Зав. кафедрой М.Б.Абсалямов
Тесты
По контролю знаний студентов
по дисциплинеКультурология
Направление, специальность Мясоперерабатывающая, пищевая промышленность
Кафедра Культурологии
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры
« » _____________2003 г., протокол заседания кафедры №____
Зав. кафедрой М.Б.Абсалямов
Вариант 1 (закрытые тесты, для проверки знаний студентов):
- Культура представляет собой:
а) способы человеческой деятельности;
б) результаты человеческой деятельности;
в) уровень развития личности;
г) все перечисленное;
д) пункты а) и б) - Целью культурологического исследования выступает:
а) понимание своей и иных культур;
б) целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры;
в) эмпирическое описание культуры - Укажите каким образом реализуется взаимосвязь культуры и личности:
а) личность – объект культурного воздействия;
б) личность – субъект культурного творчества;
в) личность – носитель культурных ценностей;
г) все перечисленное - Выберите правильное высказывание:
а) культурология – интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизни и деятельности людей;
б) культурология – система наук о природе и обществе;
в) культурология – видовая междисциплинарная область гуманитарного научного знания - Какие существуют методы анализа культуры?
а) сравнительно исторический, цивилизационно-типологический;
б) структурно-функциональный, семантический;
в) морфологический, структурный, диалогический;
г) формационно-философский
д) все перечисленные выше;
- Подберите правильное высказывание:
а) все ниже перечисленное верно;
б) типология культуры – метод научного познания в основе которого лежит анализ (расчлененение и исследование по частям) социокультурных систем, субъектов и объектов и их группировка, синтез их выводов через обобщение и на основе идеализированной модели или типа культуры;
в) типология культуры – результат типологического описания и сопоставления;
г) типология культуры – конструирование идеальных образов – схем, позволяющих упорядочивать эмпирический материал поставляемый конкретными исследованиями культуры - Выберите правильное высказывание:
а) религия пытается ответить на вопросы: кем создан и для чего существует «мир»;
б) религия обращается к внутреннему миру человека в его предельном выражении: жизнь – смерть, добро – зло, блаженство – страдание;
в) религия стремится познать природу с позиций эзотеризма и иррациональности;
г) все перечисленное; д) все перечисленное, кроме в) - Укажите, какие религии относятся к мировым:
а) зороастризм, синтоизм, даосизм;
б) буддизм, христианство, индуизм;
в) ислам, кришнаизм, бахаизм;
г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;
д) православие, католицизм, протестантизм;
е) буддизм, христианство, ислам;
ж) все перечисленные
- Назовите представителей эволюционной школы в культурологии:
а) О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортрон;
б) Э. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Морган;
в) К. Ясперс, Ф. Ницше, Б. Малиновский - Укажите какому научному направлению соответствует следующие представления:
культура – единое целое каждая часть которого выполняет какую-то функцию, жизненно важную для целого; любой обычай имеет значение в настоящем, пережитков в культуре нет, а прошлое ее непознаваемое:
а) эволюционизм;
б) функционализм;
в) структурализм;
г) теория культурных кругов - Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:
а) Н. Бердяев;
б) Э. Тайлор;
в) О. Шпенглер;
г) все перечисленные - Как называется понятие, включающее в себя элементы социального и культового наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени:
а) ритуал;
б) традиция;
в) обряд;
г) праздник
д) все перечисленные в пунктах а-в)
- Какому из понятий соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующие первоначальное состояние первобытной культуры»?
а) анимизм;
б) фетишизм;
в) синкретизм;
г) тотемизм - Как называется ранняя форма религии сущность которой состоит в поклонении какому либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них:
а) анимизм; б) тотемизм; в) фетишизм;
г) магия; д) перечисленные в пунктах а-в) - Назовите известного русского социолога XIX века, занимающегося проблемами культурно-исторической типологии:
а) Н. Михайловский;
б) К. Леонтьев;
в) Н. Данилевский;
г) Н. Бердяев - К какому историческому типу культуры относится характеристика данная А.Ф. Лосевым: «Культура внеличностна, построена на восприятии космоса объективно-материальном, одушевленно-разумном и чувственным. Космос абсолютен. Все существует только в космосе и ничего кроме него нет. Основное представление о мире …. сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят… Приходят они с неба… и уходят они туда же и там растворяются как капли в море, а земля – это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают актеры? Отвечу: сам космос сочиняет драмы и комедии»?
а) ориньякская культура;
б) античная культура;
в) культура Др. Египта;
г) европейская средневековая культура - Что такое искусство?
а) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры;
б) совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития;
в) неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующей и развивающей его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты - Для какой культуры характерны следующие признаки: право, мораль, искусство, философия, образование пронизанные религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений?
а) для античной культуры;
б) для европейской средневековой культуры;
в) для первобытной культуры
г) ни для одной из перечисленных - Укажите отличительные черты культуры эпохи Просвещения в Европе:
а) безграничная вера в разум человека
б) критика религии
в) надежда на гармонизацию общества через образование и просвещение людей
г) приоритет творческого начала в культуре
д) все перечисленные
е) все перечисленные кроме г) - Какие тенденции характерны для науки ХХ века?
а) интегративность б) системность
в) комплексный подход г) экологизация и гуманитаризация всех проблем
д) все перечисленное - Сегодня растут беспокойство и нападки на технику. Для многих из спасительницы она стала виновницей всех бед нашего времени. Осознание этой опасности связано с тем, что:
а) возросла непредсказуемость последствий для природы и человека, которые несет с собой все усложняющаяся техника;
б) техника недостаточно надежна; ее сложность превосходит контролирующие возможности человека;
в) масштабы развития техники привели к возникновению особого рода техносферы, развивающейся по абиотическим законам, утончающим грань гуманно-антигуманного её использования в силу особенностей высоких технологий;
г) все перечисленное - Какой термин используется для разнородных течений молодежи, противопоставляющих свои идейно-политические установки официальным ценностям общества?
а) массовая культура;
б) элитарная культура;
в) молодёжная субкультура;
г) концептуальная культура - Выберите правильное высказывание:
а) Религия – индивидуальный способ постижения мира;
б) Религия – элемент культуры, включающий специфическое мироощущение, сущностно-ценностное отношение и мировоззрение, поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное и специфических нормах ценности морали;
в) оба высказывания - Что в переводе с греческого этимологически обозначает смысл слова от которого произошло понятие «техника»?
а) искусство;
б) мастерство;
в) орудия труда;
г) все перечисленное кроме в)
Вариант 2 (проблемные вопросы для развёрнутых ответов студентов):
1. Культурология как научная дисциплина.
2. Взаимоотношение культурологии со смежными науками.
3. Предмет культурологии. Термин и понятие «культура».
4. Методы культурологического исследования
5 Культура как многоуровневая система (структура культуры)
6 Универсальность культуры и ее конкретные проявления
7 Функции культуры
8 Культура и природа
9 Цивилизация и культура
10 Особенности современной культуры
11 Проблема Восток и Запад в культурологии
12 Место и роль России в диалоге культур
13 Субъекты культуры
14 Культура и личность
15 Элементы культуры
16 Языки культуры
17 Культурные коды
18 Миф как культурная форма
19 Типология культур
20 Типы культуры (этническая и национальная культура)
21 Культурный архетип, менталитет и национальный характер
22 Виды культуры (доминирующая культура и субкультура)
23 Молодежная субкультура
24 Виды культуры (сельская и городская культура)
25 Формы культуры (элитарная и массовая культуры)
26 Массовая культура
27 Экономическая культура
28 Политическая культура
29 Организационная культура (культура предприятий)
30 Материальная и духовная культура
31 Материальная культура
32 Категории материальной культуры
33 Формы духовной культуры
34 Культурные нормы
35 Место и роль морали в культуре
36 Аномия в культуре
37 Формы и механизмы приобщения к культуре
38 Школа как феномен культуры
39 Культурная динамика
40 Время как формообразующий фактор культуры
41 Искусство как форма культуры
42 Виды искусства
43 Социальные функции искусства
44 Наука и искусство
45 Возникновение искусства
46 Концепция культуры И Г Гердера
47 Концепция культурно-исторических типов Н Я Данилевского
48 Культурологическая концепция Ф Ницше
49 Философия культуры О Шпенглера, ее влияние на культурологию
50 Культурологическое учение Альфреда Вебера
51 Культурологическое учение Макса Вебера
52 Культурфилософская концепция Э Гуссерля
53 Концепция культуры К. Ясперса
54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3 Фрейда)
55 Культурологические идеи К Юнга
56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А Тойнби
57 Структуралистские исследования культуры
58 Постструктуралистские исследования культуры
59 Основы культурологической концепции А Швейцера
60 Концепция культурных суперсистем П А Сорокина
61 Марксистская концепция культуры
62 Западноевропейские концепции игровой культуры
63 Информационные модели культуры