Религия в системе культуры
Религия и искусство Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами. Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия - это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания. Огромное влияние религия оказала на античную куль-туру) одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и быте греков архаического периодаКроме того, древнегреческие мифы послужили почвой для возникновения античного театра. Библейские мифы, в том числе главный миф - о богочеловеке Иисусе Христе, были самыми притягательными для искусства. Основными сюжетами живописи на протяжении многих веков были евангельские сюжеты, художники по-разному трактовали Рождество и Крещение Христа, Тайную Вечерю, Распятие, Воскресение и Вознесение Иисуса. Храмы, являясь культовыми сооружениями, имели и большое культурное значение; в них воплотились история страны, традиции и художественные вкусы народа. Религия оказала большое влияние на литературу. Три основные мировые религии - буддизм, христианство и ислам - дали миру три великие книги - Веды, Библию и Коран*. Веды - четыре главные книги древних индийцев Веды - это ценнейший источник древнеиндийской философии, обширный фонд идей и знаний в самых разных областях. Здесь рассказывается о творении мира, вводятся понятия космологии, теологии, гносеологии, мировой души, определяются практические пути преодоления зла и страдания, обретения духовной свободы В Библии нашли отражение все стороны жизни народов Древнего Средиземноморья - войны, соглашения, деятельность царей и полководцев, быт и нравы того времени, поэтому Библия является одним из крупнейших памятников мировой культуры и литературы. Коран (VII-VIII вв. н. э.) - главная книга исламского вероучения, излагающая основы представлений мусульман о судьбах мира и человека, содержит собрание обрядовых и юридических установлений, назидательные рассказы и притчи. |
25. Искусство в системе культуры
Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этим возможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности , которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивной роли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так и отрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.
26. Наука в системе культуры
Отличие науки от других форм познания
1. Наука - это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке паи математическом доказательстве.
Специфические черты науки:
универсальность - наука вырабатывает знания, истинные для всего человечества; получаемые ею знания пригодны для всех людей, ее язык - однозначный;
истинность и достоверность - научными являются только те выводы, которые подтверждаются при помощи известных науке методов;
рациональность - наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики;
фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные научные дисциплины. Каждая наука - определенная проекция на мир, "прожектор", высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент;
систематичность - имеет определенную логическую структуру, а не является бессистемным набором знаний; преемственность - новые знания соотносятся со старыми знаниями, вырастают на базе ранее достигнутых знаний;
обезличенность - индивидуальные особенности ученого, как правило, не влияют на конечные результаты научного познания; незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать;
критичность - наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть даже свои самые основные теории.
2. Наука отличается от других форм познания следующими признаками: от мифологии - стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию конкретных законов развития природы, которые можно проверить опытом; мистики - стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению; религии - разум и опора на чувственную реальность имеют в науке большее значение, чем вера; философии - выводы науки допускают эмпирическую проверку и чаще отвечают не на вопрос "почему?", а на вопросы "как?", "каким образом?"; искусства - своей рациональностью, стремлением познать не только внешние образы, но и внутреннюю суть предметов и явлений; идеологии - научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества; обыденного сознания - представляет собой теоретическое освоение действительности