Религиозные истоки культуры
Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества: не только с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), но и с нормами, обычаями и традициями. Для установления характера взаимосвязи между культурой и религией необходимо уточнить сам термин «религия» (от лат.religio – набожность, святыня, предмет культа), имеющие разнообразные трактовки. Слово «религия» в культурный обиход вводится в период крушения Римской империи. Цицерон, знаменитый философ и ритор, выводил данный термин из латинского глагола (relegere), что в переводе означало – созерцать, бояться, перечитывать. Ключевым словом в этой трактовке у Цицерона было слово «бояться». Лактанций – апологет христианства утверждал, что «религия» переводится от латинского глагола (relegare) как связывать, сковывать, т.е. это связь человека с Богом, повиновение и служение Богу. Русское слово «Бог» происходит от санскритского bhaga, что означает «богатый». На церковнославянском это выражено словом «вседовольный», иначе говоря Бог есть полнота бытия. Английское God или немецкое Goft происходит от древнеготского слова, означающего: «Тот, перед которым падают ниц в поклонении, священном ужасе». В восточных культурах слово «религия» имеет другие смыслы. Din – слово, восходящее к аравийскому языку, переводимое как власть (подчинение, воздаяние). Отсюда появляется власть Аллаха в Исламе. Dharma слово из древнеиндийского языка (санскрита), переводимое как учение, долг, закон, справедливость. Сhiao – китайское слово, которое переводится как учение. Все эти слова становятся содержательной предтечей буддизма.
У каждого человека возникает множество ассоциаций, связанных со словом «религия». Одному человеку представляется Парфенон и Собор Святого Петра в Риме, мечеть аль Масжид аль Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, для другого иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды.
Знаменитый философ И. Кант связывал религию с чувством нравственного долга, воспринимающегося как божественная воля; для ученого антрополога Э. Тайлора религия определялась как вера в сверхъестественное, психолог З. Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог М. Вебер рассматривал ее как важнейший фактор общественного развития.
Творческое задание:Проанализируйте, как соотносятся такие понятия, как «культ» и «культура». По Н. Бердяеву, это не просто однокоренные слова. Согласны ли вы с позицией русского религиозного философа?
Для классификаций многообразия религий существуют типологии религий. Религии разделяются на политеистические, связанные с почитанием множества богов и монотеистические, т.е. почитающие единого Бога. Также наибольшее распространение получило деление религий на первобытные, или ранние; народно-национальные, связанные с какой – то одной этнической группой, и, наконец; мировые, объединившие представителей разных народов мира.
Первый тип религиозных верований тесно связан с развитием первобытной идеологии, к нему следует отнести магию, тотемизм, фетишизм, анимизм. Различные элементы ранних религиозных форм (мифы и ритуалы, представления и культовые действия, верования и обряды) – это система мышления и освоения окружающего пространства, способ передачи информации от поколения к поколению, условие формирования и развития духовной культуры. В этот период культура носила синкретический характер и мифологическое сознание интегрировало в единую целостность: древние зачатки эстетического, нравственного и религиозного в жизни первобытного человека. Мировым религиям предшествовали более простые религиозные формы: фетишизм – почитание объектов действительности (камней, деревьев), которым приписывались сверхъестественные свойства, способность предохранять от врагов. В современной культуре бытуют амулеты, обереги, которые наделяются способностью защищать от врагов; тотемизм выражался в представлении о сверхъестественном происхождении рода или племени от какого-либо животного, растения; тотем считался их покровителем. Сегодня сохранились следы тотемизма в запрете на употребление в пищу мясо некоторых животных (например, коров в Индии), а также в символах геральдики. К. Леви-Строс – французский этнограф и социолог пришел к выводу, что основное взаимоотношение структуры тотемизма – это противоположность между природой и культурой (растительные или животные виды идентифицируются с отдельными людьми); анимизм, т.е. вера в духовные сущности, которые управляют судьбой человека как при жизни, так и после смерти (виды анимизма выражены в автономных проявлениях души и в погребальных обрядах, явившихся следствием представлений о связи земной жизни с загробной).
Творческое задание:Проанализируйте, явления табу и тотемов в первобытной культуре.
Ко второму типу – народно-национальным религиям принадлежат индуизм, иудаизм, конфуцианство. Эти религии возникли в период становления классового общества, возникновения государства и развития таких общностей, как народность, нация. Многобожие было заменено единобожием, верой в единого Бога.
Третий тип относится к периоду возникновения мировых религий, которые образовались в рамках одного тысячелетия. Призыв к единому Богу, образу вечности был продиктован новыми условиями жизни и поддержан императорской властью, проявился во время великих исторических поворотов, смен формаций, в период формирования мировых империй. Сегодня принято в качестве мировых религий выделять следующие: буддизм, христианство, ислам. Как правило, возникновение и развитие мировой религии связано с определенной географической территорией. Так буддизм – это прежде всего Древняя Индия, христианство (православие, католицизм и протестантизм) - восточная часть Римской империи, а ислам – Западная Аравия.
Религия в структурном отношении явление сложное. Оно включает в себя религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Практически все элементы имеют непосредственную или опосредованную связь с культурой. Религиозная культура представляет собой особое качество, характеризующее совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе религиозной деятельности, центром которой является культ. В данном случае культурные ценности формируются в рамках религиозного сознания, задаются им.
Религия и нравственность являются важными составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой. В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь. Религиозные заповеди имеют общечеловеческие истоки, они стали закреплением нравственных правил, прежде бытовавших в сознании людей. Осуществлялась регуляция человеческих отношений на основе религиозных ограничений. Эти ограничения вызваны особенностями тех или иных форм вероисповедания. Допустим для иудеев непреложно исполнение заповеди о почитании субботы, в этот день верующие евреи не могут работать. В протестантизме поощряется труд, рациональный расчет и экономия ради получения прибыли и умножения капитала, а в буддизме мы этого не наблюдаем.
Пост как ритуал духовного очищения – закон для верующих, которым не должны следовать неверующие. Однако православные посты, проводимые несколько раз в году, в корне отличаются от мусульманского поста, который осуществляется один раз в году в течение одного месяца.
Связь между искусством и религией в различные эпохи была не одинакова. Искусство настолько сливалось с религией, что в результате породило то, что именуется религиозным или культовым искусством. Можно выделить две различные функции искусства: во-первых, специфически религиозную, культовую, когда религиозных переживаниях рождаются шедевры; во-вторых, эстетическую, ибо искусство есть продукт художественного творчества и формирует у людей чувство прекрасного. Известный социолог П. Сорокин, исследуя проблему соотношения религиозных и светских произведений (живопись, скульптура, музыка, архитектура, драма в европейских странах), пришел к выводу, что роль религиозного фактора в творчестве деятелей искусства с годами снижается. из исследования П. Сорокин приводит следующие данные: религиозные произведения в Х в. составляли 81%, а светские – 18%; но в ХХ веке – религиозных произведений было 3,9 %, а светских – 96,1%.
Творческое задание: Проанализируйте социологические данные П. Сорокина, выразите своё отношение.
В системах искусств и мировых религий существуют свои особенности: в православии ведущим искусством была живопись, в католичестве - скульптура, в исламе – архитектура. Религиозное искусство всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, т.е. регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Необходимость создания такого особого пространства привела к появлению специфического типа архитектурных строений – культовых. Например, общим для христианского зодчества было создание на земле Божьего дома, своеобразного места встречи и общения с Богом. Для всего средневековья стала традиционной роль монастыря как просветительского центра, состоявшего из библиотеки, книжной мастерской и школы.
Творческое задание: Вспомните и опишите свои первые впечатления от посещения действующего храма, мечети или другого культового здания.
Первые храмы возникли в Византии. Римские базилики в Древнем Риме, вначале выполняли роль судебных и торговых зданий, постепенно стали использоваться как церкви, а затем как храмы – базилики. Главным храмом всей Византийской империи является церковь Святой Софии в Константинополе, построенная в 632-537г.г. до н.э. Эстетический восторг, вызванный Святой Софией побуждал русских князей строить великолепные храмы во всех основных городах Руси, где храм – это не только место богослужения, это крепость, символ силы и независимости города, государства.
«Аргумент красоты» сыграл первенствующую роль и при выборе веры князем Владимиром Святославичем. Такие аргументы привел знаменитый русский интеллигент, литератор Д.С. Лихачев: «Нигде в мире нет такой любви к сверкающим золотом, издали видным куполам и маковкам церквей, к рассчитанному на широкие просторы «голосоведению», к хоровому пению, к ярким краскам, контрастным зеленому цвету и выделяющимся на фоне белых снегов чистым цветам народного искусства» [27, 15]. Подтверждением этому является строительство Троицкого и Софийского соборов. Наряду с культовым зодчеством возникают культовое изобразительное искусство: иконы, фрески, мозаики, культовая скульптура, клерикальная литература, драматургия и музыка.
Творческое задание: Постарайтесь сопоставить исследовательские оценки христианства как исторического выбора и культурного переворота. Выделите роль византийского влияния в культуре Руси.
Иконопись также возникла в Византии. Слово «икона» переводится с греческого как «образ», «изображение». Икона закрепилась в религиозном сознании православных как неотъемлемый культовый атрибут. В истории религиозной культуры отношение к тем, кто писал иконы, было различным. Был период, когда иконописцев возвышали до поклонения, считая их дар – уникальным божественным даром. Но был и период, когда к иконописцам относились даже с пренебрежением, предполагая, что рукой иконописца водил Бог, поэтому имена их уходили в лету безвозвратно.
Многие великие художники обращались к культовому искусству и в результате их творчества рождались шедевры, но для культового искусства на первом месте было религиозное начало. Это подтверждает изречение: «Богу – богово, кесарю – кесарево». Ведущими иконописцами были византийские гении Феофан Грек, Дионисий и русский иконописец Андрей Рублев. Основой этого вида художественного искусства выступает, с одной стороны, книжная миниатюра, из которой иконопись заимствовала тонкое письмо, утонченность палитры, а с другой – фаюмский портрет, от которого были взяты такие детали, как огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах и золотой фон. И, наконец, задачи иконописи – воплощение божества в телесном образе и напоминание о том его образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Раньше даже неграмотные люди могли прочитать икону, видели скрытый смысл в движениях, жестах. Важной вехой в развитии художественной культуры ХIV в. является «Троица» Андрея Рублева.
В знаменитой лекции русского религиозного философа Е. Трубецкого «Умозрение в красках», прочитанной в 1916 г. было отмечено: «Открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, более того, ее будущее. Ибо в этих созерцаниях выразилась не какая-либо переходящая стадия в развитии русской жизни, а ее непреходящий смысл. Пусть этот смысл был временно скрыт от нас и даже утрачен. Он вновь нам открывается. А открыть его - значит понять, какие богатства, какие еще не явленные современному миру возможности таятся в русской душе»[55, 220]. «Троица» покоряет глубиной и одухотворенностью образа, гармонией композиции, красотой колорита. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, – символ печали. Чтобы икона воздействовала на верующих, эстетическое чувство должно побуждать и поддерживать религиозное чувство. До философского размышления о смысле жизни Андрей Рублев поднимается в иконах звенигородского чина. В «Троице» через церковный догмат художественными средствами выражена модель мира и человека в его нравственно-эстетической ориентации, здесь не просто закодирована система нравственных ценностей, а даны принципы гармонизации этой системы. Единство ипостасей – нравственных ценностей выражено в «Троице» Рублева через колорит, цветовой строй иконы.
Творческое задание: Попробуйте объяснить символику цвета, знака православной иконы « Троица» А. Рублева.
Важнейшим памятником христианской литературы является Библия, что в переводе означает книга. В настоящее время Библия – самая издаваемая книга в мире: выпущено около трёх миллиардов. экземпляров на тысячах языков. Первая часть Библии называется Ветхим Заветом, в нем содержится надежда на Мессию и десять заповедей, которые Моисей получил от Бога. Новый Завет – вторая часть Библии, где собраны повествования о жизни Иисуса и Евангелие, названные по имени создавших их апостолов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа, которая изложена в Евангелии от Матфея. Нравственные заповеди христианства обращены, прежде всего, к совести человека. Из множества нравственных предписаний христианства основными считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. В отличие от всех предыдущих религиозных и философских представлений о Боге-творце, христианство сформировало идею творения Бога из ничего: Бог сотворил весь мир из ничего, одним своим словом. Он все может сделать, что пожелает. Бог – высочайшее существо. Ему нет равного никогда и нигде, ни на земле, ни на небе.
Традиционализм обусловил особенность художественной культуры Древнего Востока. Древний Восток – родина двух мировых религий: буддизма и ислама. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя основные ценности этих религий, характерные черты экономического и политического устройства государств. При всем многообразии культуры древневосточных цивилизаций в ходе их развития можно проследить много общих черт. К ним относятся: основа хозяйственной деятельности – ирригационное земледелие; раннее появление государственности и развитие системы власти в форме деспотии; тесная связь формирующихся религиозных систем с первобытными культами и магическими представлениями; выделение в системе знаний математики и астрономии, которые остаются монополией касты жрецов; преобладание в архитектурных формах простоты и монументальности, которые проявились в строительстве дворцовых и храмовых комплексов, оборонительных и культовых сооружений (например, Великий канал и Великая китайская стена, египетские пирамиды, индийские храмы). Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкали народы Древнего Востока к созданию системы канонов, приведшей к формированию глубокого традиционализма, обожествлению мощи деспотического государства. В восточных культурах личность осознает себя и воспринимается от той среды или сферы, в которой он в данный отрезок времени действует, и прежде всего, позиционируется как выразитель обязательств, вытекающих из принадлежности общине, клану, религиозной общности и государству. Роль деятеля искусств на Востоке была велика и почетна, иногда художника приравнивали к сану жрецов. Знания художников и их умения имели священный (сакральный) характер, поэтому само художественное творчество и его смысл были доступны только избранным, и все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. На Востоке широкое распространение получила поэзия, на протяжении тысячелетий можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии сюжеты.
Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, как писал академик Н.И. Конрад, их «устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на «тот мир», не отделяя его от себя, а сливая «Трепетность Голубых Небес» и «Мощь Великой Земли» [21, 31].
В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок Лотоса. Легенда повествует: как только принц Сидхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (последнего земного Будды), сделал первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок Лотоса. Лошадь, бык, лев и слон – воплощение Будды в других жизнях. Слово «Будда» в переводе на русский язык означает просветленный, пробужденный. В буддийской мифологии имя Будда трактуется двояко: либо как человек, достигший предельного совершенства в духовном развитии, либо антропоморфный, т.е. человекоподобный символ, воплощающий в себе идеал предельного совершенства в духовном развитии. Согласно канонам в изображении Будды присутствует 32 обязательных и 80 вторичных признаков – символов: пучок из волос на голове: ушниша – символ его мудрости; положение руки на уровне груди – символ бесстрашия и т.д. Буддой становятся люди, которые достигают состояния «нирваны». Слово «нирвана» в переводе означает угасание, успокоение. «Нирвана» – это состояние свободы, покоя, блаженства, полного растворения в природе, осуществляется чистым возвышенным прямым умом, некорыстным и свободным от помех. «Нирвана» сравнивается индийским мудрецом Нагасеной с океаном. По буддийским учениям состояния нирваны можно достичь при жизни, но полное его воплощение возможно только после смерти. Достигнув состояния «нирваны», и в результате этого став Буддой, существо должно возложить на себя обязанности проповедника дхармы. Слово «Дхарма» переводится как «держать», поддерживать»; трактуется как закон, моральный порядок, совокупность добродетелей.
В связи с господством в буддизме концепции терпимости, распространяемой на нравственную и эмоциональную сферы человеческого бытия, в нем отсутствуют понятия ответственности и вины. Если в Европе развивать личность – это значит привносить в нее новое, записывать на чистом листе (tabula rasa) прожитое, то в Индии надо производить обратный процесс – стирание, освобождение от мирских наслоений. Это связано с идеей кармы. Карма – сумма совершенных деяний, влияющая на характер настоящего и последующего состояния. Карма носит в себе закон нравственной оценки за совершенное. Если человек делает добро, то жизнь его пройдет счастливо, если совершает зло, то его жизнь кончается несчастливо. Понятие кармы связано с понятием сансары (беспрерывного перерождения). В буддизме важное значение придается медитации. Медитация с латинского языка переводится как умственное действие, характеризующееся особой углубленной сосредоточенностью. Для состояние медитации характерны: расслабленность, некоторая отрешенность и приподнятостью.
Творческое задание: Попытайтесь проанализировать распространенное мнение в буддизме, что мысль – «убийца жизни».
В буддизме существуют еще такие божественные персонажи, как Брахма, Вишна и Шива. Их объединение представляет собой тройственный образ – тримурти и имеет самостоятельное значение. Брахма – бог, создатель Вселенной, творец мира. Вишна – всеобъемлющее, всепроникающее божество, сохраняющее созданный мир. Шива – высшее существо, олицетворяющее созидательные и разрушительные силы. Если христианство ставит в центр мироздания божественную личность – Логос, буддизм не видит в центре мира ни человека, ни богов, всем правит безличная сила и ее законы.
Первый период в развитии древнеиндийской культуры – ведический (1500 – 600 г. до н.э.). Свое название ведический период получил от Вед – священных текстов ариев. (в санскрите «веды» – это знание). Веды – древне-индийская философско-религиозная литература конца 2-го и начала 1-го тысячелетия до н. э. Имеются четыре Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Центральное место принадлежит Ригведе – это сборник гимнов и ритуалов, текстов морально-этического и исторического характера, здесь обсуждаются вопросы космологии и теологии, идеи перерождения души, кармы. Несколько примеров из этого ряда сведений: пока люди думают о путях материального счастья, они не будут думать о необходимости духовного преобразования самих себя; цель жизни в том, чтобы не примеряясь с бренным миром, бороться за вечное счастье; прогресс заключается в продвижении по пути духовного самосовершенствования, а не в стремлении к цивилизационной одномерности и т.д.
Веды накладывают существенный отпечаток на содержание духовности, менталитета, традиций, художественные вкусов и образов, т.е. на весь культурный комплекс ценностей людей, приверженных этой религии.
Главной особенностью духовной традиции ислама выступает принципиальная неразделенность в ней религиозного и светского, сакрального и земного. Ислам формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические и территориальные интересы, поэтому в исламе сразу же сформировались жесткие представлении о власти и политической организации общины. Ислам – это преданность Богу. Это не только вера, это образ жизни. Исповедующий ислам называется мусульманином, что означает тот, кто отдал себя Богу.
Священное Писание мусульман – Коран. Арабское слово «Коран» означает «Книга», а также «Произнесенное вслух». Коран – это сборник пророческих откровений, полученных Мухаммедом от Бога через посредство ангела или духа. Ближайшие сподвижники Мухаммеда записывали для себя отдельные отрывки на пальмовых черенках, верблюжьих лопатках, пергамене, но в целом Коран передавался по памяти. Существует проблема непереводимости Корана. В исламе арабский подлинник Корана признается всеми мусульманами как единственный текст Священного Писания. В отличие от древнееврейского оригинала Ветхого Завета, который был переведен на греческий 7–10 толковниками, а затем и на славянский с греческого святыми Кириллом и Мефодием в IХ в. Первая сура Корана Аль-Фатиха («Открывающая книга») содержит основные догматы ислама. Аллах сотворил человека после ангелов и джиннов, но именно ему Он дал право назвать «твари» земные. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределения человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. Так весь мир устроен волей всемогущего, милостивого, милосердного Аллаха.
Исламская культура богата философскими и художественными традициями, так главной целью правоверного является постижение замысла Господа, что способствовало развитию арабской философии (фалсафа). Существовала и традиция суфизма – мистико-аскетического учения, целью человеческой жизни в котором провозглашалось полное растворение в божестве, а также созерцание и изощренная чувственность со своим символическим стилем. Суфизм представлен такими именами, как Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд, а также автором эпоса «Шах – Намэ» А. Фирдоуси. Омара Хайяма также причисляли к представителям «просвещенного суфизма».
Творческое задание: Поразмышляйте над основным смыслом четверостишья О. Хайяма: «Я в этот мир пришел – богаче стал ли он? / Уйду, - великий ли потерпит он урон? / О, если б кто- нибудь мне объяснил, зачем я / Из праха вызванный, вновь стать им обречен».
Дошедший до нас Коран представляет собой рифмованную прозу, состоящую из 114 сур (глав), каждая сура из аятов (стихов), в которых были собраны воедино божественные откровения Мухаммеда. 114 сур Корана повествуют о Боге, о пророках и божественных откровениях, об истории древних народов, природных явлений и о сотворении мира. Важной частью Корана являются указания по созданию мусульманской общины. Получили распространение шамаилы – настенные картины с изречениями из Корана, украшенные изображениями трав и цветов. Искусство каллиграфии также возникло как результат запрета изображения Бога и живых существ. Запрет на изображение человека в изобразительном искусстве в исламе ушло в «ковровость» (цветистость), и «орнаменталистика» с растительной вязью становится ведущей в исламском искусстве,поэтому до сих пор в мусульманских странах принято украшать вазы, картины, ювелирные изделия и стены арабскими письменами и орнаментами.
В мусульманской архитектуре купол мечети – символ божественной красоты, башня минарета – символ божественного величия, письмена на стенах мечети – символ божественного имени Аллаха.
Творческое задание: Опишите художественные традиции исламского мира.
Замечательные произведения – памятники религиозной культуры оставили человечеству многие выдающиеся художники: Ван Дейк («Распятие Святого Петра», Рембрандт («Святое семейство», «Снятие с креста»), Рубенс («Страшный суд»), А. Дюрер («Мария с младенцем», «Четыре Апостола»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»), И.Н. Крамской («Христос в пустыне»).
Религия оказала огромное влияние и на развитие музыки. Большой вклад в создание церковной музыки вносили композиторы венской классической школы: мессы Гайдна, «Реквием» В.А. Моцарта, «Торжественная месса» Л Бетховена. Огромный вклад в музыкальное церковное искусство И.С. Баха, И. Стравинского, создавшего «Мессу», Ф.Шуберта, Р.Шумана, Берлиоза.
По мере развития культур, изменяются и религии с их культами и духовными ценностями. Формы выражения религиозной жизни разнообразны. Однако представители исторически сложившихся культур, проживающие на одной территории, должны проявлять терпимость по отношению друг к другу, несмотря на различные представления о вере.
Вопросы и задания:
1.Найдите общие черты мировых религий
2.Как вы понимаете выражение « Коран – Книга книг ислама»?
3. Как Вы думаете, Будда – это Бог? Прокомментируйте это высказывание.
4.Согласны ли вы с выражением: «Религия основа духовной культуры»? Объясните свою позицию.