Язычество как феномен культуры
Осмысление древнеславянской языческой религии как феномена культуры определяется радикальным характером социальных изменений в современном мире и связанном с этим росте интереса к религии и к изучению мировоззренческих систем разных эпох и народов. В этой связи академик Б.А. Рыбаков подчеркивал: "Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий".
Славянское язычество - это взаимосвязанная система, проявляющаяся в общей картине мира, в мифах, обрядах и культах. Оно вобрало в себя все ключевые стороны жизни и деятельности человека и общества: взгляды на мироустройство, место человека во Вселенной, общественные отношения и их регламентацию, развитие аграрного труда, ремесел, искусства и их восприятие, представления о жизни и смерти. Современная русская культура неотделима от своей языческой основы. Историческая устойчивость и неискоренимость языческих понятий, идей, правил и идеалов сохранили мироощущение и мировосприятие язычества как национально самобытного религиозного течения.
Основными причинами, определяющими сохранение, воспроизводство и частичное возрождение язычества, являются рост национального самосознания и потребность определения себя и своего места в мире; осознание своей связи с природой, необходимость ее защиты; укоренённость феноменов славянского язычества в социальной сфере.
Однако при всей насыщенности сознания мифологическими представлениями существовала практическая сторона сознания и практический опыт, а все противоречия между людьми и природой разрешались посредством труда. Своей деятельностью человек стремился к гармонии с миром, утверждая себя и как часть природы и как часть рода. Объединяющее мировоззренческое начало несли в себе жрецы (волхвы, кудесники и т.п.). Они функционально выражали связи и взаимоотношения в Мироздании, которые и являются основополагающей сутью, стоящей за силой света (цвета), слова и действия магии. Целевое значение жизни, как отдельного человека, так и человеческого социума связывается с понятиями возвышения и обожествления. Особенность мира людей - в осознанной потребности взаимодействия, в соответствии с взаимосвязями, с другими мирами Мироздания. Обоготворение природы в славянском язычестве вытекает из представлений об одушевляющей силе духа, пронизывающей собой все Мироздание. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура — устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико.
Заключение
Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгляды людей тех или иных эпох как важную составляющую исторического развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бесследно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах людей, в создаваемых ими культурных памятниках. Но, несмотря на ослабление влияния религии на культуру в сравнении с ранними этапами развития, и на сегодняшний день это влияние заметно и значительно. Религиозный отпечаток присутствует во многих произведениях искусства: от живописи и архитектуры до кинематографа и музыкального искусства, поскольку именно религия очень часто является определяющим фактором в развитии мировоззрения человека, в его представлениях об окружающем мире.
Список использованной литературы
1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб. 1914
2. Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси
3. Волошина Т.А. Астапов C.Н “Языческая мифология славян”, 1996
4. Культурология. Курс лекций. Под ред. А. А. Рудугина. М., 1999
5. Осипова О.С. «Славянское языческое миропонимание», М., 2000
6. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси» М., 1987
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», - М.: «Русское слово», 1997
8. Тихомиров М. Н. Русская культура X – XVIII вв. М.,1968