Культура как смысловой мир человека

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Международный государственный экологический

университет имени А.Д.Сахарова»

Кафедра философии, социологии и экономики

Авторы-составители:

Л.А.Карпушевская

Н.Д.Лепская

Культурология

Учебно-методический пособие

Минск

МГЭУ им. А.Д.Сахарова

УДК 008

ББК 71.0

К

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом МГЭУ им. А.Д.Сахарова (протокол № от 2007 г.)

Рецензенты:

Авторы-составители:

заведущая кафедрой философии, социологии и экономики, кандидат философских наук, доцент Н. Д. Лепская;

Доцент кафедры философии, социологии и экономики, кандидат философских наук

Л. А. Карпушевская.

В учебно-методическом пособии представлены материалы по изучению курса культорологии. Рассматриваются основные проблемы культорологии, ее роль в системе социально-гуманитарных знаний, культологические концепции, морфология культуры, типология культуры.

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с типовой программой по дисциплине «Культорология» и предназначается для студентов МГЭУ им. А.Д.Сахарова всех специальностей.

УДК

ББК ВВЕДЕНИЕ

Культурологическое знание занимает одно из центральных мест в гуманитарной и мировоззренческой подготовке современного студента. Формирование мировоззрения молодого человека предполагает не только его социализацию в рамках четко установленных норм и правил, но и осмысление им основ, определяющих выработку ориентиров для самоопределения в конкретных социокультурных обстоятельствах. Для этого необходимы знания о социальной значимости культуры, ее структуре, роли в формировании ценностной системы, норм и идеалов, о сущности межкультурных процессов, что требует знакомства с особенностями «картины мира», формами поведения и их отражением в сознании людей различных культур. Теоретический, и исторический компоненты культурологического знания призваны способствовать решению этой важной задачи, связанной с формированием целостного и обоснованного мировосприятия.

Мировоззрение человека, как обобщенная модель человеческого мира, всегда является отражением системы категорий той культуры, в рамках которой происходит его становление, продуктом конкретной культурной традиции во всем ее исторически определенном своеобразии.

Цели и задачи дисциплины «Культурология» заключаются в том, чтобы дать студентам знания по теории и истории мировой и отечественной культуры, повысить их общеобразовательный и культурный уровень, сформировать у молодежи стремление к высокому уровню образованности, развивать их интеллектуальные и творческие способности.

В процессе обучения по дисциплине «Культурология» студенты получат знания о достижениях мировой цивилизации с древнейших времен до настоящего времени; о многообразии различных культур в мире и их самоценности; об отечественной культуре, ее истории и современном состоянии. Изучение культуры Беларуси поможет студентам не только осознать себя частью уникальной культурной общности, но и ориентироваться в культурной среде современного общества.

Проблема культурных норм и ценностей является актуальной в ΧΧΙ веке. Белорусская культура, находящаяся на месте “встречи” европейских и евразийских культур, представляет собой ценностный синтез различных культур, нуждающийся в осмыслении и изучении. Диалог культур является реальностью, актуальным является вопрос о выявлении мировоззренческого статуса категорий белорусской культуры. Это определяет необходимость изучения специфики белорусской культуры в широком контексте истории культурных типов и знания о современной культурной ситуации в мире.

Культурология играет важную роль в гуманитаризации образования, что позволяет повысить профессиональную подготовку студентов. В результате овладения материалом по курсу «Культурология» студенты вырабатывают навыки анализа и оценки разнообразных явлений культурной жизни и культурологических концепций, овладевают знаниями о достижениях общечеловеческой, мировой и отечественной культуры. Все это способствует формированию чувства национального самосознания, глубокого уважения к культурному наследию своего народа, высоких гражданских качеств и патриотизма, нравственных ориентиров в жизни и профессиональной деятельности.

РДРБ 02100.5.227-99

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

цикла социально-гуманитарных дисциплин
Министерства образования Республики Беларусь
по предмету «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Культурология в системе социально-гуманитарных знаний. Предмет, задачи, этапы становления и развития культурологического знания. Стратегии определения сущности культуры (деятельностная, функциональная, аксиологическая, семиотическая).

Морфология культуры. Функции культуры. Семантика культуры. Язык и символ в культуре. Проблемы коммуникации в культуре. Идеалы, нормы и ценности культуры. Преемственность и инновации в культуре. Культура и природа. Культура и общество. Индивид и культура.

Типология культуры. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.) Единство и множественность культуры (элитарная и массовая, маргинальная и доминирующая культура). Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили. Проблема диалога культур. Белорусская культура в контексте мировой культуры.

Основные понятия.Культура, цивилизация, универсалии, архетип, нормы, идеалы, ценности, язык, символ, миф, ритуал, стереотип, коммуникация, творчество, материальная культура, духовная культура, художественная культура, этническая культура, национальная культура, официальная культура, маргинальная культура, локальная культура, субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, традиция, новация, диалог культур, стиль.

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Предмет культурологии

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существуют две точки зрения: изоляционистская позиция, согласно которой у культурологии свой, не похожий на другие науки подход, и интегративистская, в основе которой лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

Термин culturology первым употребил в 1949 году американский антрополог Лесли Уайт (1900 – 1975).

В словаре Вебстера сказано буквально следующее: «Культурология – наука о культуре, более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л.Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) – в качестве независимых от культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)».[1] Никаких имен, течений, научных школ и концепций, упоминаемых в разделах о более солидных и устоявшихся дисциплинах, скажем, о социологии или психологии, ни в этом, ни в другом справочном издании мы не найдем. Это свидетельствует, видимо, о том, что культурология на Западе как наука не существует.

До недавнего времени не было культурологии и в России. Выразимся точнее: в СССР культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полный голос стали говорить только в начале 1990-х годов. По существу, мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся отраслью знания. Изоляционистский подход грешит еще одним недостатком: он сводит культурологию только к циклу гуманитарных знаний, игнорируя другую составляющую – социальные науки.

В последнее время в нашей литературе все чаще высказываются в пользу другого, интеграционистского, подхода к культурологии. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.

Философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры.

Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал.

Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.

«Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология – знание о текущей современной культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Но в действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей... Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Исходя из такого понимания, культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития».[2]

«Культурология – скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования».[3]

Интеграционистский подход, на наш взгляд, имеет определенные преимущества перед изоляционистским хотя бы уже потому, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интегра-ционистский подход, по всей видимости, заложен и в «Государственном образовательном стандарте», где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культур, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык.

Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.[4]

В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры). Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен.[5] Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующей количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.

Понятие культуры

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, (например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований). Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием обществ, (Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни). В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками, – одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека лишенных культуры.

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры – понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII – XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632 – 1694): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам.

И по сей день в понятии «культура» сохранился этот смысл чего-то внеприродного, чего-то развитого и специально поддерживаемого. Рождение понятия «культура» не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе. Ныне это понятие все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832 – 1917) – выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор – все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя.

Каждая культура – это неповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

Культура как смысловой мир человека

Культурология использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.

Отношение человека к миру определяется смыслом.

Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Для культурологии смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой.

Смысл не всегда осознается человеком, и не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но смысл может стать общезначимым, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

Культура есть универсальный способ, каким человек делает весь мир «своим», превращая его в Дом человеческого бытия, в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Ученые условно делят культуру на материальную и духовную:

Под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.

Материальная культура – это создание не столько вещей, сколько условий для жизни человека как человека, то есть условий «человеческого существования». Эти условия должны способствовать раскрытию творческого потенциала человека, развитию его сил и способностей.

Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

В ней выделяются политическая; правовая; эстетическая; этическая (нравственная); философская; религиозная культуры.

С понятием духовной культуры тесно связано понятие духовного производства, служащее для обозначения осуществления в духовной деятельности человека его творческих возможностей. Духовная культура – это продукт духовного производства, и именно духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна «начитанности» или «образованности», и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.

Материальная и духовная культура – составные части единой культуры. В результате НТР и унформатизации всех сторон жизни общества в материальной культуре все более возрастает роль ее духовного аспекта и наоборот, в духовной культуре возрастает роль материальной стороны. Различия между ними позволяют лишь лучше исследовать каждую сторону единой культуры.

Культура и цивилизация

Под цивилизацией в культурологии чаще всего понимается одна из фаз развития культуры. Характерной чертой цивилизации является воплощение достигнутого уровня духовного развития в системе материального производства.

Термин «цивилизация» появился в XVIII веке. До XX века он употреблялся как синоним культуры. В нынешнем столетии эти два понятия употребляют в разных смыслах. С цивилизацией связывали негативные проявления в культуре: стандартизацию мышления и чувств, обезличивание человека и культуры в целом. Цивилизация – необходимая ступень развития почти у всех обществ; на этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды, результаты культурной деятельности.

Культура – это социальная система функционально полезных форм деятельности, закрепившихся в общественной практике и сознании. В этом смысле можно говорить о культуре труда и досуга, нравственной и эстетической культуре, культуре поведения и речи. Каждая из этих культур имеет специфические черты в различных цивилизациях.

Цивилизация – это такое состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека. Цивилизация включает в себя все многообразие культуры. Культура – код цивилизации. Цивилизация может погибнуть, а культура может существовать во фрагментной форме. Цивилизация – понятие временное, а культура – понятие общечеловеческое.

Культура является базой для цивилизации. Но затем они сосуществуют параллельно. На определенной стадии культура гибнет, а цивилизация остается. Этот процесс анализирует О.Шпенглер («Закат Европы»). Культура приходит к своему закату на стадии империализма: это совершенная организация власти, главенство городской жизни. Каждая культура существует на протяжении тысячелетия, затем она угасает, и процесс возрождения культуры невозможен. Народ остается жить, впитывая новую культуру.

Три смысла понятия цивилизации:

– синоним культуры;

– уровень развития общества материальной и духовной культуры;

– ступень общественного развития.

Наши рекомендации