Методические рекомендации для преподавателя. Предлагается следующее содержание лекционных тем:
Предлагается следующее содержание лекционных тем:
Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Предмет и задачи курса. Понятие «культуры», этимология слова «культура». Культура как «доведение вещей до совершенства». Многомерность содержания и многообразие форм культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Освоение (осмысление) мира как культуротворчество. Разнообразие методов культурологии. Рациональная и иррациональная методологические программы. Разум как единство рационального и иррационального подходов к осмыслению мира в культуре. Культура как форма жизнедеятельности человечества (по отношению к себе) и как «пастух бытия» (Хайдеггер) (по отношению к миру).
Тема 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Проблема возникновения человеческой культуры. Основные условия возникновения мифологического сознания и мифа. Культура как результат освоения мира и различения «своего» и «чужого». Роль «ночного» существования и «правополушарности» психики человека. Имя тотема как символ надежды на выживание и гармонию со средой, из которой человек «выпал». Истоки потребности в «иллюзиях». Основные черты мифа. Мифологическая реальность. Мифология как обнадеживающе-оптимизирующий потенциал культуры, повышающий уверенность в своих силах, в успехе жизнедеятельности, «щит» от безнадежности и бессмысленности существования. Основные функции мифа в культуре.
Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятие «функции» как многократно, регулярно решаемой задачи по удовлетворению потребности. Культура как ценностная картина мира. Объективное и субъективное в ценностной картине мира. Ценность как опосредованное отношение средства, предмет а потребности к самой потребности. Основные функции культуры. Важнейшие общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры. Нормативный аспект культуры. Нравственность как инстинктивные и сознательно принимаемые ограничения и рекомендации, создающие рамки оптимального поведения, гарантирующего или способствующего достижению общего блага. Истоки агрессивности в поведении человека.
Тема 4. ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ
Понятие «новизны», «уникальности», «оригинальности». Информация как выражение новизны. Психологический закон потребности в информации, в разнообразии впечатлений, в информационном обмене. Информационное взаимодействие как закон космоса (антиэнтропийная функция культуры). Творчество и энтропия. Творчество как фундаментальная функция культуры. Деавтоматизация функционирования. Антинормативность творчества. Творчество и свобода. Роль интуиции, установки, ассоциаций, эмоций, ценностных ориентаций, эмпатии в процессе творчества. Методики решения творческих и изобретательских задач (АРИЗ). Техническое и художественное творчество.
Тема 5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Зарождение и эволюция представлений о культурном человеке. Основные модели культурного
человека: мифологический герой и трикстер, конфуцианский, античный, средневековый, ренессансный, просвещенческий, романтический, буржуазный образы культурного человека. Антропология и этнология. Три вида гуманизма (К. Леви-Строс). Философская антропология и
ее «отцы»: «незавершенность» человека (М. Шелер), «символическое животное» (Э. Кассирер), «пересечение двух миров (Н. А. Бердяев). Э. Мунье о двух тенденциях существования современного человека в мире: обезличивание и персонализация. Персонализация как долг человека перед человечеством. Человек как творец культуры и ее творение (К. А. Свасьян). Три
лейтмотива самотворения человека: универсальность, естественность, невозможность. В. фон
Гумбольдт о программе системы образования: свобода, разнообразие, органичность и естественность. Обучение учеников на Западе и на Востоке.
Тема 6. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Общество как результат единства противоречивыхинтересов, реализующихсявобщении. Сообщение и понятие «информации». Информация как мера разнообразия космоса. Информационное взаимодействие как закон космоса. Рациональное и иррациональное в информации. Возникновение общения: эмоциональное общение, жестовая (линейная), вербально-звуковая речь, письменные формы коммуникации и общения. Межличностное общение и взаимопонимание. Паралингвистические и вербальные средства общения. Проблема понимания Другого («чужого») идиалога (М. М. Бахтин). Изоляционизм и культурный обмен. Диалог культур. Диалектика «своего-чужого», «освоения-очуждения» в развитии культуры. «Своя» культура в зеркале «чужой». Тексткакспособфиксациииреализациикультуры. Устные и письменные тексты, их преимущества и недостатки. Проблема трансляции ценностей культуры в пространстве и во времени. Традиция как инструмент преодоления времени. Тексты культуры как «киматоиды».
Тема 7. ИГРОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры: избыток сил, сталость, тренировка, наслаждение, подражание. Основные виды игр: игры освоения, учебные, спортивные, развлекательные, деловые, военные, математические, политические, любовно эротические, сакрально-священные (ритуальные). Функции игры: освоение, освобождение, релаксация, учебно-тренировочная, компенсаторная, мифологическая, самоутверждение.
Основные игровые формы культуры: искусство, религия, образование, мода, праздник, политика, война. Праздник как игра. Карнавальные и зрелищные праздники. Источники привлекательности праздника -подкрепление, утверждение надежды и отключение ответственности и заботы ради свободного самовыражения во внесоциальном пространстве и времени. Выход за пределы Детерминации морали в сферу свободы для творчества.
Тема 8. ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ
Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия. Духовность как энергия стимулирования творческой активности. Вера, надежда, любовь - как формы духовной активности. Духовность как облагораживающее и очищающее начало культуры. Религиозная духовность как вера. Религия как духовное основание культуры. Душа человека как «бездна». «Жизнь после жизни» (Р. Моуди). Задача религии -защита духовного мира человека от «бездны». Многомерность духовного опыта. Второе, духовное рождение человека. Святость.
Тема 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Психологические основания поведения человека. З. Фрейд о природе поведения человека, структуре его психики, основных мотивах поведения. Принцип «удовольствия» и принцип «реальности». Культура как защита от «звериных» инстинктов и как сублимация антисоциальных влечений. Метафизика Фрейда: Эрос (влечение к жизни, биофилия) и Танатос (влечение к смерти, некрофилия). Концепция
психологических оснований культуры К. Г. Юнга. Понятие об архетипах «коллективного бессознательного». Архетипы образы и архетипы-отношения. Психологические типы: экстравертный иинтровертный, рациональный и иррациональный, мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный. Э. Фромм о способах «бегства от свободы»: авторитаризм, конформизм, деструктивность. «Анатомия человеческой деструктивности»: биофилия и некрофилия. Исследования С. Грофом глубин человеческого бессознательного. Травма рождения и четыре «базовых перинатальных матрицы». Внутриутробный опыт как источник социальных утопий. Психологические особенности различных культур: интровертных, экстравертных, миролюбивых, агрессивных (пассионарных), зрелых, молодых, старых.
Тема 10. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятия «знака» и «языка». Истоки способности символизации: абстрагирование, типизация, ассоциация, память, подражание. Язык как система знаков. Языки естественные и искусственные. Теорема К. Гёделя о неполноте. Метафора и сравнение. Культура как система языков. Основные языки культуры. Культура как система смыслов, выраженных и зафиксированных в знаковых системах. Культура содержания и выражения, грамматик и текстов. Социальная память. Вопрошание о смысле как потребность человека, осваивающего мир. Герменевтика. Пороги выражения и понимания смысла. Ф. Шлейермахер и правила понимания: герменевтический круг, компаративность, «горизонт» интерпретатора и вживание в «горизонт» автора. Символ как выражение ценностей. Многомерность смысловых полей культуры. Символ как аккумулятор, конденсатор ценностных смыслов и их транслятор, медиатор, посредник между пластами культуры (Ю. М. Лотман). Язык символов как универсальный язык культуры.
Тема 11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятие «эстетического». Эстетическое отношение и эстетическая ценность. Эстетическое переживание. Эстетический вкус и шкала эстетических норм как основание для эстетических оценок. Эстетические установки и критерии как ценностные ориентации для упорядочения и гармонизации культуры «по мере человека». Художественная культура как система. Искусство в системе культуры как выразитель важнейших ценностей культуры. Основные функции искусства в культуре: обогащение опыта культуры альтернативными вариантами поведения и ценностей, прогностическая, эстетическая, компенсаторная, мировоззренческая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, праксеологическая и др.
Тема 12. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Этнос и нация. Эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Уровни пассионарности. Основные фазы этногенеза. Роль этнического мифа в культуре. Концепция Э. Геллнера о роли культуры в аграрном и индустриальном обществах. Взаимоотношения культуры, экономики и государства. Культурная унитарность, однородность и автономия, изоляционизм. Регионализм и провинциализм против унификации и стандартизации культуры. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира. Русская идея и ее истоки. В. С. Соловьев о «русской идее». Н. А. Бердяев о судьбе России и «русской идее». Евразийство и его современные интерпретации. Понятие этнической и этнорегиональной идентичности. Основные критерии этноидентичности, их роль в современных культурных процессах.
Тема 13. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ
К. Н. Леонтьев и его концепция культуры как организма и трех этапов в жизни культуры: первичная простота, цветущая сложность и вторичное смесительное упрощение. Эстетизм Леонтьева. Теория локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Четыре вида заданий, лежащих в основе зародыша культуры: религиозное, художественно-культурное, политическое и нравственно экономическое. Изоляционизм.
Освальд Шпенглер и его теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Три вида души, лежащих в основе культуры: аполлоновская, фаустовская и магическая. Цивилизация как закат культуры, начало ее конца. Творческий потенциал культуры и его историческое предназначение. Возрасты культуры. Понятия «культуры» и «цивилизации». Культура как духовно аксиологическая и творческая, а цивилизация как организационно технологическая и охранительно-эксплуатационная сторона жизни общества. Единство и многообразие культур. Понятие «метакультуры». Основные модели развития общества. Принципы типологии культур: исторический (хронологический); синхронический; синэргетический; локальный (топологический); функциональный (аксиологический); динамический.
Бинарные и тернарные культуры. Особенности культур Запада и Востока. Традиционные и динамические культуры. Исторические типы европейской культуры.
Тема 14. «ДНЕВНАЯ» И «НОЧНАЯ» КУЛЬТУРЫ
«Дневная» культура и потребности практической, экономической деятельности, биологические и физические потребности человека и общества. «Дневная» культура как технологическая сфера жизнедеятельности, «совокупность способов человеческой деятельности» (Э. С. Маркарян). Практицизм и прагматизм. Исполнительность. «Ночная» культура как аккумулятор духовных смыслов и ценностей. Творческий потенциал «ночной» культуры. Алхимия о трех сферах сознания и культуры: альбедо, нигредо и рубедо. «Ночная» культура как носитель духовных смыслов и ценностей. Молчание. Диалог между двумя сферами сознания и культуры. Сновидения, их природа и творческий потенциал. Вероятностный и прогностический смысл сновидений. Астрология и предсказание будущего.
Тема 15. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Противопоставление природы (естественного) и культуры (искусственного). Детерминированность природы и свобода духа. Различное отношение духа к природе: погруженность духа в природу, выделение духа из природы и образование особой сферы духовности, активное овладение духом природы, господство над нею. Н. А. Бердяев о трех стадиях в истории человечества: природно-органической, собственно культурной и технически-машинной. Неизменность и иерархичность космоса для древнего грека и средневекового человека. Истоки враждебного отношения человека природе, противоположности духа и материи. Переход от органической жизни к организованной жизни, от растительности к конструкции. Организм и организация. Техника и культура. Гибель «Титаника» как урок человеческой гордыне. Информационные технологии. Рациональное и иррациональное в информационной культуре. Причины технократизма и сциентизма. Взаимодействие природы и культуры, биологического и социального в человеке. Отказ от роли царя, господина природы. «Русский космизм» и ноосфера как осознание ответственности за природу. «Дао» как путь естественного бытия, доверия к мудрости природы и ее законам. Жизнь в единстве с природой, в гармонии с ней.
Тема 16. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ
Индустриальное общество и конвейерное производство. Стандартизация условий жизни и потребления, нивелирующее влияние урбанизации, массовой коммуникации. Масса и толпа. Человек «массы»: исполнительски-нетворческий стереотип поведения, безудержный рост потребностей, принципиальная неблагодарность и неспособность оценить творчество (Х. Ортега-и-Гассет). Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Понятие «субкультуры». Ф. Ницше о контркультуре. Нигилизм и нигилисты. Антибуржуазная и антитоталитарная направленность контркультуры. Маргиналы, хиппи, панки. Банальное, обыденное, тривиальное. Китч. Два измерения культурного пространства: широта (поверхностность) и глубина. Культураэлиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого.
Тема 17. ТЕЛЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Кризис культуры современного общества: тупик или кризис роста? Э. Фромм об ориентации на обладание и бытие. Антитоталитарные утопии Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина и А. Шнитке. Основные ценности культуры индустриального и постиндустриального общества: рационализм, прогресс, атеизм, обладание, редукционизм, технократизм, равенство, свобода как цель, господство над природой, социальная стабильность, монизм. Необходимость пересмотра, переоценки ценностей и формирование новой ценностной картины мира в свете нового смысла культуры. Человек как смысл культуры: интровертный аспект –построение человека как храма, экстравертный –построение мира как человеческого храма, одухотворение мира (культура как смысл человека). Христианство: потерять, чтобы обрести. Интегративная и дифференцирующая тенденции в развитии культуры, расширение и углубление многомерности культуры. Надежда и мифологичность смысла и целей культуры.
Структура курса.
№ | Разделы дисциплины | Лекции | Практич. | |
Методология осмысления культуры. | 1 | |||
Мифологические основания культуры. | 1 | |||
Функционально-аксиологические основания культуры. | 1 | |||
Творческие основания культуры. | ||||
Антропологические основания культуры | ||||
Коммуникативные основания культуры | ||||
Игровые основания культуры | ||||
Духовные основания культуры | ||||
Психологические основания культуры. | ||||
Семиотические основания культуры | ||||
Эстетические основания культуры. | ||||
Этнологические основания культуры. | ||||
«Дневная» и «ночная» культуры | ||||
Природа и культура | ||||
Типологические основания культуры | ||||
Массовая и элитарная культуры | ||||
Телеология культуры | ||||
ВСЕГО: |