Деятельность учащихся на уроке русского языка

Фонетика и орфоэпия

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные - безудар­ные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие — глухие). Анализировать: определять звук по его характерис­тике. Соотносить звук (выби­рая из ряда предложенных) и его качественную характерис­тику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых - мягких, звонких — глухих. Группировать слова с раз­ным соотношением количест­ва звуков и букв (количество звуков равно, меньше ко­личества букв, количество зву­ков больше количества букв). Объяснятьпринцип деле­ния слов на слоги. Наблюдать: выбирать не­обходимый звук из ряда предложенных, давать его ка­чественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фо­нетический анализ самостоя­тельно по предложенному ал­горитму. Наблюдать различные спо­собы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).

Графика

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв ь и ь. Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации.

Лексика

Представлять (прогнозиро­вать) необходимость исполь­зования дополнительных ис­точников для уточнения значе­ния незнакомого слова. Объяснять принцип постро­ения толкового словаря. Оп­ределять (выписывать) значе­ние слова, пользуясь толковым словариком в учебнике. Составлять собственные толковые слова­рики, внося в них слова, зна­чение которых ранее было не­известно. Наблюдать за использова­нием в тексте синонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для за­полнения пропуска в предло­жении текста. Контролировать умест­ность использования слов в предложениях, находить слу­чаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наи­более точный синоним. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравни­вать прямое и переносное зна­чение слов, подбирать пред­ложения, в которых слово употребляется в прямом и пе­реносном значении. Оценивать уместность ис­пользования слов в тексте, выбирать (из ряда предло­женных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова

Различатьизменяемые и неизменяемые слова, вклю­чать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правиль­ность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или сло­во с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, ис­пользовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подби­рать слова заданного состава. Различать родственные слова и формы слова. Объяснятьроль и значение суффиксов/приставок. Анализировать текст с уста­новкой на поиск в нём родственных слов, слов с за­данными приставками и суф­фиксами. Моделировать слова за данного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...»)

Морфология

Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому призна­ку объединились в группы сло­ва», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы раз­личные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склоне­ниям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматически­ми характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к ка­кому роду относится, изменя­ется по числам или нет, изме­няется по падежам или нет). Сравнивать имена сущест­вительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамма­тических признаков, общих с другими существительными). Подбиратьмаксимальное количество имён прилагатель­ных к заданному имени суще­ствительному. Соотносить форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существитель­ные соответствующими место­имениями. Наблюдать и определять на­личие в тексте личных место­имений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алго­ритм определения спряжения глаголов с безударными лич­ными окончаниями.

Синтаксис

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: опи­сывать их сходство и разли­чие. Устанавливать при помо­щи смысловых вопросов связь между словами в предложе­нии и словосочетании. Наблюдать и находить в тексте повествовательные/по­будительные/вопросительные предложения. Классифицироватьпредложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с за­данными характеристиками. Анализировать деформи­рованный текст: определять границы и знак. Объяснять причины нахож­дения главных членов пред­ложения. Наблюдать: находить в текс­те и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с одно­родными членами. Продолжать ряд однородных членов предло­жения. Сравнивать простые и сложные предложения

Орфография и пунктуация

Находить в чужой и собственной работе орфогра­фические ошибки; объяснять их причины. Устанавливатьналичие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать нали­чие определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места ор­фограммы в слове. Анализировать разные способы про­верки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографичес­ких правил, следовать состав­ленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необхо­димость использования до­полнительных источников ин­формации: уточнять написа­ния слов по орфографическо­му словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными прави­лами, и слова, написание ко­торых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возмож­ности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Находить слова с определённой орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографи­ческим нормам, находить до­пущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность применённого способа про­верки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правиль­ность записи текста, находить неправильно записанные сло­ва и исправлять ошибки. Моделировать предложе­ния, включая в них слова с непроверяемыми орфограм­мами. Оцениватьсвои возмож­ности при выборе упражне­ний на закрепление орфогра­фического материала. Оце­нивать результат выполнения орфографической задачи

Развитие речи

Характеризовать особен­ности ситуации общения: це­ли, задачи, состав участников, место, время, средства ком­муникации. Обосновывать целесооб­разность выбора языковых средств, соответствующих це­ли и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устно­го общения в разных речевых ситуациях, во время моноло­га и диалога. Оцениватьправильность выбора языковых и неязыко­вых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста. Анализировать нормы ре­чевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реа­гировать на реплики, поддер­живать разговор, приводить доводы). Анализировать собствен­ную успешность участия в ди­алоге, успешность участия в нём другой стороны. Выра­жать собственное мнение, аргументировать его с учё­том ситуации общения (уме­ния слышать, точно реагиро­вать на реплики, поддержи­вать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка. Соотносить тексты и заго­ловки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ря­да предложенных. Создавать тексты по предложенному за­головку. Воспроизводить (пе­ресказывать) текст в соответ­ствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и коррек­тировать тексты с нарушен­ным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Соотноситьтекст и не­сколько вариантов плана текс­та, обосновывать выбор наи­более удачного плана. Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Сравнивать между собой разные типы текстов: описа­ние, повествование, рассуж­дение; осознавать особеннос­ти каждого типа. Анализировать письмен­ную речь по критериям: пра­вильность, богатство, вырази­тельность. Составлять устные моноло­гические высказывания: сло­весный отчёт о выполненной заботе, рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинятьписьма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на про­читанную книгу. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в ко­торых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных дейст­вий при работе над изложе­ниями и сочинениями и соот­носить их с разработанным алгоритмом. Оценивать пра­вильность выполнения учеб­ной задачи: соотносить собст­венный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) (5).

Наши рекомендации