творчестве великих художников ХХ века – Пикассо, Гогена, Матисса, Дали и других. Глубокое уважение к африканской культуре испытывал выдающийся мыслитель ХХ века А.Швейцер, посвятивший свою жизнь помощи народам Африки. Заметное влияние оказали африканцы на развитие мирового спорта.
Таким образом, не стремление доказать превосходство одной культуры над другой, а диалог, взаимовлияние, усиление контактов Севера и Юга – оптимальный путь развития и обогащения культур.