Историчесие произведения арабских авторов 8 страница

Рекомендуемая литература: 1,2,6,8,17,21,25

Контрольные задания для СРС:

  1. Взаимодействие казахской и русской культур.
  2. Охарактеризуйте творчество казахских просветителей.
  3. Культурные процессы в Казахстане в начале ХХ в.

Тема 7.Культура Казахстана в советский период.

План лекции:

1. Противоречия в развитии культуры.

2. Становление и развитие системы образования.

3. Развитие науки.

4. Казахская литература советского периода.

5. Музыка и театральное искусство.

20-30-е годы ХХв. наиболее противоречивые и сложные в истории казахской культуры. Для них характерно развитие сотрудничества советской власти с национальными деятелями Казахстана, расцвет национальной культуры под лозунгом освобождения от колониального гнета. В согласии с этими идеями казахская интеллигенция приступила к обустройству национальной жизни. К этому времени относится создание высших учебных заведений. К этому периоду относится становление казахского драматического искусства, формируются первые профессиональные кадры артистов. К числу негативных явлений относится реформа казахского алфавита, осуществленная волевым методом в 1929 г. Казахский народ оказался оторванным от письменной культуры дооктябрьского периода. В послевоенное время постоянными и разносторонними стали международные культурные и научно-технические связи Казахстана. На культуре советского периода сказалось то, что она развивалась в условиях административно-командной системы, которая держала под строгим контролем все участки культурного строительства, не давая возможности инакомыслию творческой интеллигенции. Наблюдался идеологический диктат центра. Обычаи и традиции казахского народа не получали необходимой государственной поддержки для своего развития. Сузилась сфера применения казахского языка, хотя развитие культуры любого государства невозможно без высокой языковой культуры.

Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени - первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 г. было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 г. - 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 г. только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. Если в 1911 г. на одного ученика русско-казахской школы тратилось в среднем 17 рублей, то в 1927 г. на одного ученика русской школы 1 ступени - 16 рублей, а казахской школы - 7 руб. 70 коп. На одного ученика гимназии в 1913 г. тратилось 180 рублей, в 1927 г. на одного ученика школы II ступени - всего 22 руб. 70 копеек. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
С 1921 по 1927 год в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 г. - 150 тыс., а в 1930 г. - около 500 тыс. человек.
Несмотря на то, что к 1935 г. обучением в Казахстане было охвачено 91% детей школьного возраста, лишь треть из них училась в семилетних и средних школах, казахских средних школ вообще не существовало.
В 20-х - 30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 г. в Семипалатинске отпечатали учебники "Есеп куралы", "оку куралы" и "Tiл куралы" А.Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан ("География"), М. Жумабай ("История Казахстана", "Педагогика"), Ж. Аймауыт-улы ("Дидактика"), Б. Омаров ("Алгебра") и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 1931г. в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.
Наука.
В годы гражданской войны и послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. Этот процесс осложнялся отсутствием сложившейся структуры научно-исследовательских организаций, нехваткой средств и подготовленных научных кадров. В рассматриваемый период развивались преимущественно прикладные научные проблемы, разработка которых была вызвана насущными потребностями. В 1918 г. в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, а в 1919г. - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. В 1920 г. отдел был преобразован в Ученую Комиссию и передан в ведение Наркомпроса, причем к существовавшим трем секциям была добавлена археологическая. В том же году группа сотрудников комиссии, считая, что ученые не могут плодотворно работать будучи должностными лицами, основали Общество изучения Казахского края, как преемника Оренбургского отдела РГО и Оренбургской ученой архивной комиссии. В 20-х годах увидели свет научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тынышпаева, М. Дулатулы. В 1924 г. в Общество входили 84 ученых.
В 20-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения. Химико-биологическая лаборатория (1922 г.). Краевая станция защиты растений (1924 г.), Санитарно-бактериологический институт (1925 г.), Институт удобрений и агропочвоведения (1926 г.).
В 30-х годах начинает налаживаться академическая структура науки, в 1932 г. была образована Казахстанская база АН СССР, преобразованная в 1938 г. в Казахский филиал АН. Возникает сеть научно-исследовательских институтов - Институт национальной культуры (1933 г.). Научно-педагогический институт (1933 г.). Всего в 1932 г. в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций.
Росли научные кадры Казахстана. Если в 20-х годах в республике работали ученые из центральных регионов, академики А.Ферсман, А. Самойлович, И. Губкин, профессора С. Руденко, А. Григорьев, то в 30-х годах ученое звание профессора получает выдающийся казахский историк С. Асфендиаров. Тем не менее численность ученых-казахов была невелика. Так, из 42 преподавателей КазГУ в 1936 г. было всего 8 казахов. Такая же ситуация была и в других вузах и научно-исследовательских институтах.
Литература.
В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хакимжановой.
Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.
Музыкальное и театральное искусство.
Музыкальное и песенное искусство казахов, как самое распространенное и популярное у народа, с первых дней Советской власти стало объектом пристального внимания со стороны партии большевиков. Уже в 1919 г. в г. Верном был проведен слет акынов Семиреченской области. Сразу же после гражданской войны началась работа по сбору и систематизации творческого наследия народа. В 1921 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, музыкальный отдел которого записывал народную музыку, организовывал музыкальные коллективы и т.п.
В 1925 г. известный ученый-этнограф и музыкант А. Затаевич опубликовал труд "1000 песен казахского народа" - плод многолетней работы по сбору и систематизации музыкальных произведений казахов. В 1931 г. он опубликовал "500 казахских песен и кюев". В целях популяризации народной музыки и песенного искусства в крупных городах стали производиться концерты казахских исполнителей. В 1925 г. в Париже в составе делегации советских артистов выступил А. Кошаубаев, вызвав восторженные отклики французской прессы. Большую известность получили акыны и музыканты Ж. Жабаев, К.Дзербаев, И. Байзаков, Т. Амренов, Н. Байганин, О.Шипин.
С начала 30-х гг. в Казахстане начинает бурно развиваться музыкально-драматическое искусство. В 1933 г. на основе Постановления Казкрайкома ВКП (б) началась организация казахских театральных и музыкальных студий в Москве, Ленинграде и Алма-Ате. 13 января 1934 г. на базе музыкальной студии при Казахском драматическом театре был открыт Казахский государственный музыкальный театр, первыми постановками которого стали "Айман-Шолпан" М. Ауэзова и "Шуга" Б. Майлина. Крупными событиями стали оперы Е.Брусиловского "Кыз Жибек", "Ер Таргын" и "Жалбыр". Известными певцами становятся артисты Музыкального театра К. Байсеитова, К. Жандарбеков, прославилась танцовщица Ш. Жиенкулова.
Развиваются и традиционные драматические жанры. До середины 20-х годов в Казахстане существовали лишь любительские театральные труппы, наиболее известными из которых были Семипалатинская и театр Оренбурского казахского института народного образования. На базе последнего в январе 1926 г. в Кызыл-Орде был открыт первый профессиональный казахский театр, где работали М. Ауэзов, Ж. Шанин, С. Кожамкулов, К. Куанышбаев, К.Жандарбеков, 3. Атабаева и другие талантливые драматурги, режиссеры и артисты.

За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с "пережитками прошлого". Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это - идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот "вечный больной" приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры". Несмотря на широкую компанию искоренения трайболизма и "жузовщины", как тогда они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков.

Рекомендуемая литература: 1,2,6,8,17,21,25,27,31

Контрольные задания для СРС :

  1. Взаимодействие казахской и русской культур в советский период.
  2. Охарактеризуйте творчество казахских советских деятелей культуры.
  3. Культурные процессы в Казахстане в ХХ в.
  4. «Культурная революция» в Казахстане и ее противоречия.
  5. Становление культуры Казахстана в советский период.

Тема 8.Современный период казахской культуры

План лекции:

  1. Глобализация и проблема самоидентификации этнорегиональных культур.
  2. Казахская культура в евразийском культурном пространстве.
  3. Традиции и инновации в современной казахской культуре.

Современный культурный процесс характеризуется противоречивыми тенденциями. Выделяем две важные тенденции развития современной мировой культуры: локализация национально-государственных культур и интеграция различных культур в единую общепланетарную культуру. Для материальной культуры характерно упрочение научно-технического прогресса. Технический прогресс выражается в огромном количестве предметов созданных людьми, технический прогресс распространился на сферу духовной культуры. Главная задача развития материальной культуры - преодоление неравномерности и изменение характера природопользования. Общие тенденции развития современной культуры проявляются в постоянном усложнении культурно-технического развития, формировании информационного общества, появлении модернистских тенденций в искусстве, проявлении массовой культуры, возрастании влияния религий на мировоззрение людей и их практическую деятельность, обострении глобальных проблем. Все эти факторы позволяют говорить о втянутости современного Казахстана во всесторонние процессы глобализации.

Духовная культура развивается так же многопланово, высокого уровня достигает система научного знания, чтобы отвечать требованиям современной цивилизации. Данному процессу способствует система образования, которая является важным элементом функционирования духовной культуры. Важно подчеркнуть, что главной ценностью образования является его доступность. Важное значение имеет сочетание образованности с воспитанностью, т.к. приходится констатировать, что агрессия, вандализм, эгоизм, деструктивизм приобретают массовое явление. Происходит размывание граней дозволенного – недозволенного, эстетического, неэстетического, морального – аморального, искусства – неискусства.

Культура Казахстана представляет собой сложное многоуровневое образование, формирующее обустройство большого общества на огромном пространстве. Вместе с тем культура создается и в пространстве личности и в межличностных отношениях. Каковы внутренние типологические градации казахской национальной культуры, ответить можно, если названы исходные критерии типологии: степень распространенности и укорененности в общественном сознании тех или иных ценностей, соответствие народному мироощущению, основам национального характера и бытия, социальные носители ценностей, идейное содержание, преемственность духовного развития. В соответствии с этими критериями выделяем следующие типы казахской культуры: 1) культура известная и неизвестная, известная находящаяся в обороте, вторая культура существовавшая в прошлом, либо существующая сегодня в изолированных социальных нишах. В последние годы существенно расширилась известная культура; 2) культура личности, социальной группы, общества, проблема с культурой социальной группы выделяли культуру детскую, молодежную, взрослого поколения, но происходит размывание границ разделяющих данные социокультурные образования; 3) культура столичная и провинциальная, городская и сельская, классика концентрируется в столице, в крупных городах, народная в провинции (мифология, фольклор, декоративно-прикладное искусство).

Анализ национальной культуры предполагает системную характеристику. Основным в понятии культуры как системы является не описание ее элементов, а фиксация определенных связей. Национальная культура включает в себя духовный, социально-политический и материальный компоненты. Системный анализ позволяет создать модель национальной культуры как историко-культурного и социокультурного феномена и отражает три ряда отношений: человек (общество) – природа; Человек (личность) – общество; человек (личность) – человек.

Культура этносоциальной общности является составляющей мировой культуры, но на традиционную (опирающуюся на обычаи, традиции) обрушивается поток инноваций при этом нередко разрывается система, гармония нарушается.

Такова современная социокультурная ситуация задача состоит в том, чтобы реанимировать национальную культуру.

Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге "В потоке истории" особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана. "... принцип "жеты ата", институт родственных связей ненавязчиво и глубоко задавали каждому казаху и всему народу сильнейший инструмент духовного единения. Принцип "семи колен", хотя и совсем прост, был могучим определяющим ядром, сердцем этнической целостности на основе семейно-родственной любви. Казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря своей этноколлективной памяти, сохраненной в родовом делении ( Н.Назарбаев "В потоке истории" .Алматы, 1999 г., с47). Подтверждением восстановления родового сознания в современном Казахстане является в частности публикация разного типа родословен(шежире), посвященных как всему казахскому народу, тау и отдельным племенам и родам и даже отдельным семьям.. "Шежіре"- трактуется в казахстанской историографиии как особая форма исторической памяти народа посвященных истории так называемая "степная устная историография".

Фактом подтверждающим сохранение родового сознания казахов - это современная практика создания родовых кладбищ. К примеру, в Джамбульской области в настоящее время существуют несколько отдельных кладбищ захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности. Отдельное погребение членов родов Младшего, Старшего и Среднего жузов.

В бытовой жизни наиболее прочно сохранившимся традиционным обрядом является "согым" (зимняя заготовка мяса, как правило, конины). Необходимо отметить, что "согым" требует значительных материальных затрат (хорошо откормленная лошадь стоит от 300 до 500 долларов). Тем не менее, большинство казахских семей не только в сельской местности, но и в городах придерживаются этого обряда. Безусловно, не все могут позволить себе купить лошадь целиком, поэтому практикуется покупка в складчину или же половины и даже четверти лошади. Начало "согыма" совпадает с началом первых зимних холодов и сопровождается обязательным приглашением родственников и друзей. Причем разные части лошади подаются в разные дни и имеют различное ценностное и ритуальное значение. Приглашение на "согым" требует обязательного ответного приглашения, поэтому всю холодную длинную казахстанскую зиму казахи ходят друг другу в гости в гости и едят мясо. Некоторые бедные, но предприимчивые семьи поступают следующим образом. Они разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным. Таким образом, возрождение традиций во всех сферах жизни - характерная черта современного Казахстана. Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихтомия между "традиционным" и "современным" уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему.

Культурная политика – это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. Сейчас культурная политика в Казахстане сводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельности различных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественной деятельности, печати, библиотечному делу и т.п.

К компетенции государственной управленческой деятельности, определяемой как культурная политика относят:

- систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, обеспечения доступа для изучения специалистами или просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия;

- систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране, проведение конкурсов и фестивалей и специализированных выставок, организацию профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве;

- систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей из активно развивающихся направлений этой функциональной подсистемы является социальная педагогика как институционализированная методика общей социализации личности;

- популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурных ценностей) в средствах массовой информации;

- международное и межнациональное культурное сотрудничество;

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти. Основными органами реализующими культурную политику государства являются культурные институты, которые делятся на институты занимающиеся сохранением культурного наследия – библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, заповедники и институты решающие вопросы развития художественной деятельности – творческие союзы и объединения, архитектурные художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры. К сожалению не все перечисленные институты выполняют в полном объеме функции. Принципиально важным является то, чтобы культурная политика не отрывалась от основных направлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ее подсистем. Основная цель культурной политики – трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы и образцы их социальной престижности как кратчайшего и наиболее надежного пути к социальным благам и высоко общественному статусу.

Современные культурные процессы в Казахстане отражают с одной стороны крах тоталитарной системы, трудности рождения нового независимого государства, отказ от прежних узкоклассовых принципов, а с другой стороны первые шаги утверждающегося плюрализма разных форм собственности, общественно-политических структур и мнений. Особенностью современной культурной политики Казахстана является свобода от идеологических догм и стереотипов, восстановление исторической топонимики, множество видов обучения, деятельность культурных центров. Развитие культуры невозможно без высокой языковой культуры, большое значение придается развитию казахского языка так как он является основой познания для всех наций и народов культуры, традиций, обычаев, быта казахского народа. Важную роль в развитии межнациональном согласии играют национально-культурные центры, которые должны содействовать возрождению культуры и традиций всех народов Казахстана. Государство должно одинаково заботиться обо всех своих гражданах, поэтому права нации приравнены к правам личности. Ассамблея народов Казахстана, национально-культурные центры должны развивать культурные связи, обеспечивать совместимость культур при свободном развитии каждой из них.

В настоящее время в Казахстане реализуется программа «культурное наследие», в рамках которой изучается вопрос о создании «Фонда Духовного Развития Народов Казахстана». Фонд должен вести регулярный мониторинг и поддержку развития культурных ценностей и традиций народов при помощи государственно-частного партнерства и привлечения соответствующих общественных организаций. Предлагается поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков». Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками, казахским, русским, английским.

Казахстан должен утверждаться как центр межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций». Получает одобрение культурная политика, направленная на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия. Роль Казахстана как международного посредника в межкультурном диалоге усиливается и углубляется.

Рекомендуемая литература: 1,2,5,6,8,17,19,34

Контрольные задания для СРС

  1. Определите место казахской культуры в евразийском культурном пространстве.
  2. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана.
  3. Национальная картина мира и ее культурная репрезентация.

Раздел 4.Типология культуры

Тема 1.История религиозных мировоззрений и вероисповеданий казахского народа.

План лекции:

1. Домусульманские верования.

2. История проникновения и распространения ислама.

ДОМУСУЛЬМАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Как и у других народов, принявших мусульманство, у казахов ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до появления ислама. Нам немного известно о религии, существовавшей у казахов до проникновения ислама. В последние годы некоторые исследователи стали называть эту религию тенгрианством и изображать ее как стройную философскую систему. Это была политеистическая религия с верховным небесным божеством, а название “бог” (тенгри), прилагавшееся не только к нему, но также и к другим божествам; с приходом ислама стало у казахов синонимом слова “кудай” (бог), то есть Аллах. Другие сведения о других божествах до нас не дошли, и воспоминания о них приходится разыскивать в культе святых, в шаманстве, в семейной обрядности. Так, отголоски культа древнетюркского божества плодородия Умай обнаруживаются в родильных обрядах казахов. Умай – это добрый дух, покровительствующий младенцам. Еще в середине прошлого века в народе были живы остатки космологических представлений, согласно которым вселенная состоит из трех миров – небесного, земного и подземного. Пережитком древних представлений о сверхъестественных существах, управляющих силами природы, может быть поверье казахов об ангеле, который бьет плетью тучи, производя тем самым гром и молнию.

Наши рекомендации