Способы распространения культур
Аккультурация (лат. acculturare — от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народом своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена позаимствованная у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.
Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионыебраки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — военная аннексия, частичное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых явлений.
Аккомодация - в расовых отношениях процесс, в ходе которого этнические группы приспосабливаются к существованию друг друга и сосуществуют без потребности в решении основных различий и конфликтов. В более широком смысле, например, в политике или в семейной жизни индивидуальное или групповое ПОВЕДЕНИЕ вышеупомянутого вида. В качестве, применяемом Чикагской школой, например, ПАРКОМ и БЕРДЖЕССОМ, фундаментальный общественный процесс, аналогичный биологической адаптации, благодаря которому общества приспосабливаются к своей среде. Неопределенность и консерватизм такого толкование критикуются Мюрдалем и др. 4. В теории детского развития ПИАЖЕ один из механизмов, посредством которого достигается переход от одного состояния к следующему.
5 Назовите способы взаимодействия культур.
РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. relativus — относительный, лат. cultura — возделывание, воспитание) —
1) мировоззренческая тенденция в рамках европейской культуры на рубеже XIX-XX вв., признававшая ограниченность ценностей вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий и художественных форм, утрату веры в прогресс, справедливость и торжество разума. Идеи культурного релятивизма перерастали в культурный нигилизм, что приводило к расшатыванию общечеловеческих принципов морали и искусства;
2) утверждение множественности культур, путей их развития и ценностных систем, культурно-исторических типов. Представители культурного релятивизма (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, М. Мид, Р. Бенедикт и др.) отрицали принципы единства всемирной истории, выступали против теории однолинейного эволюционизма и европоцентризма, полагая, что каждая культура имеет свою доминирующую черту, свой «фокус», вокруг которого собраны остальные её элементы.
Культурный релятивизм провозглашает абсолютную самобытность любой культуры.
Этноцентризм в социологии и этнографии тенденция рассматривать и оценивать все жизненные явления сквозь культурные фильтры, или иначе - сквозь призму ценностей своей этнич. группы, воспринимаемой в кач. эталона и предпочтение собственного образа жизни всем остальным.
Мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием отполитического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.
Дискуссионные вопросы:
1) Перечислите плюсы и минусы этноцентризма. Приведите примеры проявления этноцентризма в повседневной жизни, в СМИ.
2) Как вы думаете, массовая культура стимулирует, или подавляет творчество?
3) Способствуют ли российские социокультурные условия становлению демократического, правового и рыночного общества?
4) Назовите плюсы и минусы культурного релятивизма. Приведите примеры.
Вопросы на ромашку:
1) Культура
2) Виды культур
3) Формы культур
4) Аккультурация
5) Ассимиляция
6) Аккомодация
7) Диффузия
8) Этноцентризм
9) Культурный релятивизм
10) Толерантность
11) Мультикультуролизм
12) Субкультура
13) Контркультура
14) Массовая культура