Ц. €

Э.Кассирер - немецкий философ - в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики.

Символические формы (по Кассиреру)–

· это те средства, которые отделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром;

· позволяют человеку упорядочить окружающий его мир, упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу предстает перед человеком;

· дают представления о предметной действительности; действительность человека (шире - социума) всегда опосредована сферой символических форм;

· в основе развития символических форм лежит деятельность человека, его способность создавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новые потребности.

По Кассиреру, культура, которая является системой символических форм, позволяет человеку упорядочить не только внешний космос, но и внутренний микрокосм.

Клод Леви-Строс - французский этнолог, культуролог и философ, "отец структурализма". По его мнению, человеческие ощущения не столько отражают, сколько зашифровывают, кодируют окружающий человека мир, и все события и процессы выражаются в виде символов.

Две структуры по Леви-Сторосу:

1) это структура человеческого разума,

2) структура окружающей человека физической реальности.

При этом основой для изучения природы объявляется структура человеческого разума, которая, "организуя" наш опыт, определяет и наше видение мира.

Основным объектом изучения Леви-Строса становится мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему.

Юрий Михайлович Лотман - культуролог и литературовед - главную тему своего творчества видит в проблемах семиотики культуры (то есть знаковых систем, используемых культурой). Лотман исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и западноевропейскую модели динамики культуры.


7. Социологическая теория культуры.

Это направление объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества.

Основные представители: Томас С. Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), Т.Парсонс (1902-1979).

Т.С.Элиот - англо-американский поэт и критик модернистского направления - делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способна на культурное созидание.

Под культурой он понимал "образ жизни данного народа, живущего в одном месте"; считал, что культура "есть больше, чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований".

Питирим Александрович Сорокин - русско-американский социолог, историк - разделял теорию духовной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры.

3 возможных типа культуры:

а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности;

б) идеациональный (ideational), где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту;

в) идеалистический (idealistic), представляющий некий синтез "чувственного" и "идеационального" типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией.

А.Вебер - немецкий экономист и социолог - выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса:

· социальный (формирование социальных институтов),

· цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации),

· культурный (творчество, религия, искусство и философия).

Толкотт Парсонс - американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Т.Парсонс считал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

8. Игровая теория культуры.

Игровая теория(по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.

Человек играющий, по мнению Хейзинга, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры.

Концепция игровой культуры.Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа Хейзинга, испанского мыслителя Ортега-и-Гассета и немецко-швейцарского писателя Гессе.

Автор книги «Человек играющий» Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности.

В игровой деятельности развиваются все качества человека.

Точного определения игры нет, но есть признаки:

· свободная, незаинтересованная деятельность человека

· обладает условностью (не взаправду)

· имеет правила

· ограничена во времени

· есть роли

· украшает жизнь – эстетическое начало

· не преследует прагматических целей

Новое время (18-19 вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В 20в. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре.

Бахтин (1895-1975) - культуролог, философ. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах Бахтина. Диалог, по Бахтину, – «это взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своего в другом (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)». Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, всегда объединение, а не разложение. Интерес - начало диалога. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур. Взаимодействие является одной из важных движущих сил процесса развития национальных культур.

9. Информационная концепция культуры.

Данная концепция была разработана французским учёным А. Моллем. Культура у него трактуется как «интеллектуальное оснащение», которым располагает в тот или иной момент отдельный человек или общество. В ней выделяют информационное начало, рассматривают ее как средство хранения и распространения знаний.

Типы культурных таблиц по А. Моллю:

1. «Сводная таблица» знаний мира, или «память мира», то есть вся сумма знаний, которой располагает человечество;

2. «Социокультурная таблица», которая является производной сводной таблицы. Содержанием ее является информация, распространяемая в обществе и внедряемая в сознание его членов;

3. «Культурная таблица» индивида. Под ней понимаются знания, спроецированные на «экран знаний» индивида (то есть на знания, имеющиеся в сознаний индивида) и подвергнутые здесь обработке: их оценка, выбор нужного, отвечающего его интересам со­общения.

Для характерис­тики культуры он вводит два параметра ее измерения: количествен­ный — число культурных элементов (слова, знаки, тексты) и каче­ственный — объем ассоциаций, под которыми ученый понимает ее творческое начало.(необходимы для проведения различий между эруди­том и творческой личностью, между качественной спецификой разных типов культур.)

Современная европейская культура сложилась под влиянием системы массовой коммуникации (СМК), которая существенно изменила гуманитарную культуру, превратив ее в культуру «мозаичную». Гуманитарная культура – мысль, затем слова для ее выражения.

Мозаичная культура – освоение «пустых» слов, полученных через СМК, затем эти слова на­чинают обрастать некоторым смыслом.

Культура современного человека складывается из случайных сведений, из разрозненных фрагментарных знаний, полученных по различным каналам — из газет, журналов, радио, телевидения и пр. Такого рода особенность культуры дает право именовать ее мозаичной.

Информационный аспект исследования культуры Моля предполагает решение практических задач:

· выработка рекомендаций по созданию оптимальных условий функционирования информации,

· вырабатываются методы анализа способностей публики восприни­мать передаваемую информацию,

· устанавливаются критерии ее значимости, формируются принципы дифференциации сообщений в соответствии с возможностями их усвоения конкретными группами людей.

· Вырабатываются также критерии определения насыщенности информации и определяются допустимые нормы ее «плотности» в информационном процессе.

· «читабельность» (доступность) и привле­кательности (учитываются прежде всего ин­тересы потребителей информации. )

Такого рода исследования преследуют главную цель — создание оптимальных условий пе­редачи информации.

Важным моментом – установление критерия сохранения в сознании публики полученного сообщения. В этой связи им выявляются факторы, влияющие на процесс сохране­ния в памяти индивида информации:

· значимость для индивида конкретной информации,

· расстояние от места, где произошло событие, до получателя сообщения (человек неодинаково реагирует на собы­тие, произошедшее в его стране или в отдаленном регионе мира),

· уровень абстрактности или конкретности информации и степень ее сложности или понятности,

· тип канала, по которому переда­ется информация,

· предполагаемый интерес группы, на которую ориентировано сообщение и т.д.

В современной европейской культуре основным средством распространения культурных ценностей выступают СМК, которые оказывают существенное влияние на развитие общества. Перед наукой, изучающей культуру стоит задача определения политики СМК.


10.Трактовка культуры с позиции философии жизни.

Крупнейший представитель – Фридрих Ницше.

Центральное понятие философии Ницше – жизнь, которая считается единственной подлинной реальностью.

Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, структурирования его деятельности. Своеобразная стена, отгораживающая человека от подлинной реальности, т.к. человек – слабое животное, не имеющее возможность самостоятельно выжить в потоке жизни.

· В основании культуры – язык и символ. Освоение мира – это построение логических конструкций и символизация. Однако язык – своеобразная стена, отделяющая человека от переживаний и реальности, что и есть репрессивная роль культуры.

· Воля – некий ограниченный центр силы. Воля к вещам, символам и образам (что укрепляет силу отчуждения). Поэтому единственная воля, которую признаёт Ницше – воля к власти, осознание человеком своей значимости.

Анализ типов личностей:

1. Лабиринтный человек – нетворческое большинство, обладающее волей к вещам или символам. Для него культура – хаотический набор ценностей. Очень слабы, многого боятся, нуждаются в сильной и властной руке, которую при этом ненавидят.

2. Аристократ духа – властные люди-львы, понимающие, что культура не должна строиться на принципах равенства, в её основе – различие людей. Они безжалостны к себе и другим, меняют мир и создают что-то новое.

3. Сверхчеловек – итог, вершина человеческого развития. Те, кто делают особенно много для смены культурных ориентиров (Цезарь, Александр Македонский, Платон, Сократ). Возникнет в будущем, создаст совершенно новую культуру, в поток которой он сможет включится. Полностью открыт миру. Изживёт отношение к культуре, как к игре, правила которой устанавливает природа.

Половая идентификация в культуре (впервые у Руссо):

· Женская форма усвоения культурных ценностей (аморальный стиль, женщина не подвержена аккультурации, нет воли, подвержена минутным влечениям.

· Мужская форма усвоения – ответственность за род, изобретательность, введение культурных инноваций. Есть воля, быстро поддаётся аккультурации. Апофеоз культуры, условие её существования.

Андрогенный человек – сверхчеловек, способный избавится от культурного диктата.

Фундаментальные начала европейской культуры:

· Диониссийское – стихийный, неуправляемый, хаотичный мир эмоций. Воплощается в трагедии и музыке. (Является ведущим, человек сливается с природой)

· Аполлонийское – замещение трагического переживания жизни прекрасными формами в изобразительных искусствах.

Это два вечно борющихся начала.

Современная культура по мнению Ницше в состоянии кризиса из-за ориентации культуры на «вечные ценности» (круг вечных возвращений, отсутствие развития). Выход из кризиса – пересмотр всех ценностей, идея о европейском нигилизме. Эта идея легла в основу учений о контркультуре (противодействие официальной культуре).

11. Генезис и сущность понятия культуры

Генезис – процесс образования и становления к-л явления.

Существует множество понятий культуры, вот возможные варианты использования этих понятий:

· Обозначение обработки почвы.

· Цицерон отнёс это слово к человеку – воспитание, образование человека. Обозначение общего процесса духовного и культурного развития.

· Выражение идеала, одобрения к-л действия, описание человека и его качеств.

· Ассоциация с произведениями искусства и литературы.

· Культуры разных народов в определённые исторические эпохи, специфика способа существования к-л общества.

В 1952 г. Клакхон и Кребер впервые систематизировали известные на тот момент 164 определения культуры. Сейчас их более 1000.

Подходы в определении культуры: (по Кертману)

· Антропологический – признание самоценности культуры каждого народа

· Социологический – культура как фактор образования и организации жизни общества.

· Философский – выявление определённых закономерностей в жизни общества, установление причин зарождения и особенностей развития культуры.

Основные типы определений культуры:

1. Описательные определения – перечисление того, что охватывает понятие культуры.

2. Исторические определения – процесс социального наследования и традиций.

3. Нормативные определения – содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь общества.

- образ жизни

- ценностные

4. Психологические определения – упор на связь культуры с психологией поведения людей

- адаптивные (к окруж.среде)

- дидактические (процесс научения)

- формирование привычек

- психоаналитические

5. Структурные определения – акцент на структурной организации культуры

6. Генетические определения – рассматривают культуру с точки зрения её происхождения.

- антропологические (к. – продукт человеческой деятельности)

- идеационные (совокупность и производство идей)

- символические (символич. Человеч. Деятельность)

- отрицательные (культура, как происходящее из не-культуры)

7. Социологические определения – культура, как фактор организации общественной жизни, совокупность идей.

8. Функциональные определения – характеризуют культуру через функции, которую она выполняет.

Культура – это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих её, как человек.

- в результате этого преобразуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и символы.

- культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, происходящего в обществе, среди других людей.

12. Содержание категории «цивилизация». Интерпретации его значения.

Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине XVIII в. Связано с именем шотландского историка и экономиста Адама Фергюсона Образован термин от латинского «civilis», что означает «гражданский», «государственный». В просветительской традиции значение слов «культу­ра» и «цивилизация» не совпадало по смыслу, хотя эти понятия довольно близки.

Основные позиции в понимании цивилизации:

1. Цивилизация родственна культуре. Характерно для культурологической концепцииН.Я.Данилевского.

2. Цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Культура при этом связывается с гуманитарными ценностями (искусство, рели­гии, мораль, наука о человеке и т.д.) и не противопоставляется ци­вилизации. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего cyществование культуры.

Этот подход сложился в европейской науке во второй половине XIX в., и связан он с учением английского философа и социологаГ.Спенсера. Такая же позиция была характерна для немецкого социолога, философа и историкаМ.Вебера.

3. Цивилизация есть определенный уровень развития общества.В таком значении использует это поня­тие один из основоположников марксизмаФ.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства».

Обозначение той фазы и истории общества, которая следует за варварством. Основополагающего начала цивилизации – товарное производство. Другие ее черты: разделение труда и отделение труда умственного от физического, возник­новение городов и появление классов и государства.

Ц. – социальный феномен, про­тивостоящий культуре.

Восходит к учениюИ.Канта, в котором он пытался обосновать различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечной целью культурного развития человечества является его моральное совершенство.

Культурологической концепцииО.Шпенглера: егозадача, не сводилась к тому, чтобы развести понятия «культура» и «цивилизация» и определить их значение. В этих категориях он пытался осмыслить динамику историко-культурного процесса и выявить его законы. Исходя из принципа цик­лического развития общества, положенного в основу его труда «Закат Европы», О.Шпенглер настаивал на идее неизбежности гибели культуры. Культура, достигнув вер­шины своего развития в средней стадии цикла, в заключительной фазе приходит к упадку. Этот декаданс культуры и есть, по его мнению, цивилизация, которая по своему содержанию противостоит культуре.

Бердяев рассматривал Ц. и К. как взаимоисключающие начала. Культура – от слова культ, она религиозного происхождения, значит, имеет духовную направленность, т.е. она благородного происхождения и содержания. Она движется сверху вниз.

Цивилизация – унивирсуализирует все культуры, то, что делает различные общества похожими. А К-ра отличает одно общество от другого.

Следовательно, Ц. и К. нельзя разделять, они не существуют друг без друга.

Цивилизация – это социальная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.

13. Культурогенез.

Культурогенез – это процесс происхождения культуры и последующего её развития, процесс функционирования отдельных сфер (институтов: религия, искусство, мифология, традиции) культуры.

Проблема культурогенеза не до конца решена, на данный момент установлено 3 начальных этапа к-за:

1. Палеолит – древний каменный век, от возникновения человека, до 12-10 вв. до н.э.

Появление членораздельной речи, овладение огнём, первые жилища. В поздний период появляется изобразительное искусство: живопись и скульптура (Многие учёные не считают это искусством, не было и. ради и.)

Синкретизм – слияние разных видов культурного творчества в единое целое.

2. Мезолит – средний каменный век. От 12-10 до 8 тыс-я до н.э.

Человек приручает собаку, изобретение лука и стрел, освоение плетения (рыболовные сети, корзины)

3. Неолит – новый каменный век, от 8 до 3 тыс-я до н.э.

Неолитическая революция – переход от хозяйства присваивающего типа к хоз-ву производящего типа, т.е. человек не только брал у природы, но и сам производил. Здесь человек начинает создавать те сферы, которых не было до него.

Филогенез – процесс формирования некой систематической группы.

Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.

Есть множество теорий культурогенеза: креационистская, трансцендентальная, гуманистически-демиургическая, космологическая, натуралистическая, игровая, психоаналитическая, орудийно-трудовая (деятельностный подход), социальная, магическая, символическая, экзотические (рождение человека из пратолпы – объединения предков своременного человека на основе инитативности)

4 основные:

1. Деятельностный подход: Ф. Энгельс, роль труда в превращении человека в обезьяну. Труд создал человека, появилась коммуникация, потом культура.

2. Психологическая – Зигмунд Фрейд. Появление индивидуальной психики в общественной жизни. Работа «Тотем и табу» - через анализ причин возникновения бессознательных психических комплексов.

3. Игровая концепция Хёзинга – В игровой деятельности развиваются все качества человека, он анализирует процессы, которые привели к 20 веку, это игровой век. Все сферы деятельности имеют игровое начало.

4. Символический подход – Эрнест Кассирер. Вся культура начинается с символов, которые веду к более сложным системам науки и искусства. С помощью символов человек кодирует большое количество информации, порождает новы смыслы.

Символ – особая форма культурного познания, он многозначен. Чтобы понять культуру другого народа, необходимо совпадение символических систем. Значит, символ создаёт почву для коммуникации. 5 сфер: язык, миф, религия, наука, история.

14.Категории «менталитет» и «ментальность», их содержание, взаимосвязь и соотношение с близкими по смыслу понятиями.

Своими корнями уходит в бессознательное. М. обуславливает поведение человека в ту или иную эпоху.

Mens – образ мысли, склад ума.

Менталитет – это присущий индивидууму или определённому социуму особы стиль , склад мышления и восприятия окружающей действительности, который отражается в представлениях о мире, ценностях, установках, верованиях, предрассудках и т.д.

В середине 19 века термин м. встречается в науке. Первым был этнограф Люсьен Леви Брюль, работа «Первобытное мышление». Изучал коллективные представления в первобытном обществе в Африке. Первобытная ментальность есть и у человека, но она не активна, хоть и проявляется.

М. Блок, Люсьен Фебр: Человеческая история и есть сама психология. Человеческая история – это история смены менталитетов. Ранее, фактор развития истории – идеология, у этих учёных – менталитет народа. Были выделены средневековый м., м. эпохи Возрождения и т.д.

В русской науке – Густав Густавович Шпедт (только использовал другие термины). «Введение в этическуб психологию» 1927 г. – каждая соц.общность обладает свойственной только ей формой переживания окружающего мира, особой реакцией на события – понятия дух (совокупность характерных черт поведения народа) и характер (его реализации в языке, искусстве).

В современной науке понятие менталитета часто сопоставляют с категорией архетипа. По Юнгу архетип – это схемы поведения, которые передаются их поколения в поколение, сформировавшиеся в коллективной памяти на заре человечества. Они объясняют повторяющиеся мотивы в поведении.

Соотношение архетипа и менталитета:

А) Общие черты

· Содержание находится в коллективном бессознательном народа, поэтому не может быть осознано или плохо осознаётся

· Обладают устойчивым характером, стабильностью

· Отражаются в худ.творчестве народа

Б) Отличительные черты

· М. – обусловлен средой жизнедеятельности людей, поэтому хоть и сложно, но меняется в соответствии с изменениями условий жизни.

· А. – изначальный, неизменяемый образ мира, унаследованный челов0овм отпредков.

· Если некая общность обладает своим М., соответствующим её соц-культ. среде, то А. идентичен у всех соц.групп человечества.

Взаимосвязь с другими понятиями:

Ø Мировоззрение – его можно понять, а М. может находиться в спящем режиме, а может и прорваться. Есть сходство. Мировоззрение – система взглядов и представлений, установленных в определённом обществе, то М. – это склад, мышление и восприятие. Уходит в более глубинные структуры психологии, имеет устойчивый характер.

Ø Идеология и М. Близко взаимодействуют, ментальные особенности создают базу для идеологии. И. способна выразить себя рационально, формулируя цели социума в виде теорий.

Ø М. и мышление – целенаправленный процесс в познании реальности, а м. – стиль, склад, особенности.

Ø М. и ментальность – соотношение общего (М.) и частного (Ментальность это признак М., или частный конкретный случай проявления М. Говорят о ментальности отдельных соц.групп).

15. Особенности российской ментальности.

Ø Особое, эмоционально-образное освоение окружающего пространства. Повышенное эмоциональное начало.

Г.Гачаев: « Русские тяготеют не к абстракции, а к смыканию знания с с душой, ума с сердцем.

Ø Русская ментальность женского рода, преобладает эмоциональное над рациональным. Эта черта оказала особое влияние на православие.

Ø Особое отношение к гос.правителю и власти. Русский человек расконцентрирован, просторечен, питает надежды на верховную власть (более тяготеет к восточным гос-вам)

В восточной русской культурной традиции имеет место наделения правителя харизмой – положительные кач-ва, которые не объективно присущи личности, а приписываются ей людьми. Они выходят за пределы обычных представлений о человеке.

Ø «Широта души» - определена условиями обитания (большое пространство)

Ø Коллективизм – особого качества патриотизм

Ø Особое отношение к труду и празднику.

16. Содержание категории «культурная картина мира». Её соотношение с научной, художественной, религиозной моделями мира.

ККМ связана с М., т.к. он порождает определённую картину мира. Если М. – это способ восприятия, то ККМ – результат такого восприятия. М. – содержание, а ККМ – форма.

ККМ взаимодействует с научной, религиозной, философской и художественной КМ, но отличается от них.

Ø Научная картина мира – идеальная модель действительности, созданная на основе научных идей и принципов, и выступающая базой для построения научных теорий.

Одно и тоже в Н. и К. КМ может иметь разный смысл, категория сфета в Н – физич.явление, в К. – кульутрн.ценность.

Ø Религиозная КМ – модель действ-т, выраженная в виде фантастических образов, основанных на вере в некий абсолют, превращённого в обхект неких религиозных эмоций и поклонений. ККМ совими истоками уходит в РКМ, между ними есть глубокая бессознательная связь.

Ø Философская картина мира – синтез научных и целостных представлений о мире человека.

Ø Художественная КМ – образ мира в целостном, субъективном значении, представленном определённым художником.

Культурная картина мира – модель мира в субъективном, целостном значении, представленном определённым народом или соц.общностью.

Структурные элементы ККМ:

· Культурное про-во и время (культруный хронотоп)

· Культурные числа – числовые выражения целостного значение в контексте культуры опр.народа.

· Эстетические оценки действительности – представления о красоте. Эстетика изучает представления человека о красоте. ККМ отличаются эстетическими образами, которые лежат в их основе.

17. Бытие культуры: культура и природа, культура и общество, культура и человек.

Генезис и функционирование культуры связаны с деятельностью человека, которая направлена на пре­образование окружающей его среды и себя. Центральное звено этой системы – человек как деятельностное существо.

Основные формы бытия культуры исчерпываются тремя ее типами:

— природное бытие культуры (культура и природа);

— антропологическое бытие культуры (культура и человек);

— социальное бытие культуры (культура и общество). Иными словами, культура существует в виде окультуренной ма­териальной природы, окультуренного человека и окультуренных взаимосвязей в человеческом сообществе.

· Культура и природа:

В результате преобразования естественной природной сре­ды(ещё в древние времена) человек возвел искусственную среду своего обитания. «Вторая», созданная человеком природа, относительно про­тивостоящая «натуре» — невозделанной природе, и есть природ­ная форма бытия культуры. Культура, с одной стороны, противостоит «натуре* как возделан­ная окультуренная природа, а с другой стороны, она составляете ней единство, поскольку в основе ее лежит природный элемент. В результате подобного отношения к миру возникали такие явле­ния культуры, как мифология, религия, искусство и наука. Параллельно с процессом преобразования человеком первоздан­ной природы и создания культурной среды («второй» природы) раз­вертывался процесс культурного развития самого человека.

· Культура и человек:

Фор­мирование у человека способности и потребности к художествен­ному творчеству. Сформировавшаяся в процессе общественной практики чело­века система культурных потребностей — в творчестве, красоте, по­знании, общении, — и выработанные соответствующие им способе и составляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мира животных.

Деятельность человека обраще­на не только на удовлетворение его витальных потребностей — пище, жилище и одежде, — но и потребностей духовных — в искус­стве, науке, красоте, общении, религии и так далее, то есть чисто человеческих потребностей.

Человек есть воплощение двух взаимосвязанных начал — природного и внеприродного, то есть культурного.

· Культура и общество:

Культура возникает вместе с обще­ством, и в этом смысле она является продуктом социальным в той же мере, в какой общество выступает культур­ным феноменом. Они не существуют друг без друга. Они очень близки, но есть и различие: если общество интерпретировать через деятельность, то есть рассматривать как коллективный субъект деятельности, тогда культура будет выступать способом этой деятельности, ее технологической стороной.

Об­щество в своей сущности остается неизменным в том смысле, что оно всегда представляет собой результат общественных отноше­ний. Культурное же начало в нем будет динамичным.

Таким образом, социальная форма бытия культуры есть каче­ственная сторона общественных отношений.

18. Морфология культуры.

Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности. Одна из самых сложных.

Культура – сложная, многоуровневая, непредсказуемая система. С одной стороны – накопленные обществом материальные и духовные культурные ценности, с другой стороны – живая, меняющаяся человеческая деятельность.

1-ый элемент – мировая культура: совокупность лучших достижений всех типов и сфер культур, отражающая общечеловеческие ценности и приоритеты.

2-ой элемент – внутри культура взаимодействует с национальной и этнической культурой.

· Этногенез – исторический процесс происхождения этносов, его связывают с местом и условиями проживания, традицией культуры и .т.д.

Этнос – культурно-языковое сообщество.

Русский этнос – соотношение славян с балтами, уграми, финнами, монголами и т.д.

Базовый признак этоноса – соц.память народа, его кульура. Народ интергрируется в единое целое в его истории.

· Этническая и национальная к.

Этническая культура – разновидность культуры определенного общ-ва, формирующаяся в доклассовой стадии, со своими традиционными устоями, обычаями, нормами.

Нация – этоносоциальная общность, характерная для развитого капиталистического общества.

Возникновение нации связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности.

Для нации характерно:

- унификация языка

- развитие проф.культуры и искусства

-развитие символики гос.и нац.систем и госкотроля.

Основа нац.кульуры лежит в этнической культуре.

Нац.кульура – это городская культура, она воплощается в литературе, философии, соц.и культ.развитии общества.

Проблема взаимодействия этнич. и нац. культуры: проблема взаимоотношений истории о современной культуры.

· Материальная и духовная культура.

МК – культура чисто физического труда, связана с первейшими потребностями человека.

Элементы:

-культура труда и мат.производства

-культура быта

-к.топоса (места проживания)

-к. отнош-я к собственному телу

К. физическая

Духовная культура:

-познавательная

-нравственная

-художественная

-правовая

-педагогическая

-религиозная

· Специализированная и обыденная культура

Обыденная к. – неспецифическая сфера культуры, проявление которой в обыденной действительности люди чаще всего не замечают, повседневная деятельность. Ведущая роль – обычаи, нравы, традиции.

Обыватель – человек живущий на уровне ОК.

Специализированная к. – связанная с проф.выбором человека, увлечения, хобби: экологическая, политическая, педагогическая, правовая, философская, художественная и т.д.

· Массовая и элитарная культура

Всегда взаимодействовавали, но 20 век это прекратил.

МК – совокупность общемировых потребительских элементов культуры, производимых в больших объёмах промышленным способом.

Аудитория – люди больших залов, стадионов.

Цель МК – удовлетворение и развлечение.

«+»: - демократизация, доступность информации

- широкий спектр стилей, направлений

Элитраная к. – некая оппозиция МК.

Зададча – сохранить в культуре творческое и духовное начало.

Творческая элита – малочисленная, но влиятельная группа.

Классическая культура – среднее между Э. и М., по способу создания – элитарна, в процессе освоения приобретает массовость. В 20 в. между ними почти нет взаимодействий.

· Господствующая к. Суб- и контркультура.

19. Проблема функций культуры

Так, согласно утверждени­ям немецкого просветителя Я. Аделунга, культура характеризуется пятью социальными признаками:

1. Уменьшает роль и сферу применения физической силы в обществе.

2. Снижает значимость чувственного познания.

3. Увеличивает роль сознания и разума;

4. Смягчает нравы.

5. Воспитывает вкус.

В действительности же совокупность функций культуры представляет собой не одномерный ряд, где они выстраиваются в любой последовательности, а систему со свое­образным эпицентром в виде доминирующей функции, которая определяет закономерную взаимосвязь всех остальных функций. Таким образом, речь должна идти не о перечне функций, а о пост­роении их системы, поскольку лишь в рамках системного подхо­да следует искать решения этого вопроса.

Известно, что первич­ной и доминирующей потребностью общества в период своего становления была потребность в самосохранении и развитии за­рождающегося социального организма.

Культура как социальное явление должна прежде всего выполнять в обществе стабилизирующую роль и стимулировать его развитие.

Субъектом культуры является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с природой и с другими людьми. Система отноше­ний человека с природой и обществом опосредуется культурой, где последняя определяет качественное состояние этой систе­мы взаимосвязей.

Таким образом, как обеспечение реализации основной фун­кции культурысохранение и развитие социальной общнос­ти — формируется генетически первый уровень функциональ­ной системы, который составят такие функции, как познаватель­ная, преобразовательная, коммуникативная, нормативная и функция социализации. Первичность в данном случае следует также понимать и как значимость, важность ее в функциональ­ной системе.

20. Основные структурно-функциональные сферы культуры: преобразовательная сфера, познавательная сфера, нормативная сфера.

21. Основные структурно-функциональные сферы культуры: сфера социализации индивида, коммуникативная сфера, семиотическая сфера.

22. Культурные традиция, ценность, норма: определение понятий, связь с динамикой культуры.

Культурная традиция – исторические сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы к-л. социальной группы.

Культурная ценность – совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека.

Культурная норма – совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа.

23. Динамика культуры. Модели и типы динамики культуры.

Проблемы динамики культуры в учении античных историков.

Идея циклического развития культурной истории человече­ства и ее обоснования. «Линейные» теории динамики культуры.

Объективные закономерности культурно-исторического раз­вития. Детерминанты динамики культуры. Относительная само­стоятельность процесса культурного развития человечества. Аб­солютизация уникальности процесса развития отдельных куль­тур в «циклических» учениях и идея единства культурной исто­рии человечества. «Спиралевидный» характер направленности развития мировой культуры.

Преемственность, традиция и новаторство в культурном раз­витии. Взаимосвязь культур и диалог между ними как необходи­мое условие их существования и развития.

24. Циклические теории культуры. Н.А. Данилевский, О.Шпенглер

25. Циклические теории культуры. А.Тойнби, П.А. Сорокин

26. Линейные теории культуры. К.Ясперс, К.Маркс, Ф.Энгельс.

27. Идея кризиса культуры в европейской научной традиции 19 и 20 веков.

· Проблема закономерности культурного кризиса в обществен­ном развитии. Причины и характер кризисных эпох в культур­ной истории человечества.

· Кризис европейской культуры второй половины XIX — XX вв. и формы его проявления. Обоснование причин и сущности куль­турного кризиса, видение перспектив культурного развития Евро­пы в социально-политических и культурологических теориях (Ф.Ницше, марксизм, О.Шпенглер, АШвейцер, И.А.Ильин, С.Л.Франк, Н.А.Бердяев, Х.Ортега-и-Гассет, АТоффлер, Л.Мэмфорд).

· Осмысление кризисного состояния европейской культуры в художественном творчестве. Экспрессионизм, сюрреализм, дада­изм, театр абсурда как выражение мироощущения художествен­ной интеллигенции XX столетия.

· Проявление кризиса в современной российской культуре. Слияние в ней проблем европейского декаданса культуры и ее собственных проблем.

28. Модернизация традиционных обществ и культур. Процесс глобализации современного мира.

Модернизация это: 1) весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, синоним понятия современность

2) процесс превращение традиционного общества в общ-во с машинной технологией, высокими соц.культурами.

3) усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые, чтобы догнать развитые страны.

· М. – важнейший процесс динамики культуры.

· Модернизация в ходе истории.

· Модернизация в различных сферах культуры, быта и науки.

· Плюсы и минусы традиционного и модернизированного общества.

· Традиции и современность не взаимоисключают друг друга.

· Не все результаты модернизации – благо.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей, средств коммуникации.

29. Культурный прогресс и регресс и будущее человечества.

· Вопрос о направленности (прогресс, регресс) культурного развития человечества в античной научной традиции, в средне­вековой и ренессансной мысли.( вера в культурный про­гресс: Протагор, Демокрит, Лукреций Кар) Идея же культурного прогресса, смутно предчувствуемая эпохой Ренессанса, была осознана и сформулирована лишь в просветительской традиции (АТюрго, ЖКондорсе, И.Г.Гердер).

· Культурный прогресс как непре­рывное, бесконечное интеллектуальное совершенсгвование че­ловечества в учении просветителей. Критика просветительской идеи прогресса культуры(Гёте) Во второй половине XIX века теория культурного про­гресса просветителей подверглась многостороннему анализу и критике. Обнаружилось несоответствие между провозглашенной идеей неуклонного процветания культуры и действительностью.

· После Первой мировой войны в европейской научной тра­диции наметилась тенденция к окончательному разрыву с идеей культурного прогресса. Одним из ее основоположников стал О.Шпенглер, который высказал идею о том, что совершенствова­ние гуманитарной культуры находится в обратной пропорцио­нальной зависимости от развития науки и техники. Противоречивость характера культурного прогресса.

· Проблема критерия культурного прогресса и современные представления о культурной истории человечества. Культур­ный кризис. Он связан с переходом современной техногенной циви­лизации.

· Культурные модели будущего в учении современных футурологов.

- Концепция коммуникационно-компью­терной революции: уще­ствование в современном мире множества самобытных культур — явление временное. Компьютер преобразует не только общество, но и его культуру. Будет создана плане­тарная цивилизация, а локальные культуры утратят свою неповто­римость и составят единую планетарную культуру.(А.Тоффлер, Р.Аон, Белл)

- Экологизация культуры: общество в целях сохранения природы, восстановления на­рушенного баланса между человеком и средой его обитания и своего самосохранения неминуемо должно пойти по деиндустриальному пути, то есть обратиться к естественно-природным усло­виям жизнедеятельности человека.

30. Культура и религия.

На протяжении тысячелетий религия была важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались в религиозном контексте.

Выход религиозного познания на Абсолют выступает через этические представления о мире, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представлениях об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

· Религия отвечает на важные вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке, прежде всего). Внутренняя человеческая потребность осознать смысл жизни и привлекает к религии

· Религия позволяет компенсировать человеческую сферу нереализованных возможностей в действительности.

· В религии происходит снятие социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим.

· В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворённости, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали. Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности чел. Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруживаются во всех развитых религиозных системах. Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.

31. Специфика молодёжной субкультуры. Типы молодёжных субкультур.

Молодежные субкультуры, как и субкультуры взрослого мира, следует разделять на «позитивные», то есть ориентированные на сотрудничество с обществом и развитие его культуры, и «негативные», то есть противостоящие культуре и обществу, либо разрывающие связи с ним.

Когда говорят о типах молодежных субкультур, часто просто перечисляют конкретные их виды. Таких конкретных видов субкультур может быть названо много: люберы, хиппи, панки, металлисты, леворадикальные студенты и другие. Общеизвестно, однако, что перебор конкретных наименований субкультур не есть их социологическая типология. Поэтому для целей предстоящего анализа мы предлагаем следующую типологию молодежных субкультур, в основу которой положен признак доминирующих социальных устремлений.

1. Агрессивный. Связан с традициями преступного мира (зачастую является его школой кадров). В отличие от взрослой преступности, которая носит рациональный характер, для подростковой субкультуры этого типа характерна немотивированная и неутилитарная агрессия. Вхождение в субкультуру часто происходит в раннем возрасте. Возрастной состав от семи до восемнадцати лет.

2. Гедонистический. Ориентируется на получение удовольствия. Отличается низкой агрессивностью. Формируется в более позднем возрасте под влиянием полового созревания с целью совместного времяпрепровождения с песнями под гитару, выпивкой, иногда переходящей в наркоманию, а так же с целью поиска полового партнера. Примерный возрастной состав от 14 до 18 лет.

3. Идеологический. Отличительной чертой является особого рода мировоззрение, которое может носить философский, религиозный или политический характер. В отличие от аналогичных социальных образований взрослого мира молодежные субкультуры данного типа отличаются крайне высокой эмоциональностью в исповедовании своего мировоззрения.

32. Контркультура, субкультура. Определение понятий, соотношение с господствующей культурой. Роль в развитии культуры.

Субкультура – составная часть общей культуры какого-либо народа, присущая большой соц.группе.

Отличается определённоё спецификой и символическим выражением:

-казачество (защита)

-русские старообрядцы.

По содержанию и форме различают:

· Этические

· Религиозные

· Возрастные

· Социальные

· Профессиональные

СК не претендует на универсальность, не ставит целью изменить господствующую культуру, а приспосабливается к ней.

Контркультура – направление молодёжной культуры, выступающая против основных направлений господствующей культуры.

Может быть положительной, она создаёт кризис культуры господствующей и развивает её.

Термин был введён в 1960 г. Роззаком.

Течения:

· Битники

· Хиппи

· Рокеры в СССР

Контркультуры не исчезают бесследно, создавая кризис культуры, они способствуют динамике культуры.

1. Проблема предмета культурологии.

2. Культурология в системе научных знаний о культуре.

3. Метод в культурологических исследованиях.

4. Истоки культурологии

5. Психоаналитическая концепция культуры.

6. Символическая теория культуры.

7. Социологическая теория культуры.

8. Игровая теория культуры.

9. Информационная концепция культуры.

10. Трактовка культуры с позиции философии жизни.

11. Генезис и сущность понятия культуры

12. Содержание категории «цивилизация».

13. Культурогенез.

14. Категории «менталитет» и «ментальность

15. Особенности российской ментальности.

16. Содержание категории «культурная картина мира».

17. Бытие культуры: культура и природа, культура и общество, культура и человек.

18. Морфология культуры.

19. Проблема функций культуры

20. Основные структурно-функциональные сферы культуры: преобразовательная сфера, познавательная сфера, нормативная сфера.

21. Основные структурно-функциональные сферы культуры: сфера социализации индивида, коммуникативная сфера, семиотическая сфера.

22. Культурные традиция, ценность, норма

23. Динамика культуры. Модели и типы динамики культуры.

24. Циклические теории культуры. Н.А. Данилевский, О.Шпенглер

25. Циклические теории культуры. А.Тойнби, П.А. Сорокин

26. Линейные теории культуры. К.Ясперс, К.Маркс, Ф.Энгельс.

27. Идея кризиса культуры в европейской научной традиции 19 и 20 веков.

28. Модернизация традиционных обществ и культур. Процесс глобализации современного мира.

29. Культурный прогресс и регресс и будущее человечества.

30. Культура и религия.

31. Специфика молодёжной субкультуры. Типы молодёжных субкультур.

32. Контркультура, субкультура. Определение понятий, соотношение с господствующей культурой. Роль в развитии культуры.

Наши рекомендации