Раздел 1. Общие кагвгдрии крир
12.3. Временные конвенции
Существование конвенций (правил), регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когда пытаемся пожать руку другого человека не 5, как это принято, а, скажем, 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость и нарушение привычных культурных норм.
Временные конвенции широко ранжируются. Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевают различные символические ценности в различных контекстах, в различных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий.
Барри Шварц (1975) проанализировал сущность, значение и использование времени. Все шл оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не имеем ценности. Но благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает нам низший чин в иерархии.
Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, доктор вынуждает ждать очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем с большей силой он регулирует доступ к себе.
ι т_____________________
■ Культурология — ветвь антропологии, рассматривающая культуру (институты, технологии, идеологии) как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным законам.
■ Культура — совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других умений.
■ Культура — исключительная особенность людей.
■ Культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя. Культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены культурными причинами.
I ива 1. Парный статр и предмет крыцродогии
■ Культурология — синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из этого, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
■ В культурологии выделяют следующие подразделы:
— теория культуры (философия культуры);
— история культуры (мировая художественная культура);
— прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).
■ Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом ее являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности, обычаев, верований.
ш Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.
■ Культура — свод правил, организующих человеческое поведение.
ш Культура — средство приспособления общества к природной среде.
■ Классическое определение культуры.
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. (Э. Тейлор)
■ Культура— совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому, общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни.
■ Ученые подразделяют культуру на:
— материальную, включающую физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами);
— нематериальную, созданную разумом человека: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык и др. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал.
■ Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт (паттернов): 1 — речь;
2 — | материальные черты; |
3 — | искусство; |
4 — | мифология и научное знание |
5 — | религиозная практика: |
6 — | семья и социальная система; |
7 — | собственность; |
8 — | правительство; |
9 — | война. |
■ В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры — появление каменных строений, в области духовной культуры — возникновение письменности. Для антропологов цивилизация наивысший тип культуры— культура людей, живущих в городах.
Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система.
■ Межкультурные контакты подразумевают, что между партнерами существует четкое разделение ролей и каждый субъект роли выполняет предписанные родной или иноземной культурой нормы поведения. Ритуальная коммуникация в разных обществах не одна и та же. Она включает не только вербальную (лингвистическую), но и невербальную информацию.
■ В дополнение к лингвистической коммуникации человек использует жестовую.
■ Учение о невербальных коммуникациях в науке называется кинесиксом (kinesics). По существу, это одно из прикладных направлений культурологии. В нем обобщены сведения о всем многообразии встречающихся в разных культурах человеческих жестах.
■ Культурные конвенции — это огромное количество культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Они касаются времени и места социального обще-