Становление научного знания о культуре
Сущность культуры
Культура - одно из центральных понятий культурологии. К нему в ходе изучения истории мировой культуры обращаются не раз. Культура изучается в ряде других предметов, прежде всего на уроках истории, обществознания.
Cегодня проблемы культуры находятся в центре внимания мирового сообщества. Культурный аспект общественной жизни становится глобальной проблемой. Познание культуры является неотъемлемым компонентом тех знаний, которые получает любой человек в общ-ве и кт необходимы ему для того, чтобы в нем не только существовать, но и действовать.
Мы с вами рассмотрим национальные культуры, составляющие в целом мировую культуру. Национальные культуры разворачиваются как образ жизни коренного населения страны, складывающийся в трудах и жертвах, традициях и святынях. Этапы культурного развития рассматриваются сквозь призму деятельности исторических личностей, их роли как субъективно исторического процесса.
Становление научного знания о культуре
Дисциплина «История мировой культуры» базируется на знаниях, полученных вами в ходе освоения гуманитарных дисциплин. Следующей ступенью явл-ся накопление и систематизация знаний о развитии мировой культуры, о явлениях и артефактах мировой культуры, понимание культурного кода древних цивилизаций.
В настоящее время довольно часто говорят о том, что в нашем общ-ве не хватает культуры. Что это значит? Чего собственно не хватает? Ведь есть театры, музеи, библиотеки. Но культура не исчерпывается существованием только материальных артефактов.
Артефакты культуры – материальное или духовное воплощение творческих потенций той или иной культуры, т.е. материальные и духовные реальности, созданные творчеством человека.
В силу своей биосоциальной природы человеку необходимо наличие как материальных артефактов культуры, так и духовной сути в самом общ-ве. Для удовлетворения духовных потребностей должны существовать нравственные, эстетические, идеологические и религиозные ценности и идеалы. Вся деятельность человека на протяжении многих эпох направлена на создание не только материальной, но и духовной культуры, и поскольку он создает и использует как мир вещей, так и мир идей, то чел-к явл-ся единственным субъектом культуры. Люди создают культурную среду, и от них зависит, насколько она будет гуманной и одухотворенной. Впоследствии эта среда будет влиять на человека и формировать его.
Поэтому человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в поле культуры. Его отличительной особенностью явл-ся то, что кроме физической реальности у него появл-ся духовно-культурная реальность. Он сам творит эту вторую реальность, кт наз. «второй природой». Но человек не только архитектор, строитель, но и житель этого уникального мира, кт на планете Земля до его появления не существовал. Это реальность, кт чел-к создал, кт живет и развивается вместе с чел-ком и кт будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Материальная культура служит фундаментом, базой жизни общ-ва и играет основополагающую роль (согласно пирамиде потребностей Маслоу). Духовная культура пробуждает в чел-ке личность и возвышает его.
Развитие культуры сопровождалось развитием ее самосознания. В мифах и эпосе народов, в учении отдельных мыслителей содержались идеи, раскрывающие суть культуры как единого процесса. Но идеи и учения являлись не просто регистрацией достижений культурного развития человечества – они тоже были частью культурного процесса.
Можно выделить следующие этапы становления научного знания о культуре:
1. донаучный (до возникновения науки Нового времени) – содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;
2. научно-исторический (до сер. 19 в.) – характерным являлось стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;
3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.
Что такое культура
В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали, прежде всего, возделывание земли. Оно происходит от глагола colo, cul- tum, т. е. обрабатывать, осваивать, заселять.
Перенесённое из сферы сельского хозяйства слово «культура» стало обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.
В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: и те и другие ставят знак равенства между двумя предельно широкими категориями - культурой и обществом.
Если культура состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не являются гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третью группу входят определения, в которых подчёркивается значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях учёные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчёркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о культуре говорят как о совокупности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.
И по сей день классическим считается определение культуры, которое предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой оригинал:
Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чём. В первом случае культура включает социальные проблемы, в частности социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приёмах и данных.
В культуре выражены характерные черты определённого общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки.
Культурные модели
Мы можем утверждать, что в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, кт определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму (об этом мы будем говорить, когда будем знакомиться с каждой культурой). В свою очередь модели культуры рассматриваются с точки зрения соотношения объекта и субъекта культуры. В истории мировой культуры сложились разные представления о культурных моделях.
1. Натуралистическая модель. Часть мыслителей, представляющих натуралистическое направление, признавали основополагающим в человеке природный фактор. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им (поскольку чел-к – часть природы).
Так Ж.Ж.Руссо (1712-1778) противопоставлял культуре цивилизацию. Он полагал, что цивилизация утверждает принципиально новую модель мира. Стремление к цивилизационным ценностям, по мнению Руссо, губит челка, разрушая его естественность. Поэтому задачу культуры (и в частности, образования) он видел в возвращении чел-ка и общ-ва в природное бытие. Главный тезис – «назад к природе».
2. В рационалистической модели подчеркивалась определяющая роль чел-ка в формировании объекта культуры. В рамках этой традиции исторический процесс рассматривается как процесс развития человеческого разума. И.Г.Гердер (1744-1803) – представитель немецкого Просвещения, в отличие от Руссо считал, что культура есть способ реализации человеческого гения. Именно культура дает возможность развивать духовные ценности через речь и язык. Культура есть «второе рождение»
У французских просветителей культурность понималась как синоним разумности и определялась достижениями в науке, искусстве, просвещении. Высшей формой развития рационалистическое направление достигло у Г.Гегеля (1770-1831) – выдающегося немецкого мыслителя. Его идеи о роли разума в развитии культуры называют «сверхрационалистическими». Он считал культуру характеристикой развития человеческого разума.
3. Символическая модель. На символический характер культуры указывал Лесли Уайт (1900-1975). Разработав теоретические подходы к изучению культуры, он рассматривал культуру через осмысление законов развития общ-ва. Л.Уайт подчеркивал, что культура явл-ся реальным объектом, функционирующим по определенным законам, где большая роль отведена символическим смыслам. Он считал, что развитие культурной модели в определенной степени определяется технологией и экономикой.