Образовательные технологии. В процессе проведения занятий планируется использование следующих образовательных технологий:

В процессе проведения занятий планируется использование следующих образовательных технологий:

- проблемные лекции;

- самостоятельное изучение студентами рекомендованной литературы;

- выполнение студентами тестирования;

- выступления на семинарских занятиях, участие в дискуссиях.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля:

- научно-исследовательская работа в библиотеках,

- ответы на общетеоретические (контрольные) вопросы с открытой формой ответа,

- заполнение рабочей тетради,

- подготовка к семинарам,

- выполнение тестов,

- подготовка сообщений,

- подготовка к экзамену.

Формы контроля:

Оценочные средства: по результатам тестов, сообщений и так же устного экзамена учащийся получает оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
Отлично Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
Хорошо Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
Удовлетвори-тельно Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
Неудовлетворительно Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

Таблица перевода оценок

Российская система оценок 100% шкала оценок Европейская система оценок (ECTS)
5 - отлично   90-100 A – отлично
81-89 B – очень хорошо
4 – хорошо 65-80 C – хорошо
3 – удовлетворительно   56-64 D – удовлетворительно
50-55 E – посредственно
2 - неудовлетворительно   <50 FX- неудовлетворительно (с правом пересдачи)
<50 F – неудовлетворительно (без права пересдачи, необходимо повторить курс)

6.1. Вопросы к экзамену:

1. Феномен культуры. Культура как общественно-историческое явление.

2. Материальная и духовная культура.

3. Функции культуры.

4. Культурология как наука. Предмет и методы исследования.

5. Культура и личность (на материале утопии и антиутопии).

6. Культура и природа. Развитие соотношения понятий.

7. Социокультурный контекст русского космизма. Основные теории (Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

8. Генезис и функции этнической культуры (Л.Н. Гумилев).

9. Национальная культура как определенная социокультурная целостность. Основные признаки.

10. Западный и восточный типы культуры. Смысловые и ценностные характеристики.

11. Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития (Г. Гердер, Гегель, К. Маркс).

12. Циклическая модель культурно-исторического развития (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер).

13. Социокультурная концепция П.А. Сорокина.

14. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

15. Богословские концепции культуры.

16. Коммуникативно-символическая природа культуры.

17. Знаки и символы как культурно-коммуникативные коды.

18. Культура как система ценностей.

19. Миф как явление культуры и проблема мифологического сознания.

20. Православие и его роль в истории русской культуры.

21. Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.

22. Социокультурное содержание модернизма.

23. Культура постмодернизма. Общая характеристика.

24. Причины и признаки кризиса гуманистической культуры XX века.

25. Диалог культур как социокультурное понятие.

26. Аудио-визуальные формы культуры XX века (фотография, кино, TV, компьютер).

27. «Элитарная» и «массовая» культуры как проблемы XX века.

28. Понятие информационного общества и особенности его культуры.

29. Современные цивилизационные процессы и судьба культуры XXI века.

30. Проблема глобализации культуры. Роль и судьба России в культуре XXI века.

31. Характеристика первобытно-синкретического типа культуры.

32. Миф как явление первобытной культуры.

33. Этапы развития античной культуры.

34. Античный театр. Его общественная и культурная роль. Древнегреческая трагедия как выражение сознания человека классического периода.

35. Гомеровский эпос как форма выражения сознания архаического периода.

36. Эллинизм – последняя стадия античной культуры.

37. Христианство и новая модель мира в культуре Средневековья.

38. Сословный характер средневековой культуры.

39. Национальное своеобразие русской средневековой культуры.

40. Роль христианства в развитии русской культуры.

41. Возрождение как первая фаза развития культуры Нового времени. Основные этапы ренессансной культуры. Круг идей эпохи Возрождения.

42. Изображение человека в искусстве Возрождения (литература, изобразительное искусство).

43. Противоречия эпохи Возрождения.

44. Человек в искусстве классицизма.

45. Философия Просвещения как идейная основа мировоззрения человека XVIII века.

46. XVIII век – новый этап в развитии русской культуры. Историко-культурный смысл реформ Петра I.

47. Своеобразие русского Просвещения.

48. Русские просветители: их идеи и судьбы.

49. Романтизм как тип культуры. Исторические и эстетические истоки романтизма.

50. Концепция личности и картина мира в культуре романтизма. Идеалы романтизма.

51. Культурные достижения романтизма.

52. Особенности русского романтизма.

53. Принцип детерминизма в позитивистской философии и реалистическом искусстве.

54. Философские и эстетические идеи западноевропейского модернизма.

55. Человек и мир в культуре западноевропейского модернизма.

56. Модернистские направления в европейском и русском искусстве XX века (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, авангард).

57. Культура русского модернизма. Философия и эстетика символизма.

58. Компьютер и Интернет как формы новой интегральной культуры.

59. Постмодернизм как явление информационного общества.

60. Культура будущего в свете современных цивилизационных процессов и научных открытий.

Наши рекомендации