Постмодернистские тенденции.
Начиная с 80-х годов XX века, основным направлением современной философии, науки и искусства становится постмодернизм (т.е.все, что после модернизма). Термин «постмодерн» употребил одним из первых Р.Панвиц в начале XX века для обозначения кризисных явлений в европейской культуре. В конце 40-х годов А.Тойнби обозначил этим термином культуру Европы после Нового времени.
Основными принципами постмодернизма являются следующие:
- соответствие ценностям постиндустриального общества: главный принцип - свобода и информация;
- отказ от признания существования объективной реальности: есть лишь множество субъективных интерпретаций;
- признание любого феномена культуры текстом, не отображающим реальность, а творящим новую;
- отсутствие единых смыслов даже в масштабе отдельного слова (существует слово и его история, а не его смысл);
- отказ от существования истины и ее поисков (отказ от понятий Бог, душа, разум, Я и др.);
- отказ от целеполагания;
- разрушение единого стиля культуры;
- отказ от авторитетов любого ранга (государство, законодательный разум, национальная идея, нормы поведения, великие имена прошлого и др.);
- отказ от серьезности (игра, ирония).
Базовыми понятиями, лежащими в основе постмодерна, являются: симулякр, открытая форма, парафизика, деконструкция, случай, игра, поверхность…
Отказ от поисков новых ценностей приводит к тому, что основным методом постмодернизма становится цитирование, культурная опосредованность: интерпретация, коллаж, попурри, пародия, римейк, ремикс и др.
ХХ век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Мощный рост пласта массовой культуры был вызван прежде всего техногенными процессами в обществе, унификацией, стандартизацией условий труда и быта, достаточно быстрым ростом народонаселения и некоторыми другими факторами.
Сегодня можно выделить несколько мегатенденций в современной западноевропейской культуре, определяющих не только ее нынешний облик, но и возможные пути ее развития, трансформации уже за пределами XX в. Так, не вызывает сомнения, что сегодня все более утверждается понимание исторической ограниченности европоцентризма. Весьма явным остается наличие полярных точек зрения (пессимистической и оптимистической) на будущее западноевропейской цивилизации, которые основаны на вполне реальных противоречивых по своей сути социокультурных процессах. Наконец, нельзя отрицать и еще одну мегатенденцию, выражающуюся в постоянном появлении и формировании наряду с традиционным образом культуры нового образа, связанного с глобальными общечеловеческими идеями. Сегодня все более выдвигаются на передний план общепланетарные категории наряду с этическими, что является основой возникновения нового типа культуры.
ХХI век дал резкое увеличение числа потребителей профанированных культурных ценностей. Как живая музыка потеряла на виниле, так же винил продолжает терять при мр3. Вместо "Третьяковки" - репродукции, вместо путешествий - обои рабочего стола. Вместо хорошего кино десять раз, теперь предпочитают каждый раз новое, похуже, но на своем личном экране. Современный культурный ширпотреб понизил порог чувствительности юзера от жизни. Смерть, кровь и секс - ничто уже не сотрясет его аутичный мирок. Обрывки чужих мыслеформ о смысле жизни, отстойник рекламы потребительской корзины, взаимоисключающие желания быть как все и чем-то непременно выделяться премило соседствуют в головах наших современников, превращая их из героев и действующих лиц собственной жизни в наблюдателей чужих невсамомделешных страстей. Если мир есть число, то информатизация предлагает только единицу и ноль.
В информационализированном культурном пространстве человек ощущает себя или нулем, или уж сразу самодостаточной единицей. Можно легко затесаться со своим наспех сляпанным творческим продуктом между других нулей и единичек, тем самым, пополняя ряды непрофессионалов, претендующих на слово культуре. Так ли это страшно? Не знаю. Ведь с другой стороны, профессионалы от какой-либо музы возможны, но помогает ли узкий профессионализм в понимании запросов общества? Так или иначе, профессиональный непрофессионализм культурных флагманов можно выделить как еще одну особенность современности. Ремесленник, штампующий хорошо и дешево эстетические символы общества появляется как бы случайно, синтезируя свой продукт на стыке, например, медицины и прозы, программирования и поэзии, и т.п.
Такого рода процессы происходят повсеместно, но с разной степенью отставания от культурного "центра" планеты, который и раньше пространственно смещался, а теперь вообще переместился в виртуальную эгрегориональную область. Глобализация как смешение и взаимопроникновение всего во все - еще одна черта текущего культурного феномена. Наперекор глобализации еще в прошлом веке поднялась волна этники, как некий реверанс уходящим безвозвратно традиционным ценностям и отношениям. Синтетика этого культурного слоя была видна и раньше, а теперь, в связи с естественным вымиранием не затронутых цивилизацией носителей, этника стала просто течением в глобальном культурном океане. Мы получили очередное бездушное, но оригинальное мр3.
Глобализация потому и глобализация, что затрагивает все сферы человеческого мировосприятия, не обошла она и пространство духовно-религиозных ценностей. Сакральные смыслы прошлого частично утеряны, а все, что осталось, вынесено на всеобщее обозрение и равноправно включено в современный культурный каталог. Ранее враждовавшие религии представлены на одной книжной полке, национальность больше не тождественна вероисповеданию, так же как место жительства давно не тождественно национальности. Религии прошлых веков сравниваются друг с другом, ритуалы упрощаются или отменяются, и современному человеку предлагается самому искать истину и смысл жизни, перелопачивая груды чужого опыта, если он не желает сосать соску духовного пофигизма.
Продолжающаяся тенденция обмирщения земного существования породило новую культурную тенденцию - эзотеризацию и мифологизацию личного опыта. При наводнении информационного пространства последователями различных религий, сект, отдельных гуру и пастырей пространство духовного поиска все более перемещается внутрь, недоверчиво сужаясь вовне. Общность человеческих архетипов дает пищу для размышления ищущим, оставляя в полном недоумении жвачных, не скупящихся раскошелиться на истину и удовольствие в одном флаконе от солидной фирмы. Прошлый век изобиловал эйфорическими манифестациями всеобщей божественной любви и гармонии с помощью вспомогательных средств и без оных, только лишь используя свойства психических реакций организма. В наше время вторая тенденция более проявлена, но, как и первая, она не сможет удовлетворить настойчивых искателей смыслов.
Культура нового века - культура общемирового демократичного мозаичного социума при внутренней одинокости и кристаллизации каждого. Холодное, но яркое ментальное осознание заменит теплую и темную чувственность.
Схемы и стрелки сменяют картины.
Внешняя утилитарность все меньше будет отражать внутренние процессы.
Матрица как символ, сон или пробуждение как цель.