1. Представление о культуре в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения.
2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени.
3. Культурологическая проблематика в немецкой классической философии и философии романтизма.
Основные понятия: культура, пайдейя, аскетический идеал, рационализм, классическая модель культуры, феномен, ноумен, «мировой разум».
I. Культурологиякак наука ХХ века не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы традиции составляют Античность, Средние века и Новое время. В древности культура не выступала предметом специального анализа, но данная проблема присутствовала в философских попытках осмысления мира. В этот период в скрытой форме зарождаются основные подходы к пониманию культуры.
Схема 2.1.Полисемантичность понятия «культура»
Термин «культура» впервые вводится в оборот в латинской традиции, обозначая процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Однако с самого начала термин «культура» предполагает иную смысловую насыщенность, а именно: «почитание», «поклонение», «культ». Так в древнегреческом полисе культура была одновременно и «воспитанием» и «возделыванием» и «культом». Греки, говоря о культуре, употребляли термин пайдейя, подразумевая под ним процесс формирования гражданского начала в человеке. Пайдейя обращена к человеку, его идеалу, выступающему целью культурного процесса. Так, учение Сократа (468 – 399 гг. до н. э.) заложило основы для перехода от натурфилософии к философии социально-нравственной, цель которой – помочь человеку обрести подлинные моральные нормы, состояться в сфере культуры.
В эпоху Средневековья на смену античной системе ценностей приходит новая, христианская. В понимании культуры совершается знаменательный переход.
Основания культуры в эпоху Античности | Основания культуры в эпоху Средневековья |
Политеизм | Монотеизм |
Натурализм | Духовность |
Гедонизм | Аскетический идеал |
Познание через наблюдение и логику | Книжное знание, опирающееся на авторитет Библии |
Культивирование гражданственности, гармонии, порядка | Осознание человеком духовного родства с Богом, духовное самосовершенствование |
Схема 2.2. Основания культуры в Античности и Средневековье
Так Аврелий Августин (354 – 430) в своем трактате «Исповедь» говорит о том, что истину, красоту, благо следует искать «не вовне, но в душе каждого человека», считая все земное, материальное несовершенным и подлежащим преодолению. Понятие культуры в эпоху Средневековья включает в себя человека смиренного, страдающего, жаждущего искупления грехов.
Эпоха Возрождения характеризуется стремлением модифицировать средневековую христианскую традицию на базе гуманистического учения о человеке, обосновать его центральное место в культуре.
Схема 2.3.Гуманистическое учение о человеке в эпоху Возрождения
II. Новое время (XVII – XIX вв.) демонстрирует целый ряд философских теорий культуры. Для философской рефлексии этого времени характерно господство мировоззренческой рациональности: разум становится основным измерением человеческого бытия, все проявления духовной сферы ставятся под контроль разума. Поэтому не случайно, что античное и средневековое наследие культуры переосмысливается, а иногда даже отрицается.
Человеческая личность и мораль автономны по отношению к богу | |
Наличие гуманистической доминанты | |
Концептуальные основания культуры | |
Телеологизм, идея целесообразности всех явлений и событий в мире | |
Идея прогрессивного развития общества и культуры | |
Увеличение роли сознания и разума в познавательном процессе, рационализм | |
Приоритет научного знания | |
Гармония личного и общественного | |
Схема 2.4. Идеи и ценности, определяющие новоевропейское
понимание культуры
Наиболее интересные идеи выдвигаются в эпоху Просвещения, во Франции – Вольтером, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, в Германии –
Э. Лессингом, И.В. Гете, Ф. Шиллером, в Англии – Д. Юмом, Дж. Толандом. Именно в это время формируется «классическая модель культуры», рассматривающая культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений. Однако тогда же обозначилась невозможность гармонического единства в мире и в человеке «природы» и «культуры», наметилось противопоставление их друг другу (особенно в работах Ж.-Ж. Руссо).
III.Немецкая классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, в котором оппозиция «природы» и «культуры» является необходимым, но проходящим моментом на пути к их синтезу. Так Иммануил Кант (1724 – 1804) выделил два мира: мир природы и мир свободы. Только второй из них и есть подлинно человеческий мир, то есть мир культуры. Культура – это путь из природы в царство свободы, подготовка человека к осуществлению нравственного долга. Человек как моральное (культурное) существо – уже не феномен, а ноумен –– умопостигаемая сущность, свободно определяющая собственную траекторию жизни.
Идея «синтеза исскуства» как прообраз преодоления разорванности человеческого Я и общества | |
Оценка искусства как креативной силы культуры; превращение искусства в своеобразный язык философии, которая погружается в сферу субъективного опыта | |
Эстетизация всего мировоззрения, его художественное воплощение | |
«Классическая модель культуры» с ее ориентацией на рационализм, историзм и гуманизм получает свое дополнение в философии романтизма | |
Разработка романтиками проблемы различия и соотношения отдельных национальных культур, каждая из которых является уникальной; рассмотрение общечеловеческой культуры как наднационального, надысторического целого | |
Систематическое изучение культуры прошлых эпох (культуры Античности и Средневековья), на основании чего выдвигаюся идеи универсального культурного синтеза, гармонии «классического и романтического» | |
Идеи уникальности и неповторимости человеческой личности | |
Схема 2.5.Культурологическая проблематика философии романтизма
Готфрид Гердер (1744 – 1803) выдвигает мысль о том, что в своей целостности мысль, общество и язык являются особой человеческой формой жизни, равнозначной культуре. Именно культура отличает человека от животных и составляет его специфическую сущность. Культуру Г. Гердер понимал весьма широко, включая в это понятие язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство и религию. Взаимосвязь этих элементов и является источником культурного развития. Также Г. Гердер подчеркивал индивидуальный характер отдельных феноменов культуры, отстаивал идею полицентричности мировой культуры.
В творческом наследии Георга Гегеля (1770 – 1831) основные формообразования культуры (религия, философия, право, искусство) предстают закономерными этапами в развитии «духа», «мирового разума». Гегель обосновывает важнейшие черты культуры, ее общественный характер: человек приобщается к миру культуры лишь входя в сферу всеобщего, включая законы природы и общественного развития. Не игнорируя многообразия культурных форм, Г. Гегель, тем не менее, полагает, что субъект (творец) культуры отождествлен с безличным разумом, а развитие культуры являет собой единообразное развертывание этого замкнутого в самом себе разума.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие смыслы включало в себя понятие «культура» в древности? 2.В каких понятиях фиксировались ценностный и деятельностный подходы к определению сущности культуры в эпоху Античности? 3. В чем заключалось смещение акцентов в понимании культуры в средние века? 4. В чем состоит инновационный характер осмысления культурологической проблематики новоевропейской философией? 5. Кто из немецких философов XVIII века выдвинул полицентричную концепцию мировой культуры? 6. Как осмысливается у И. Канта тема «природы» и «свободы» в проекции на культуру?
Литература
1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
3. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т.1. – М., 1994.
5. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. – М., 1987.
6. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. – М., 1994.
7. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана. – СПб., 1998.