Зав. кафедрой М.Б.Абсалямов

Тесты

По контролю знаний студентов

по дисциплинеКультурология

Направление, специальность Мясоперерабатывающая, пищевая промышленность

Кафедра Культурологии

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

« » _____________2003 г., протокол заседания кафедры №____

Зав. кафедрой М.Б.Абсалямов

Вариант 1 (закрытые тесты, для проверки знаний студентов):

  1. Культура представляет собой:
    а) способы человеческой деятельности;
    б) результаты человеческой деятельности;
    в) уровень развития личности;
    г) все перечисленное;
    д) пункты а) и б)
  2. Целью культурологического исследования выступает:
    а) понимание своей и иных культур;
    б) целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры;
    в) эмпирическое описание культуры
  3. Укажите каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности:
    а) личность – объект культурного воздействия;
    б) личность – субъект культурного творчества;
    в) личность – носитель культурных ценностей;
    г) все перечисленное
  4. Выберите правильное высказывание:
    а) культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизни и деятельности людей;
    б) культурология – система наук о природе и обществе;
    в) культурология – видовая междисциплинарная область гуманитарного научного знания
  5. Какие существуют методы анализа культуры?
    а) сравнительно исторический, цивилизационно-типологический;
    б) структурно-функциональный, семантический;
    в) морфологический, структурный, диалогический;

г) формационно-философский

д) все перечисленные выше;

  1. Подберите правильное высказывание:
    а) все ниже перечисленное верно;
    б) типология культуры – метод научного познания в основе которого лежит анализ (расчлененение и исследование по частям) социокультурных систем, субъектов и объектов и их группировка, синтез их выводов через обобщение и на основе идеализированной модели или типа культуры;
    в) типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;
    г) типология культуры – конструирование идеальных образов – схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал поставляемый конкретными исследованиями культуры
  2. Выберите правильное высказывание:
    а) религия пытается ответить на вопросы: кем создан и для чего существует «мир»;
    б) религия обращается к внутреннему миру человека в его предельном выражении: жизнь – смерть, добро – зло, блаженство – страдание;
    в) религия стремится познать природу с позиций эзотеризма и иррациональности;
    г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в)
  3. Укажите, какие религии относятся к мировым:
    а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
    б) буддизм, христианство, индуизм;
    в) ислам, кришнаизм, бахаизм;
    г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;
    д) православие, католицизм, протестантизм;
    е) буддизм, христианство, ислам;

ж) все перечисленные

  1. Назовите представителей эволюционной школы в культурологии:
    а) О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортрон;
    б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Морган;
    в) К. Ясперс, Ф. Ницше, Б. Малиновский
  2. Укажите какому научному направлению соответствует следующие представления:
    культура – единое целое каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого; любой обычай имеет значение в настоящем, пережитков в культуре нет, а прошлое ее непознаваемое:
    а) эволюционизм;
    б) функционализм;
    в) структурализм;
    г) теория культурных кругов
  3. Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:
    а) Н. Бердяев;
    б) Э. Тайлор;
    в) О. Шпенглер;
    г) все перечисленные
  4. Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культового наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:
    а) ритуал;
    б) традиция;
    в) обряд;
    г) праздник

д) все перечисленные в пунктах а-в)

  1. Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующие первоначальное состояние первобытной культуры»?
    а) анимизм;
    б) фетишизм;
    в) синкретизм;
    г) тотемизм
  2. Как называется ранняя форма религии сущность которой состоит в поклонении какому либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них:
    а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм;
    г) магия; д) перечисленные в пунктах а-в)
  3. Назовите известного русского социолога XIX века, занимающегося проблемами культурно-исторической типологии:
    а) Н. Михайловский;
    б) К. Леонтьев;
    в) Н. Данилевский;
    г) Н. Бердяев
  4. К какому историческому типу культуры относится характеристика данная А.Ф. Лосевым: «Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальном, одушевленно-разумном и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе и ничего кроме него нет. Основное представление о мире …. сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят… Приходят они с неба… и уходят они туда же и там растворяются как капли в море, а земля – это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают актеры? Отвечу: сам космос сочиняет драмы и комедии»?
    а) ориньякская культура;
    б) античная культура;
    в) культура Др. Египта;
    г) европейская средневековая культура
  5. Что такое искусство?
    а) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;
    б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
    в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующей и развивающей его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты
  6. Для какой культуры характерны следующие признаки: право, мораль, искусство, философия, образование пронизанные религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений?
    а) для античной культуры;
    б) для европейской средневековой культуры;
    в) для первобытной культуры
    г) ни для одной из перечисленных
  7. Укажите отличительные черты культуры эпохи Просвещения в Европе:
    а) безграничная вера в разум человека
    б) критика религии
    в) надежда на гармонизацию общества через образование и просвещение людей
    г) приоритет творческого начала в культуре
    д) все перечисленные
    е) все перечисленные кроме г)
  8. Какие тенденции характерны для науки ХХ века?
    а) интегративность б) системность
    в) комплексный подход г) экологизация и гуманитаризация всех проблем
    д) все перечисленное
  9. Сегодня растут беспокойство и нападки на технику. Для многих из спасительницы она стала виновницей всех бед нашего времени. Осознание этой опасности связано с тем, что:
    а) возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника;
    б) техника недостаточно надежна; ее сложность превосходит контролирующие возможности человека;
    в) масштабы развития техники привели к возникновению особого рода техносферы, развивающейся по абиотическим законам, утончающим грань гуманно-антигуманного её использования в силу особенностей высоких технологий;
    г) все перечисленное
  10. Какой термин используется для разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям общества?
    а) массовая культура;
    б) элитарная культура;
    в) молодёжная субкультура;
    г) концептуальная культура
  11. Выберите правильное высказывание:
    а) Религия – индивидуальный способ постижения мира;
    б) Религия – элемент культуры, включающий специфическое мироощущение, сущностно-ценностное отношение и мировоззрение, поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное и специфических нормах ценности морали;
    в) оба высказывания
  12. Что в переводе с греческого этимологически обозначает смысл слова от которого произошло понятие «техника»?
    а) искусство;
    б) мастерство;
    в) орудия труда;
    г) все перечисленное кроме в)

Вариант 2 (проблемные вопросы для развёрнутых ответов студентов):

1. Культурология как научная дисциплина.

2. Взаимоотношение культурологии со смежными науками.

3. Предмет культурологии. Термин и понятие «культура».

4. Методы культурологического исследования

5 Культура как многоуровневая система (структура культуры)

6 Универсальность культуры и ее конкретные проявления

7 Функции культуры

8 Культура и природа

9 Цивилизация и культура

10 Особенности современной культуры

11 Проблема Восток и Запад в культурологии

12 Место и роль России в диалоге культур

13 Субъекты культуры

14 Культура и личность

15 Элементы культуры

16 Языки культуры

17 Культурные коды

18 Миф как культурная форма

19 Типология культур

20 Типы культуры (этническая и национальная культура)

21 Культурный архетип, менталитет и национальный характер

22 Виды культуры (доминирующая культура и субкультура)

23 Молодежная субкультура

24 Виды культуры (сельская и городская культура)

25 Формы культуры (элитарная и массовая культуры)

26 Массовая культура

27 Экономическая культура

28 Политическая культура

29 Организационная культура (культура предприятий)

30 Материальная и духовная культура

31 Материальная культура

32 Категории материальной культуры

33 Формы духовной культуры

34 Культурные нормы

35 Место и роль морали в культуре

36 Аномия в культуре

37 Формы и механизмы приобщения к культуре

38 Школа как феномен культуры

39 Культурная динамика

40 Время как формообразующий фактор культуры

41 Искусство как форма культуры

42 Виды искусства

43 Социальные функции искусства

44 Наука и искусство

45 Возникновение искусства

46 Концепция культуры И Г Гердера

47 Концепция культурно-историчес­ких типов Н Я Данилевского

48 Культурологическая концепция Ф Ницше

49 Философия культуры О Шпенглера, ее влияние на культурологию

50 Культурологическое учение Альфреда Вебера

51 Культурологическое учение Макса Вебера

52 Культурфилософская концепция Э Гуссерля

53 Концепция культуры К. Ясперса

54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3 Фрейда)

55 Культурологические идеи К Юнга

56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А Тойнби

57 Структуралистские исследования культуры

58 Постструктуралистские исследования культуры

59 Основы культурологической концепции А Швейцера

60 Концепция культурных суперсистем П А Сорокина

61 Марксистская концепция культуры

62 Западноевропейские концепции игровой культуры

63 Информационные модели культуры

Наши рекомендации