Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ
№ п.п. | Глава. Тема | Кодификатор | Форма контроля | |
Глава 1. Наш родной язык | ||||
| Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». (Входной контроль) | Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Диктант | |
| Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Тест | |
Глава 2. На каком языке мы говорим | ||||
| Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Знать особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант с грамматическим заданием | |
| Р.р. Контрольное изложение-повествование | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение | |
Глава 3. Как язык служит для общения | ||||
| Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне» | Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в корнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч- | Диктант/ тест | |
Глава 4. В чём заключается богатство языка | ||||
| Р.р. Обучение сочинению | Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом. | Сочинение | |
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей | ||||
| Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Диктант | |
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь | ||||
| Контрольная работа по теме: «Правописание существительных» | Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи | Диктант | |
| Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение | Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод. | Сочинение | |
Глава 7. Что такое современный язык | ||||
| Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» | Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях | Диктант | |
| Р.р. Сочинение по картине | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Сочинение | |
Глава 8. Как язык объединяет людей | ||||
| Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» | Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике. | Диктант | |
| Итоговая контрольная работа | Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Диктант / тест | |
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.
Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.
Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.
При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речеведение
Обучающийся научится:
проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому типу речи, средств выразительности и др.;
применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учётом ситуации и сферы общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
Виды речевой деятельности
Чтение
Обучающийся научится:
• адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой функциональной разновидности языка;
владеть навыками различных видов чтения;
владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
• извлекать информацию по заданной проблеме ( включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов
СМИ , в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Письмо
Обучающийся научится:
создавать собственные тексты различных функционально - меловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка;
совершенствовать и редактировать тексты;
соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
понимать основные причины коммуникативных неудач к письменном общении и уметь их объяснять.
Слушание
Обучающийся научится:
• адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка ;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;
владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Говорение
Обучающийся научится:
• создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой функциональной разновидности языка;
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);
• соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
• участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;
• применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
• выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной и публицистической речи;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
• проводить лексический анализ слов;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства и средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; I использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• использовать в речи грамматическую синонимию;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• опознавать орфограммы и пунктограммы;
• проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);
• соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объёме содержания курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
• иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.