Предмет, источники, задачи и методы 3 страница
Большую роль в эту эпоху играл очаг. Люди группировались вокруг очага, сносили туда продукты охоты и собирательства. Здесь готовилась пища. Очаг отпугивал хищников. Люди следили за огнем, защищали его навесом или заслоном. Очаг оказывал организующее влияние на человеческий инстинкт, способствовал сплочению коллектива.
Высокогорная пещера Цона (Южная Осетия) служила временным (сезонным) лагерем охотников. Судя по находкам, люди брали с собой только строго необходимые, отобранные орудия, что свидетельствует о высокой организации человеческого коллектива уже во второй половине ашельской эпохи. Ряд археологов полагают, что для этого времени следует говорить уже не о первобытном стаде, а о более высокой ступени социального развития — о социально сплоченных коллективах — общинах. Человек ашельской эпохи был вооружен общественным опытом, совершенствовалась социальная организация человеческих коллективов, и это позволило людям успешно бороться с изменившимися и ухудшившимися природными условиями.
Перейти Кавказский хребет люди в то время еще не могли, они его обходили: по Черноморскому побережью и на Кубани отмечено несколько ашельских стоянок, близких закавказским.
На нашу территорию в ашеле проникают охотничьи коллективы и из Западной Европы. Так, на Украине к ашелю относится стоянка Лука Врублевецкая; позднеашельские стоянки встречаются в районе Житомира, в Молдавии, на р. Прут, расположены ашельские поселения Выхватинцы и Старые Дурунторы.
Следующая эпоха называется мустье. Она началась около 100 000 лет тому назад. Климат мустьерской эпохи в общем был холодный, но сопровождался неоднократными потеплениями и похолоданиями. В микулинское межледниковье, например, хвойные леса вышли на побережье Полярного бассейна.
В вопросе о дате мустьерской эпохи на Среднерусской равнине у археологов нет единого мнения. Одни предлагают для мустье раннюю дату, относя его начало к днепровскому оледенению, максимум к его второй половине. В доказательство они приводят наблюдения над кремневым инвентарем ряда стоянок этой территории, который, по их мнению, сохраняет ашельские традиции. Их точке зрения соответствует геологическая датировка Волгоградской стоянки, которую относят к днепровскому, или одинцовскому, времени. Другие сильно омоложают мустье, относя его к первой половине валдайского оледенения. Они полагают, что весь крымский палеолит следует относить к одной ледниковой эпохе — калининской.
В мустье ярко проявились существенные изменения в технике обработки камня, начавшиеся в ашеле. Совершенствуются нуклеусы, наметился переход от дисковидных ашельских нуклеусов к пирамидальным, которые давали большее количество отщепов, а сами пластины становились более вытянутыми, правильнее и тоньше.
Помимо первичных приемов обработки, производившихся с целью получения отщепов, в мустье развивались вторичные приемы, изменявшие форму этих отщепов. Раз-
стр.25
витие вторичной обработки — одна из важнейших черт мустьерской индустрии. Из отщепов делали основные мустьерские орудия— остроконечники и скребла. Независимо от очертаний и размеров орудий им придавалась заранее задуманная форма, во-первых, путем подтески, намеренно срезавшей ненужную, мешавшую часть отщепа, во-вторых, путем нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о возросшей гибкости человеческой руки.
Формы мустьерских орудий не ограничивались остроконечником и скреблом. Набор каменных орудий этой эпохи состоит более чем из 62 типов. Появился каменный наконечник копья, сделавший охоту более результативной. Возрастает количество малых орудий. В последующих эпохах орудия
стр.26
из маленьких сколов займут ведущее место в хозяйстве.
В эпоху мустье появляется отжимная ретушь. Она состояла в том, что сильным, но осторожным нажимом палки-отжимника (обычно костяного) от кремня отделяли тонкие чешуйки. Ретушь наносили не только на края, иногда ею покрывали всю поверхность изделия. Неосторожный нажим, а нажимать надо было много раз, мог сломать предмет. Треснувшие при обработке орудия встречаются при раскопках. Но зато орудия, обработанные такой ретушью, были совершенны по рабочим качествам и красивы.
К мустье относятся первые опыты изготовления костяных орудий: на некоторых костях заметна сглаженность, сделанная рукой человека и свидетельствующая о попытке ввести в обиход новый материал.
Мустьерцы нередко использовали скальные навесы под жилища. На крымской стоянке Волчий грот жилище именно такого типа. Исследователи предполагают, что оно было отгорожено заслоном из ветвей от холодных ветров. Для этого заслона могли использоваться и кости мамонта, скопления которых обнаружили на стоянке. Другим примером улучшения природных убежищ может быть широко известная крымская стоянка Киик-Коба, где жилая площадь была прикрыта каменной вертикальной оградой.
На стоянках мустьерцев хорошо известны искусственные жилища, причем настолько совершенные, что они заставляют предполагать достаточно длительную традицию домостроительства, начальная стадия которого должна быть отнесена к более древним эпохам. Это начало по материалам Западной Европы падает на ашель, для нашей территории — вероятно, на то же время, о чем можно судить по следам искусственного жилища в Азыхской пещере (Азербайджан). На стоянке Молодова-I, относящейся к концу мустье, открыт сложный комплекс, состоящий из зимнего жилища, включающего два помещения и имеющего две пристройки, а кроме того, летнего жилища и надворных очагов. Основным материалом для строительства зимнего жилища послужили кости и черепа мамонтов. Эти костные остатки образовали круглую выкладку. Жилище, вероятно, было покрыто шкурами.
В свете открытий искусственных жилищ, встреченных и на некоторых других стоянках, пересмотрено значение малопонятных ранее находок скоплений костей, которые, видимо, также являются остатками искусственных жилищ.
Домостроительство — несомненное свидетельство и следствие длительной оседлости мустьерского человека, что подтверждается и значительной мощностью культурных слоев на стоянках этой эпохи.
Находимые на стоянках кости животных говорят об известной специализации мустьерских охотников. На крымской стоянке Староселье найдены кости дикого осла. Дикий осел — осторожное животное, и выследить его было трудно. Он выходил на равнины только весной. Тогда, видимо, он и становился жертвой людей. Это говорит нам о сезонности охоты; следовательно, люди заготавливали мясо впрок. Вероятно, в это время появляются такие способы консервирования, как сушение мяса на солнце, копчение его, хранение на морозе.
Мустьерцы охотились не только на лошадь, сайгу, дикого осла, но и на мамонтов. Еще в шелле люди научились охотиться на предшественника мамонта — древнего слона. Мамонт — большое животное с огромными бивнями, с косматой шерстью, сравнительно неповоротливое и имевшее ограниченный обзор, обусловленный особенностями его зрения. Мамонты паслись небольшими стадами, на которые люди устраивали облавы с применением огня.
В районе сочинского побережья охотники специализировались на добыче нестадного зверя — пещерного медведя. В этом случае, как и в случае охоты на мамонта, нет оснований говорить о сезонности охоты, она могла производиться круглый год. Приемы охоты на этих зверей были резко различны. Все это требовало высокой организации
стр.27
охотничьего коллектива, его определенной социальной зрелости. Охота становится более продуктивной. Некоторые историки ставят вопрос о том, что уже в эту эпоху началась ее индивидуализация.
Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее прежде всего растительную пищу, объем которой для первобытного человека был значителен. Ее остатки до нас не дошли, и долгое время утверждения о ее роли были умозрительны. Но постепенно накапливаются доказательства ее употребления в виде служивших для обработки продуктов собирательства каменных пестов, ступок, найденных на разных стоянках. Эти орудия встречаются часто, видимо, они широко использовались. Косвенным доказательством огромного труда, который первобытный человек вкладывал в обработку растительной пищи, являются изменения в надколеннике костяка женщины, найденного на стоянке Киик-Коба, что, как предполагают, явилось следствием частого и длительного стояния на коленях во время тяжелой работы.
От мустьерского времени дошли первые погребения человека. Появление погребений иногда объясняют тем, что смерть не от ран казалась первобытному человеку неестественной. В появлении погребений видят начало первобытной магии, начало религиозных представлений, не существовавших до того времени. Появились первые зачатки культа умерших. На стоянке Киик-Коба погребение было совершено в специально выдолбленной яме. По немногим сохранившимся костям можно судить, что покойник был положен на бок с подогнутыми ногами; руки, видимо, тоже были согнуты, а кисти рук помещены около головы. Такое положение покойника (в археологии его называют скорченным) обычно для последующих эпох. В пещере Тешик-Таш (Узбекистан) найдено погребение ребенка мустьерского времени.
Мустьерские погребения дали антропологический материал для изучения нового физического типа человека, появившегося в эту эпоху. Первая находка костяка такого человека была сделана на скале Гибралтар и не получила должной научной оценки. Значительно больше откликов вызвала находка возле местечка Неандерталь в 1856 г., по которой этот вид человека и получил свое название. Ныне известно достаточное для антропологических заключений число костяков неандертальцев. Неандерталец, как и его предшественник питекантроп, отличался покатым лбом, мощными надбровными валиками, имел массивные челюсти, крупные зубы, его скелет свидетельствует о большой физической силе, он был ловок и поворотлив. Подбородочный выступ неандертальца обозначен еще слабо. Хотя мозг по объему почти такой, как у современного человека, но лобные доли развиты мало. Полагают, что слабо развиты были и мозговые извилины и что они имели простой рисунок. Существует несколько хронологических и территориальных разновидностей неандертальцев, но тем не менее этот антропологический тип можно считать общим для Европы, Азии и Африки.
Неандерталец был уже высокоорганизованным существом. Именно он открыл путь важному явлению человеческой культуры, каким является искусство. На стоянке Ла-Ферраси во Франции найдена плита с чашечными углублениями. Кости с ритмическими насечками найдены в Грузии в пещере Джручула. Еще неясно, что хотел изобразить первобытный художник. Эти первые линии — лишь слабый намек на орнамент.
В мустьерскую эпоху человечество сделало большой шаг вперед. Появился человек нового вида, который оказался в состоянии значительно усовершенствовать технику производства каменных орудий, приемы охоты, развить зачатки домостроительства. В эту же эпоху зарождается искусство, появляются погребения, с чем связывают зачатки религии, никаких следов которой в домустьерское время не обнаружено.
Ряд археологов предполагают, что в эту эпоху, а может быть даже и до нее, начи-
стр.28
нает оформляться половозрастное разделение труда. Они обращают внимание на высокую организацию человеческого коллектива. В коллективном строительстве искусственных жилищ археологи справедливо усматривают признак высокой организованности. В частом размещении стоянок у определенных, выгодных для охоты мест некоторые археологи видят проявление первобытной собственности на охотничьи угодья. Последнее заключение может быть слишком решительно, но существование закрепленных участков возможно.
Этот комплекс явлений позволяет предположить новую социальную организацию. Обычно отличают первобытное стадо ашельской эпохи от кровнородственной общины мустьерцев.
Важным явлением мустьерской эпохи было дальнейшее, гораздо более широкое, чем в предыдущее время, освоение новых пространств. Уже ашельские стоянки располагались высоко в горах (например, Кударо). Человек должен был перевалить за Кавказский хребет. Мы не знаем, сделал ли он это, может быть он обошел этот хребет по побережью и затем расселился по Северному Кавказу. Центром расселения становится и Крым, где открыто много мустьерских стоянок: Киик-Коба, Волчий грот, Шайтан-Коба, Староселье, а в Восточном Крыму — Заскальное. С каждым годом открывают все новые стоянки по Днепру и Дону, на берегах Азовского моря и Волги. Много стоянок этого времени в Средней Азии: вблизи Ташкента, около Ленинабада, в Бухарском оазисе, в Ферганской долине. Есть такие стоянки и в Восточном Казахстане.
Вопрос о расселении человека в эпоху мустье является частью общей дискуссии о времени заселения человеком территории нашей страны. Спорящие стороны согласны с тем, что заселение Среднерусской равнины произошло в мустье. Хотя мустьерские стоянки этой территории далеко не одновременны, тем не менее главнейшим этапом ее заселения часто считают теплое микулинское время. Самой северной стоянкой Русской равнины является Хотылево на р. Десне в Брянской области. Она относится к началу валдайского оледенения.
Для эпохи мустье на территории СССР отмечают несколько различающихся по орудиям раннепалеолитических областей, из которых обычно указывают на область Русской равнины, Кавказскую, Среднеазиатскую. Возможно, что они образовались как следствие заселения из разных центров, причем отмечают, что Русская равнина тяготеет к центральноевропейскому варианту мустье, Кавказская область — к переднеазиатскому, а Средняя Азия заселялась из трех центров — Передней Азии, Южной Азии и Юго-Восточной Азии.
Эпоха мустье завершила ранний палеолит. Это произошло около 40—35 тыс. лет тому назад. Еще недавно считали, что между мустье и поздним палеолитом произошел скачок в развитии кремневой индустрии и в социальном развитии общества. Но переходные ступени и в социальной организации и в индустрии проследить хотя и трудно, но можно.
По мнению ряда исследователей, позднемустьерские стоянки Ильская (Северный Кавказ), Староселье (Крым), Молодова-I (Днестр) содержат зачатки поднепалеолитических традиций, а стоянки ранней поры позднего палеолита, в частности на Днестре, генетически связаны с мустье. Таким образом, эти стоянки, имеющие напластования, постепенно сменяющие друг друга, дают возможность проследить переход от мустье к позднему палеолиту.
Поздний палеолит соответствует валдайскому оледенению, его последним этапам. В начале валдайской ледниковой эпохи климат был холодный, но влажный, а в конце достиг крайней степени континентальности На европейской части СССР ледниковый щит достигал только Верхней Волги, не спускаясь на юг. Приледниковая полоса
стр.29
изобиловала животными, искавшими убежища от мошкары, там паслись большие стада северных оленей и мускусных быков, гнездились стаи водоплавающих птиц. Южнее было царство мамонта и шерстистого носорога, по соседству с которыми жил свирепый хищник — пещерный лев. Много было и иных животных: лошадей, быков, оленей, антилоп, волков, песцов, зайцев. Природная среда способствовала расцвету охотничьего хозяйства; эти места, сулившие богатую добычу, привлекали человека.
Рост населения, низкий уровень развития производительных сил требовали расселения людей, освоения ранее необжитых мест. Стоянки, открытые на Печоре, в Приуралье, свидетельствуют, что человек пересек Полярный круг. Позднепалеолитические поселения хорошо известны в Якутии, в это же время было заселено Забайкалье.
Для того чтобы заселить эти пространства, человек должен был уметь строить жилища, шить одежду, иметь более совершенные, чем раньше, орудия. Важнейшее значение имело дальнейшее совершенствование обработки камня. Появляется призматический (похожий на многогранную призму) нуклеус, скол с которого стал удлиненным, ножевидным. Ножевидные пластинки гораздо тоньше и совершеннее широких и толстых пластинок мустье. Получает большое развитие отжимная ретушь, появившаяся в предшествующую эпоху. Набор орудий стал еще более разнообразным. В нем насчитывают 92 типа, среди которых резцы, вкладыши, ножевидные пластинки с ретушью, нанесенной на узком крае (их называют скребками). Скребки встречаются наиболее часто. Они употреблялись при разных трудовых процессах. Очень важным орудием был резец — удлиненная пластинка, имевшая на конце лезвие и напоминающая долото или стамеску. Резцы употреблялись для обработки твердого материала, например кости. Поздне-палеолитический человек умел изготавливать и применять составные орудия, закрепляя небольшие тонкие кремневые пластинки (вкладыши) в кости или в дереве.
Развитие орудий внутри позднего палеолита происходит хотя и очень медленно, но можно указать общее направление совершенствования приемов обработки — от более трудоемких к менее трудоемким. В результате появляются орудия, не требующие ретуши ни на плоскости, ни по рабочему краю.
Обработка кости, зародившаяся еще в мустье, с начала позднего палеолита получает большое развитие. Этот материал открыл перед человеком новые возможности. У орудий появляются костяные рукоятки (например, из ребра мамонта). Из кости делают отжимники, мотыги, гарпуны. Изобретают копьеметалку, которая представляла собой длинную палку с зазубриной на конце. Копьеметалка как бы увеличивала длину человеческой руки, удлиняла полет пущенного при помощи этого приспособления копья; она помогала поразить зверя на дальнем расстоянии — ведь лука и стрел еще не было. Костяными были иглы, шилья, копья.
Охота на крупных животных оставалась единственным источником добычи мяса. Она по-прежнему была коллективной, загонной. Видимо, появляются особые приемы охоты на пушных зверей, которых могли ловить, например, силками. О том, что пушная охота уже существовала, говорят находки скелетов песцов, кости которых лежали в анатомическом порядке. Следовательно, людям была нужна не тушка, а шкура. Это же, между прочим, говорит об определенной сытости первобытного человека, потому что некоторые отсталые народы еще в недавнем прошлом не бросали ничего съедобного. Существование пушной охоты, иголок и некоторые другие признаки позволяют заключить, что человек не только умел шить одежду из шкур, но и хорошо разбирался в том, мех какого животного для этой цели лучше.
Так как для следующей эпохи рыболовство документировано орудиями лова и
стр.32
настолько развито, что заставляет предположить какую-то традицию, начало рыболовства относят к позднему палеолиту, где на стоянках часты кости рыб.
Как и раньше, люди предпочитали селиться в местах, удобных для охоты, там, где стада животных выходили к водопою и где на них было удобно охотиться. Таких мест не так уж много, а там, где они есть, плотность населения для тех времен была большой. Можно отметить несколько мест концентрации палеолитических памятников. Это средние течения Дона, Днепра, Днестра, Енисея, а также на Ангаре. Пещер там мало или их нет вовсе, жилища приходилось строить самому человеку. К этому времени люди уже имели опыт строительства жилищ, располагали мотыгообразными орудиями, которыми могли копать землю. Палеолитические землянки открыты на стоянках Гагарино и Костёнки на Дону, в Мальте под Иркутском и в ряде других мест.
Подпорными столбами в этих жилищах обычно служили кости мамонта. Доказано, что для соединения костей в них выдалбливали пазы и отверстия; соединяя кости, получали каркас жилища. В редких случаях, например на Тельмановской стоянке (район Костенок), конструкция была жердевой. Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4—5 м. На стоянке Гагарино оно было углубленным в землю, на стоянке Мальта — наземным, в основании которого были каменные плиты, а на стоянке Мезин такое основание образовывали черепа мамонта. Перекрытия были конические, в виде чума или яранги. Известны и большие жилища. Так, землянка в Костенках имела длину до 35 м, со многими очагами. Она предназначалась для большого коллектива. Некоторые археологи полагают, что такие большие жилища составлялись малыми круглыми, имевшими посередине очаг, т. е. это был большой дом, составленный малыми одиночными ячейками. Подобные большесемейные дома хорошо известны по этнографическим данным.
В каждом малом жилище жила парная семья. Очагов на стоянке не больше 12 обычно же их 3—5. Зная малую продолжительность жизни в палеолите (скелеты людей старше 50 лет исключительно редки), можно считать, что в семье обычно был один взрослый охотник, а палеолитическая община насчитывала их 10—20 при общем количестве 50—100 человек.
Теперь все большее число археологов склоняется к мнению, что в позднем палеолите можно вычленить археологические культуры. Пока в европейской части СССР насчитывают до 10 культур, относящихся к позднему палеолиту; на Кавказе — минимум три культуры и т. д. Не всегда можно сделать вывод о преемственности этих культур. Видимо, нужно считаться с возможностью вторжений коллективов с других территорий. Так, отмечают, что в районе Костенок есть стоянки, сходные с австрийскими, поселения у Ростова-на-Дону сходны со стоянками имеретинской культуры Кавказа, а заселение Сибири, как предполагают по аналогичным признакам, шло с Алтая или с Саян.
Если суммировать перечисленные изменения, можно заметить, что они говорят о существенном развитии производительных сил, о значительном сплочении и возросшей роли коллектива, о наличии общественного сознания. Считают, что в позднем полеолите уже существуют постоянные хозяйственные коллективы, оседло живущие на закрепленных местах, удобных для охоты. Группы таких поселений, обладающих комплексом определенных признаков, объединяются нами в археологические культуры. Общий труд объединял людей не только на охоте, но и при строительстве жилищ. Многочисленность и разнообразие орудий говорят о дифференциации труда. Мужчины занимались охотой, женщины — собирательством, приготовлением пищи. Старики, видимо, изготовляли орудия. Кроме того, следует отметить вероятные дежурства по поддержанию огня — одну из форм разделения труда. Наконец, высокая
стр.33
степень общественного сознания и способность к абстрагированию проявилась в развитых формах искусства.
Этот комплекс явлений говорит о сплоченной социальной организации, которая была вместе с тем и экономическим объединением людей. Наиболее удобной формой экономического и социального объединения в то время было кровное родство. Возникает род — экзогамный коллектив кровных родственников, основная ячейка первобытного экономического объединения.
Временем появления родового строя считают рубеж между ранним и поздним палеолитом. Тогда появился и новый вид человека — Homo sapiens («человек разумный»).
Позднепалеолитические погребения встречаются чаще захоронений предшествующих эпох, но тем не менее они очень редки: по всему миру их насчитывается всего несколько десятков. Они дают нам ценнейшие антропологические сведения.
Основной причиной преобразования неандертальца в человека современного вида был труд — главный двигатель антропогенеза. Иногда указывают также на фактор биологический — запрещение брачных отношений между близкими родственниками. Воздействие такого запрета на эволюцию человека очень важно, хотя и не первостепенно. Запрет брачных отношений между сородичами связывается прежде всего с утверждением родового строя, который немыслим без экзогамии.
Человек позднего палеолита ничем существенным не отличался от современных людей. Он имел такое же строение скелета, в том числе черепа, исчезли крупные надбровные дуги и заглазные впадины. Мозг достиг той же степени развития, какую имеет мозг современных людей.
В период позднего палеолита завершился начавшийся еще на первых ступенях человеческой истории процесс расообразования и оформились три основные человеческие расы — европеоидная, негроидная и монголоидная. Все расы антропологически равноправны, их возникновение, как пред полагают, связано с различием естественно-географических условий существования человеческих коллективов. Так, особое строение глазного века монголоида связывают с защитной реакцией человеческого организма, с его приспособлением к существованию на азиатских просторах, где свирепствуют пыльные бури. Шапка курчавых волос негроида защищает его голову от перегрева солнцем и т. д. Все человеческие расы произошли от неандертальцев.
Переход от неандертальца к современному виду человека был быстрым, но переходные формы, хотя и немногочисленные, все же имеются. Найден ряд скелетов людей, которые имели одновременно черты неандертальца и современного человека. На мустьерской стоянке Староселье был найден скелет ребенка, принадлежавшего к Homo sapiens, но имевшего отдельные неандерталоидные черты. Это говорит, что начало становления современного вида человека видимо относится еще к мустье. Короткое время «человек разумный» сосуществовал с неандертальцем. В позднем палеолите современный тип человека является единственным.
В районе Воронежа представлены все основные расовые группы, указанные антропологами для Европы: кроманьонцы (европеоиды), гримальдийцы (негроиды) и представители брно-пржедмостской группы (вариант европеоидного типа). Этот район был в ту пору местом, через которое прошли представители многих древних культур и расовых групп.
Позднепалеолитические погребения дают материал не только для антропологических выводов, но и для изучения погребального обряда, отражающего идеологические представления соответствующего общества, а погребальный инвентарь дает возможность полнее изучить хозяйство, искусство, быт и некоторые другие стороны жизни.
стр.34
Около Владимира раскопана стоянка Сунгирь, относящаяся ко времени позднего палеолита (около 20 000 лет тому назад). На ней найдены очаги, видимо, были и жилища, но их следов найти не удалось. Обнаружены кремневые орудия обычных типов. Весьма интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по пять. Это совпадение объясняют не случайностью, а тем, что Позднепалеолитические люди знали элементы счета.
На этой же стоянке найдено погребение мужчины, содержавшее большое количество украшений, представленных ожерельем бус из бивня мамонта (их 3500) и просверленных зубов песца, а также пластинками, тоже из бивня мамонта. В трех метрах от этой могилы располагалась другая, где главным было погребение двух детей: девочки 7 лет и мальчика 12 лет, положенных голова к голове, а ногами в противоположные стороны. Костяки густо посыпаны охрой. Украшений здесь еще больше, чем в первой могиле. Бусы такие же, как у мужчины. Расположены бусы рядами, видимо, они были нашиты на головной убор и одежду. Думают, что одежда и шапка были меховые. Под подбородками детей найдены костяные булавки, которыми застегивалась верхняя одежда. На пальцы надеты костяные перстни.
Особенно замечательно оружие: кинжалы и копья, короткие и длинные, всего 16 предметов. Копья сделаны из искусно расщепленного и выпрямленного бивня мамонта, причем одно достигало 242 см длины. Они обструганы и имеют очень острые концы: оружие было настоящим, а не игрушечным. Дети, видимо, уже принимали участие в охоте. На груди мальчика лежал амулет — одна из описанных лошадок.
На некоторых позднепалеолитических стоянках найдены вещи, пришедшие туда издалека, вероятно, путем многократного обмена. Это, например, кусок обсидиана на Тельмановской стоянке, куда он мог проникнуть только из дальних стран.
Искусство, зародившееся еще в мустье, расцветает в позднем палеолите. Оно представлено скульптурой, графикой и живописью. Из бивней мамонта, костей животных, сланца вырезали фигурки людей и животных; получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы. Гравировку на кости нашли только в Сибири; единственные в СССР наскальные гравировки находятся в гроте Мгвимеви у Чиатуры; живопись открыта только в Каповой пещере в Башкирии.
И скульптуре и рисункам присущ реализм — человек хорошо знал окружающую его фауну. Однако это был первобытный реализм. Статуэтки женщин реалистичны в изображении черт зрелой женщины — матери. Лицо, руки, ноги интересовали первобытного художника меньше, и на статуэтках они изображены схематично. На головках зверей особенно тщательно изображались глаза и уши. Наиболее реалистична была живопись, так как тонкая растушовка красками имела большие возможности, чем резьба по кости или камню. Но в живописи уже встречаются схематические изображения полулюдей-полуживотных, свидетельствующие о развитии абстрактных представлений.
Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Изображалось то, что было полезно коллективу, чего люди более всего желали. Поэтому часты изображения мамонта — основного и наиболее желанного объекта охоты. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. О том, что первобытное искусство было тесно связано с магией, говорит, например, живопись Пиренейских пещер. На многих фигурках животных нарисованы вонзившиеся в них копья: живопись должна была обеспечить успех реальной охоты.
Почитались не только звери, бывшие
стр.35
объектами охоты, но и хищники, может быть, за их охотничьи качества. В глазах первобытного человека они могли играть роль покровителей охоты. В изображениях птиц, рыб и змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях, окружавших человека.
Простые и обыденные занятия не нашли отражения в искусстве и, видимо, заклинаний не требовали. Так, несмотря на то, что доля растительной пищи в питании первобытного человека была велика, в искусстве палеолита нет сцен собирательства. Нет и сцен рыбной ловли, вероятно, потому, что она хоть и требовала труда и искусства, но еще не составляла важной части хозяйства, как в последующее время.