Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы
1) Конспектирование в рабочей тетради (на самостоятельное изучение вынесено 2 темы, которые освещаются в лекциях, но не отрабатываются на практических занятиях):
Тема 1. Предмет и задачи курса. Понятие Современного русского литературного языка и культуры речи. Языковая норма.
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- в чем проявляется противопоставленность понятий «общенародный/общенациональный» и «литературный» язык;
- понятие языковой нормы с точки зрения разных ученых;
- признаки нормы с разных точек зрения;
- взаимодействие языковой системы и нормы.
Объем конспекта – 2-3 страницы.
Тема 2. Речь: формы, типы, особенности.
В конспекте должна быть отражена следующая информация:
- понятие языка и речи;
- отличие между формами устной и письменной речи;
- типы речи: монолог, диалог, полилог; их особенности.
Объем конспекта – 2-3 страницы.
2) Выполнение одной проверочной работыпо языковым нормам и стилистике.
1) Проверочная работа по языковым нормам и стилистике содержит 10 заданий практического характера, в которых отражены знания по нормам на всех уровнях языка, а также по стилистике и анализу текста.
Проверочная работа выполняется на отдельном листе.
Оценка работы: 1 – 9 задания оценивается 2-мя баллами, 10 задание – 6-ю баллами; максимальное количество баллов - 24.
Примерные задания:
1. Расставить ударения в словах ( до 30 слов).
2. Затранскрибировать слова в соответствии с современной нормой произношения (до 10 слов).
3. Определить род несклоняемых имен существительных (до 20 слов).
4. Образовать форму множественного числа именительного падежа существительных, поставить ударения (до 20 слов).
5. Образовать форму множественного числа родительного падежа существительных (до 10 слов).
6. Поставить числительные в формы дательного и творительного падежей (до 5 слов).
7. Выделить словосочетания, в которых нормы сочетаемости не нарушены (до 8-10 словосочетаний).
8. Исправить речевые недочеты в предложениях (до 8-10 предложений).
9. Отметить, какие из приведенных характеристик неуместны в текстах научного стиля (дается 5-6 характеристик)?
10. Проанализировать текст: определить стиль, тип речи, тему и идею текста; выявить средства связи в тексте (дается фрагмент текста на 15-20 строк).
3) Выполнение творческих работ:
А) Подготовка устного сообщения на любую выбранную самим студентом тему (5 минут).
Б) Написание мини-сочинений на одну и ту же тему, но в разных стилях (в разговорном, научном, публицистическом и деловом).
Оценка работы:
- устное сообщение – от 5 до 10 баллов;
- мини-сочинения – от 3 до 5 баллов.
Максимальное количество баллов:
- за устное выступление – 10 б.;
- за 4 сочинения – 20 б.
Учебно-методические материалы:
1. Русский язык и культура речи: Учеб. Для вузов/А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. Проф. В.Д.Черняк. – М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. – 509с. – С. 137 – 164.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 107 - 117.
3.Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.
4. Русский язык и культура речи. /Под ред. проф. В.Д.Черняк. М.: Высшая школа, 2002. С. 467 – 501.
5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
6. Стилистический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н.Кожиной. – М., 2003.
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||
Конспектирование в рабочей тетради | Проверочная работа | Выполнение творческих работ | Подготовка к практическим занятиям, выполнение упражнений | Подготовка к экзамену, .заучивание | ||||
1. | Понятие о языке и речи | |||||||
2. | Стилистика | |||||||
3. | Речевой этикет | |||||||
Итого: |
План-график самостоятельной работы студентов