Раздел 1. Понятие о языке и речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
Одобрено кафедрой:
Протокол № 1 «31» августа 2016 г.
Зав. кафедрой к.и.н., доцент
Назипов И.И.
Русский язык и культура речи
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов
заочной формы обучения
(Приложение к рабочей программе дисциплины)
Направление подготовки:
38.03.02 Менеджмент
38.03.07 Товароведение
38.03.01 Экономика
Квалификация: бакалавр
Пермь 2016
Методические указания составлены в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения и программой РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Методические указания содержат требования к написанию контрольной работы, темы контрольных работ; вопросы к зачёту.
Составитель:
к.филол.н., старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных дисциплин Иванова Светлана Сергеевна
Содержание дисциплины
Раздел 1. Понятие о языке и речи.
Тема 1. Предмет и задачи курса. Понятие современного русского литературного языка и культуры речи. Понятие языковой нормы.
Основные понятия: современный русский литературный язык, система языка, норма, признаки нормы, кодификация языка.
Содержание темы
Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Основные функции языка.
Понятие о русском национальном языке. Формы русского национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны). Язык литературный – высшая форма национального языка, его признаки.
Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Динамичность и историческая изменчивость норм, причины изменчивости, источники изменения норм. Виды норм современного русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические). Система языка и норма: взаимодействие языковых подсистем (фонетической, морфологической, лексической, синтаксической) и соответствующих этим системам норм.
Лингвистические словари как основные средства кодификации языковых фактов. Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.
Тема 2. Норма на всех языковых уровнях: орфоэпические нормы; нормы словоупотребления; морфологические нормы; синтаксические нормы
Основные понятия: фонетика, орфоэпия, законы произношения, редуцированные гласные, акающее произношение семантика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, тавтология, плеоназм, метафора, метонимия, синекдоха; грамматика, морфология, система частей речи, словоформа, морфологические норм; синтаксис, словосочетание, согласование, управление, примыкание, координация подлежащего и сказуемого.
Содержание темы
Орфоэпия как наука о правильном произношении, основанном на фонетических законах. Правила произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний. Акающий характер русского литературного произношения. Характеристика русского словесного ударения. Интонация.
Лексические ресурсы русского языка. Вопрос о лексической норме. Нормы словоупотребления: паронимы, тавтология, плеоназм.
Морфологические нормы, отражающие правильное словообразование и словоизменение на уровне отдельных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол и глагольные формы, наречие).
Синтаксические нормы: координация между главными членами предложения; построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Взаимоотношения между семантикой предложения и знаками препинания.
Тема 3. Речь: формы, типы, особенности.
Основные понятия: язык и речь, формы речи, типы речи, типы высказывания, коммуникативные качества речи, вербальные и невербальные средства речи.
Содержание темы
Понятие речи. Её формы. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Речевое общение. Основные единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие (вербальное и невербальное). Коммуникативный акт, его модель. Коммуникативные качества речи (точность, понятность, логичность, целесообразность, чистота, богатство и выразительность). Монолог, диалог, полилог. Виды монологов и диалогов.
Тема 4. Готовность оратора к речевой деятельности.
Основные понятия: эрудиция, элокуция, эпистема плана, квантовый выброс информации, типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, эмпатия.
Три классических составляющих в подготовке оратора (чтение, эрудиция, элокуция). Типы ораторов. Основные требования к личностным характеристикам оратора. Специальные навыки и умения оратора. Индивидуальный речевой стиль оратора.
Основные характеристики аудитории как социально-психологической общности людей: однородность/неоднородность аудитории, количественный и качественный состав, мотивы восприятия оратора. Основные приемы организации аудитории. Помехи в организации аудитории.
Раздел 2. Стилистика.
Тема 5. Функциональные стили русского языка.
Основные понятия: функциональный стиль, эмоционально-экспрессивная окраска, коннотация, типология функциональных стилей, разговорный стиль, научный стиль, подстили, публицистический стиль, официально-деловой стиль.
Содержание темы
Понятие функционального стиля.
Научный стиль, функции научного стиля Условия функционирования научного стиля и его языковые особенности: монологический характер, предварительное обдумывание высказывания (письменного или устного), строгий отбор языковых средств, направленный на наиболее точное, объективное, логичное и однозначное выражение мыслей; абстрактность и нормированность речи. Разновидности научного стиля (подстили) в зависимости от адресата и целей общения:
1) собственно научный: адресат – ученые, цель – получение нового знания о природе, человеке, обществе;
2) научно-учебный: адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира;
3) научно-технический: адресат – специалисты технико-технологического профиля, цель – применение фундаментальной науки в практике;
4) научно-популярный: адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа.
5) Понятие официально-делового стиля, сфера его обслуживания (между государственными органами, между различными организациями и внутри них, между организациями и частными лицами). Языковые особенности и нормативные требования официально-делового стиля. Основные разновидности официально-делового стиля: собственно официально-деловой стиль (канцелярский), юридический (язык законов и указов), дипломатический. Унификация языка служебных документов, ее особенность (формирование системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения).
Интернациональные свойства русской деловой письменной речи (точность выражения мысли, логичность и структурированность изложения, стандартизация и унификация языковых и текстовых средств, соблюдение норм делового этикета).
Вопрос о рекламном стиле. Рекламная деловая корреспонденция (товарное предложение, сообщение о видах производимых товаров и услуг, резюме, письма-рекомендации) и сфера ее использования. Требования к рекламной деловой корреспонденции (запоминаемость, способность вызывать коммерческий интерес и др.). Особенности языковых средств (тенденция к большей свободе в выборе языковых средств) и стиля рекламной деловой корреспонденции (стремление к персонифицированному стилю изложения).
Понятие публицистического стиля, сфера применения, его функции (информативная, воздействующая), характерные черты (оценочность, побудительность, полемичность), языковые особенности. Жанры публицистики: статьи периодических печатных изданий, очерки, памфлеты, фельетоны, репортажи, заметки, воззвания и т.п.
Вопрос о церковном стиле.
Понятие разговорного стиля, сфера применения, основные функции (общение, воздействие). Особенности разговорной речи (неподготовленность, спонтанность, непосредственный характер речевого акта, ведущая роль диалога в общении, преобладание эмоционально-оценочной информативности). Особенности языковых средств. Некодифицированность разговорной речи. Влияние экстралингвистических факторов: личность адресанта и адресата, степень их знакомства и близости, фоновые знания, речевая ситуация. Роль невербальных средств общения в разговорной речи.
Раздел 3. Речевой этикет