Культурная антропология: сущность и основные этапы развития. Мир человека как совокупность культур
Культурная анторопология – раздел культурологии, изучающий человека как «биокультурное существо». В процессе формирования культурной антропологии можно выделить следующие этапы:
1. Этнографический этап (1800 – 1860 гг.), для которого характерны процессы формирования методов изучения этнических обществ, особенностей их бытия и культуры.
2. Эволюционистский период (1860 – 1890 гг.) Ведущие представители – Э.Тайлор, Г.Спенсер, Дж.Фрейзер, Л.Морган. Сущность эволюционизма в понимании культуры – прошлое человечества может быть восстановлено на основе изучения существующих «примитивных» обществ.
3. Исторический этап (1890 – 1920 гг.) в социальной антропологии наиболее ярко проявился с появлением культурно-исторической школы, развивавшей теорию культурных кругов. Виднейшие представители – Ф.Гребнер (1877 – 1934), полагавший все явления культуры уникальными и неповторимыми, возникающими только в одном месте, а затем распространяющиеся путем диффузии. Лео Фробениус (1873 – 1938), считавший, что, каждая культура создается под влиянием определенных географических условий и типов хозяйственной деятельности, поэтому каждая культура может быть уподоблена живому организму со своими ритмами жизни. В пределах эволюционизма и культурно-исторической школы исследуются ряд проблем развития культуры, в том числе проблема диффузии культурных достижений. Диффузионизм (от лат. – просачивание) – направление в культурной антропологии, исходящее из принципа заимствований и распространения культурных достижений из одних центров в другие. Культурные инновации считаются пришедшими из других культур, а каналами заимствований признаются колонизация, завоевание, торговля, миграция, подражание. В процессе развития исторических представлений в культурной антропологии значительным влиянием обладала школа американского этнографа и лингвиста Франца Боаса (1852 – 1942). Боас признавал не только необходимость изучения динамики культур, но и способность общественной или культурной системы к внутренним изменениям.
4. Психологический этап (1920 – 1950 гг.) – ведущие представители Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Карен Хорни. Основная проблема исследований – соотношение культуры и личности, при этом культура рассматривается в свете личностных характеристик и свойств человека. Разрабатывалась в трудах Маргарет Мид (1901 – 1978), Рут Фултон Бенедикт (1887 – 1947), Эдуарда Сепира (1884 – 1939), рассматривавших личность как результат развития не врожденных свойств, а принадлежности к определенному типу общности, на основе которой возникает определенный «культурный характер» – совокупность закономерностей психической жизни, обусловленной доминирующей культурой.
5. Структурно-функционалистский этап (1930 – 1950 гг.). Культура здесь предстает как единое, гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определенную функцию, при этом целостность культуры требует определенной точки соотнесения. Бронислав Каспер Малиновский (1884 – 1942) считал, что культура должна быть соотнесена с некоторыми базовыми и биологическими потребностями человека или расы. Алфред Реджиналд Радклифф-Браун (1881 – 1955) точкой соотнесения считал структуру общества в связи с его социальными институтами, сохраняющими своеобразный «каркас» общества. Идеи функционализма вкупе с концепцией структурализма привели к возникновению структурно-функционального подхода к изучению человека и культуры. Основоположник этого похода Клод Леви-Строс, рассматривавший все культурные образования в качестве сложных совокупностей взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, смысл которых определяется их местом в социальной системе, а не их собственным содержанием. Главный элемент системы – ее структура, не зависящая от сознания людей, и по-разному реализующаяся в различных отношениях.
6. Неоэволюционистский этап (1950 – 1980 гг.), характеризуется возрождением идей культурной эволюции и представленный в трех видах концепций – «культурный материализм» У.Ф.Уйата и В.Г.Чайлда, «неодарвинизм» Эдварда О.Уилсона, и эволюционный функционализм Толкотта Парсонса (1902 – 1979).
«Культурный материализм» основным элементом социокультурной динамики признает технико-экономическую базу культуры, определяющую направленность и характер эволюции. «Неодарвинизм» в качестве основной закономерности развития культуры представляет ошибки и искажения в распространении культурных новаций, уподобляя их мутациям в сфере биологических процессов. Современный неодарвинизм развивается в рамах социобиологии, задачей которой является изучение биологических оснований всех форм социального поведения человека.
Эволюционный функционализм в качестве модели культуры избирает организм, в котором случайно возникшие формы культуры способствуют выживанию человека. В современном неоэволюционизме многолинейность в развитии культуры предстает как результат приспособления к различным экологическим средам. Сформировалось новое направление неоэволюционизма - меметика, основным понятием которого является мем - культурно наследуемая единица информации, аналогичная гену. Пример мема - мелодии, идеи, технологии производства, распространяющиеся и изменяющиеся в процессе культурного развития.
7. Постструктуралистский этап, характеризуемый отказом от традиционных подходов и методов в исследовании культуры. Начинается в 70-е годы двадцатого века и длится по сегодняшний день. Главный принцип анализа – акцентирование внимания на тех культурных явлениях, которые не имеют четкой структуры, неопределенны и расплывчаты. Постструктурализм в качестве существенного фактора познания культуры требует изучения характеристик самого исследователя. Представителями этого направления в современной культурной антропологии являются Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924 г.), Жиль Делез (1926 – 1995), Жак Деррида (род. 1930) и др.
К числу основных проблем, которые исследует современная культурная (социальная) антропология можно отнести следующие:
1. Во-первых, вопрос о возникновении и историческом развитии культуры, распространении культурных достижений из одних центров в другие.
2. Во-вторых, изучение культуры как структурной и функциональной целостности, вопросы возникновения и функционирования социальных институтов и культурных норм.
3. В-третьих, исследование разума, мышления и языка как продуктов культурной эволюции и форм коммуникации в создании «картины мира» и человека.
Современная культурная антропология не является единым учением, а представлена многообразными школами и направлениями, с различных точек зрения исследующими культуру как мир человека.