Второй подход. Культурология – самостоятельная наука со своим предметом
Культурология – зародившаяся в середине ХХ в. научная дисциплина, содержание которой составляют теория и практика системных исследований феномена культуры.
В 1949 г. известный американский антрополог Лесли Уайт изложил в книге «Наука о культуре» основополагающие представления о культурологии как о науке, основанной на системном подходе к изучению культурных явлений, и поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологииот других наук, занимающихся культурой, а также сделал первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций (в связи с чем 1949 можно считать датой фактического рождения этой науки, хотя к использованию самого термина «Культурология»Уайт обратился десятью годами раньше – еще в своих лекциях 1939 г.).
Необходимость создания специальной «науки о культуре» была осознана и осмыслена представителями культурной антропологии. Последняя к тому времени уже прошла длительный и сложный путь развития – от эмпирических (основанных на опыте) описаний к анализу, к формированию развитой теории. Вместе с тем, культурная антропология, с одной стороны, продолжала сохранять прежде всего эмпирическую ориентацию на изучение конкретных (преимущественно моноэтнических) культур, а с другой, – в ней самой существовал ряд самостоятельных школ и направлений со своими – весьма различными – представлениями о самом изучаемом объекте (культуре), о характере его эволюции, о динамике культурных процессов и т.д. Разработкой науки о культуре как особом феномене до Уайта никто целенаправленно не занимался.
Сущность подхода, предложенного Уайтом, можно свести к трем основополагающим моментам.
Во-первых, это идея необходимости рассмотрения культуры как целостной динамической самоорганизующейся системы сложно-иерархического характера. Дело в том, что изучать какой-либо объект целостно (т.е. рассматривать его как целое и не упускать всех значимых ракурсов и существенных деталей) и изучать его как целостность, как систему, –не одно и то же.
Отсюда вторая важнейшая посылка Уайта, что основным подходом в интерпретации культуры как целостного образования должен быть системный подход.
Третья важнейшая (и, вероятно, наиболее фундаментальная) его посылка – это тезис о сущности самой системы культуры как об имеющем внебиологическую природу «средстве поддержания жизни определенного биологического вида, Ноmо sapiens».
В то же время, ни Уайт, ни ряд его учеников и последователей не смогли по ряду причин в полной мере реализовать богатейшие эвристические возможности «науки о культуре»
Результатом теоретической непоследовательности Уайта, как и следствием наличия в его работах ряда весьма спорных положений, оказалось то, что его «культурология»так и не получила достаточного признания в качестве особой, специфической «науки о культуре».
Вплоть до настоящего времени среди ученых нет единого мнения о том, существует ли культурологиякак реальная и самостоятельная научная дисциплина, или же этим термином характеризуется, скорее, просто сфера исследований культуры.
До сих пор на Западе доминирующие позиции в исследованиях культуры продолжают занимать социальная, культурная и структурная антропология, социология, «новая культурная история» («история ментальностей»), семиотика, этнолингвистика, этнопсихология и т.д. И большинство западных исследователей не видят необходимости в существовании отдельного научного направления, которое занималось бы «культурой в целом». Но и в России изучение культуры с теоретических позиций традиционно являлось прерогативой ряда дисциплин: прежде всего философии, а также эстетики, семиотики, литературоведения и искусствознания,– а следовательно, и здесь оставалось неясным, чем и каким обр. должна заниматься некая особая «наука о культуре». К тому же, также традиционно, понятие культуры у нас в стране связывалось прежде всего с практикой конкретно-просветительской (в том числе художественно-просветительской и художественно-образовательной) деятельности.
Тем не менее в России, в отличие от Запада, термин «культурология» с нач. 90-х ХХ в, прочно укоренился в научных кругах и в научной литературе. Однако это оказалось связано прежде всего с чрезвычайно расширительным толкованием того, что такое культурология.
Культурология как научная дисциплина – в том смысле, как ее понимал отец-основатель Лесли Уайт, – до сих пор находится в стадии своего становления.
Из идей Уайта следует, что главной задачей «науки о культуре», ее «профильным» занятием является изучение культуры именно как системы. Однако это совсем не означает, что культурологияинтересуется лишь культурой на самом «верхнем» общетеоретическом уровне ее анализа. Системный подход должен быть реализован на всех уровнях масштаба рассмотрения культуры (культура в целом, культура определенной эпохи, какого-то конкретного культурного ареала, того или иного социума, отдельной субкультуры и т.д., вплоть до личности), либо на уровне отдельных ее подсистем (наука, художественная культура, религия и пр.).
Это означает необходимость решения двух тесно взаимосвязанных задач: выявление того, систему с какими характеристиками образует совокупность элементов, составляющих данную культуру; 2) выявление того, элементы с какuмu харакmеристuкамu оказываются необходимыми для существования данной культуры как системы и какую роль они в ней играют.
Решение этих двух задач возможно только при условии признания существенной значимости каждого элемента в той или иной культурной системе (даже в том случае, если характеристики какого-то элемента внешне вроде бы противоречат «условиям включенности» в данную культурную систему.
Отсюда проистекает одна из важнейших особенностей культурологии – ее принципиально безоценочный характер. Культурологическая интерпретация отдельных явлений той или иной культуры и процессов (как и различных культур в целом), не может и не должна быть связана с субъективным отношением исследователя к изучаемому культурному материалу, с его субъективными оценками тех или иных культурных реалий – с оценками их как «нужных» или «вредных» для данной культуры, присваиванием им «большей» или «меньшей» ценности, в рамках шкалы «лучше-хуже», в терминах «подлинная культура» и «псевдокультура».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ТЕМЕ 1
1. Расскажите о происхождении слов «культура» и «цивилизация». С какого времени они существуют в европейских языках в качестве терминов – в значениях, близких к современным?
2. Раскройте понимание культуры и цивилизации, предложенное Э.Б. Тайлором в труде «Первобытная культура».
3. Каковы основные современные подходы к определению понятия «культура»?
4. В каких формах протекает изменение и обновление культуры? За счет чего возможно ее сохранение, а также передача во времени и пространстве?
5. Кто является основателем культурологии как науки? Как этот ученый понимал ее предназначение?
6. Как можно охарактеризовать место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук? Какие методы она использует?