Искусство в эпоху Просвещения
Сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.
Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.
Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо.Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.
Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770),такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.
Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721).Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью.
Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764).Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У.
Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.
Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888)был одним из наиболее выдающихся портретистов.
В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.
Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж.
Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».
Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдонии Карло Гоцци.
В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832).Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни.
12. Западноевропейская культура Романтизма.
Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.
Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825),основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–1822).
Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–1824).Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен.
В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–1885).
Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.
Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828)является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.
Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер.
Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–1883).В своих операх он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.
Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве. Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791 – 1824).Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом.
Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико Эжен Делакруа (1798–1863),произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью.
Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм.Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.
13. Западноевропейская культура Позитивизма.
14. Классическая русская культура XIX века.
Первая половина XIX в. знаменательна большим развитием наук. В это время сделаны крупные научные открытия.