Основные функции и цели общения
Основные функции общения формулируются разными учеными с учетом той науки, в рамках которой они рассматривают общение, следовательно, с разных позиций. А.А. Брудный выделяет четыре основные функции общения:
1) инструментальную, то есть общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например, ремонта машины или уборки);
2) синдикативную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников;
3)функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентирована на взаимопонимание, на контакт;
4)трансляционную функцию – передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).
Значит, для реализации любой функции общения необходим субъект, который осуществляет это общение.
В свою очередь в рамках общения как деятельности и сам человек как субъект общениятакже выполняет разнообразные функции:коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), конативную (взаимопроявление, управление), креативную (взаимовлияние, преобразование).
Таким образом, общение удовлетворяет (должно удовлетворять) различные потребности личности. Эти потребности свойственны всем людям, поскольку человек – создание прежде всего социальное. Все эти потребности носят культурный в своей основе характер: они связаны с ценностями и ценностными отношениями к себе и другим, с диалогичностью, с процессами познания и самопознания, с творческой деятельностью и т. д.
Основные цели общения связаны с направленностью и особенностями взаимодействия между коммуникантами. Философ М.С. Каган предложил такую классификацию целей общения:
1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
2) цель общения заключена в нем самом;
3) цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
4) целью общения является приобщение самого его, инициатора, к ценностям партнера.
Первая цель решается преимущественно в процессе совместных действий партнеров по общению. Вторая заключается, главным образом, в самопознании и самовыражении путем диалогической деятельности и во взаимопонимании участников общения. Третья и четвертая цели говорят сами за себя – это прежде всего ценностное взаимодействие партнеров, при котором один из них берет на себя роль инициатора.
Общение и коммуникация
Коммуникация – это информационная связь субъекта с тем или иным объектом
Речевая коммуникация (от лат. communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) – это одно из значений, которые в современном русском языке есть у слова «коммуникация».
Общение (по словарю С.И. Ожегова) – взаимные отношения, деловая или дружеская связь.
Эти понятия объединяет, делает синонимами речь, которая связывает людей и служит основным средством передачи информации в различных ее видах и формах.
В этом смысле под «коммуникацией» понимается передача речевой информации от отправителя к получателю и прием этой информации получателем от отправителя. А под «общением» — речевое взаимодействие между людьми.
Если для нас несущественны особенности той или иной ситуации общения, те или иные взаимоотношения между общающимися, то эти термины мы будем употреблять как полные синонимы. Но если эти особенности важно учитывать для полноценной характеристики процесса, то необходимо иметь в виду существенные различия в значениях этих терминов (эти различия проанализировал М.С. Каган в книге «Мир общения»):
1)«коммуникация»в своем прямом значении является исключительно информационным процессом, адресованным человеку, животному, машине (может осуществляться и на искусственных языках), а «общение»всегда двухслойно (оно имеет и практический, и духовный (информационный) характер);
2)«коммуникация»предполагает информационную связь субъекта с тем или иным объектом. При этом в роли объекта может выступать как человек, так и животное или машина. «Общение»же возможно только между субъектами, то есть между людьми, ощущающими свою индивидуальность и уникальность;
3)«коммуникация» –это прежде всего процесс передачи информации. В этом отношении он односторонен и монологичен. «Общение» –это процесс взаимодействия, он двусторонен и диалогичен. (По М.С. Кагану «Мир общения»)
Таким образом, в основе различения оттенков значения слов «общение» и «коммуникация» лежат особенности отношений между участниками этого процесса.