Психоаналитические концепции культуры
Культурологическая теория Осфальда Шпенглера (1880-1936 г.).
Основоположник истории. Культурологи считают, что Шпенглер был первым культурологом.
Совр еменные исследователи утверждают, что Шпенглер вложил большой вклад в разработку теории культурно-исторических типов. Шпенглер доказывал, что культура представляет сбой живой организм, «историческую личность» со всем комплексом неповторимых черт или физиологических характеристик, присущим каждой индивидуальности. Культура выступает историческим явлением, которое невозможно научно определить.
Культура является судьбой народа или, по крайней мере, определяется ей. Культура возникает из стремления актуализироваться, из такта и ритма истории, как высшая форма жизни, исторический сверхорганизм. Это спонтанный жизненный порыв, лишённый конкретной цели. Культура, как живые существа высшего уровня, растёт с возвышенной бесцельностью, изолировано от других сверхорганизмов. По Шпенглеру общечеловеческой культуры не существует. Культура рассматривается как сложившийся в веках исторический индивидуум. Целостность и сущность культуры образует религия. Цивилизация представляет собой последнюю неизбежную стадию развития культуры.
Цивилизация, как технико-механический феномен, противоположна культуре, как живому организму. Цивилизация, характеризуемая одинаковыми признаками во всех культурах, является выраженным отмиранием целостного организма, это затухание его души, возврат в небытие культуры.
Шпенглер критикует традиционную схему, выступающую основой Европоцентризма, в соответствии с которой всемирная история подразделяется на временные периоды:
- Древний мир,
- Средние века,
- Новое время.
Вместо картины всемирной истории мыслитель видит «спектакль» множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из материнского ландшафта, к которому каждая из них привязана всем ходом своего существования.
У каждой культуры свои новые возможности выражения, которые появляются, созревают, увядают и никогда не повторяются. Каждая культура имеет свою физиогномику. Культур всего 8:
1. Египетская,
2. Индийская,
3. Вавилонская,
4. Китайская,
5. Греко-Римская,
6. Магическая (Византийско-Арабская),
7. Фаустовская (Западно-Европейская),
8. Культура Майа.
Формируется, но ещё не рождена Русско-Сибирская культура.
Как и все живые организмы, культуры рождаются, достигают зрелости, стареют и умирают. Цикл охватывает 1000 лет. Культуры непроницаемы друг для друга. Продуктивного взаимодействия культур в истории не существует. Продуктивного взаимодействия культур в истории не существует. Остатки старой культуры молодая культура подчиняет соответственно собственному ритму, такту и вкусу, трансформируется в структуру собственных жестов и повадок.
Любая культура определяется гештальтом или первоэлементом, то есть «душой», выступающей средоточием индивидуальности. Бесконечно репродуцируясь в каждом акте, просвечиваясь в любой форме, душа - гештальт даёт основание идентифицировать с точки зрения его культурной принадлежности. Гештальт определяется преимущественным социально-политическим интересом народа, культивацией тех или иных видов и жанров искусства. Умирая, народ уносит за собой и свою коллективную душу. Каждая из культур уникальна и неповторима, и представитель иного культурного гештальта не в состоянии в полной мере проникнуть в дух другой культуры и даже почувствовать его.
Психоаналитические концепции культуры.
Оригинальные культурологические идеи выдвинул и обосновал основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Современные исследователи считают, что основная идея Фрейда, которая может быть отнесена к культурологи, сводится к тому, что культура, особенно её важнейшая часть – искусство, есть результат превращения или сублимации психобиологической, главным образом сексуальной, энергии человека или либидо, духовных и материальных культурных ценностей. Природное или звериное начало в человеке, его влечения, страсти и инстинкты силой принуждения постоянно подавляются им самим на индивидуальном или социальном уровне. Это может сказаться на здоровье личности и общества. Бессознательное представляет собой глубинную и тёмную сферу человеческой психики, связанную, прежде всего, с художественным творчеством. Художественная культура, выступая сублимацией и формируясь в подсознании, нейтрализует человеческую агрессивность.
Культурологические идеи содержаться в следующих работах Фрейда:
- «Сон и миф» (1907),
- «Леонардо Да Винчи. Воспоминания детства» (1910),
- «Тотем и табу» (1913),
- «Анализ человеческого Я» (1921),
- «Будущее одной иллюзии» (1927),
- «Недовольство культурой» (1929),
- «Человек Моисей и Монотеистическая теория» (1939).
Фрейдовский биогенетический закон утверждает, что онтогенез, то есть индивидуальное развитие организма представляет собой повторение ????генеза (историческое развитие организма). Индивидуальность репродуцируется в коллективное, сохраняет то, что происходит в процессе человеческой эволюции. Методология, разработанная Фрейдом, предполагает сведение сложного и простого к примитивному и элементарному. На подсознательном, рациональном уровне человеческой психики существует бессознательный комплекс, содержащий жизненную энергию индивидуальных желаний, влечений, биохимическую реальность.
Эрос (любовь) и Тонатос (смерть).
Заданная объективность влечений называется «Оно». Верхний уровень психики, налагающийся на сознание, обозначается как «Сверх Я» - «Супер Эго».
Онтология – учение о бытии.
Культура онтологизируется, как система сублимируемых проекций психических энергий, формирующихся, как реакция на запреты. В культуре человечества не просматривается ничего сверхъестественного, позитивного и воспитательного для личности. Развитие культуры предстаёт во Фрейдизме процессом, не отличающимся от биологической эволюции. Это процесс подчинён общим для живой природы законам. Сила выступает необходимостью, которой человечество обязано достижениям культуры. Она передаётся не воспитанием, а через биологический механизм наследственности. Фрейд пытается анализировать культуру с точки зрения того, насколько она является необходимой и естественной для сущности человека. Существом, наиболее близким к природе, оказывается ребёнок, поскольку он наименее окультурен. Термин «культура» для Фрейда обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающие жизнь человека от жизни животных предков и служащих 2 целям:
- защита людей от природы;
- урегулирование отношений между индивидами.
Требования культуры:
- чистота;
- почитание красоты;
- порядок;
- уважение и попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях, о ведущей роли идей в жизни человека.
Требованием культуры выступает способ регуляции отношений, то есть то, что называют цивилизованными или культурными отношениями. Дети тяготеют к акультурности. Культура мало отвечает запросам человека, как природного существа. Она выступает ограничением свободы. Насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой является неудовлетворённость (подавление, вытеснение могущественных влечений). Культурные запреты господствуют во всей сфере социальных отношений. Культура делает человека несчастным, поскольку препятствует реализации его природных влечений и выступает системой ограничений, которые личность и общество налагают на себя. Основой счастья Фрейд считает стремление удовлетворить свои естественные влечения. Культура либо вытесняет влечения на подсознательный уровень, порождая патологические отклонения, либо предлагает сублимированные заменители, ослабляя удовольствие. Вместе с тем, культура по Фрейду не является злом, и нет необходимости её упразднения, поскольку фундаментальными инстинктами человеческой природы являются стремления к беспредельному обладанию и агрессивность. Освобождение от культуры предполагало бы хаос и беспорядок, войну всех против всех. Система табу, как своеобразный общественный договор, сковывает проявление деструкции, но несёт с собой страдания и недовольство. Подавление разрушительных импульсов, свойственное человеческой природе, является важнейшей функцией культуры, которая репрессивна по своей социальной сущности. Целью культуры считается защита общества от свободного человека. По Фрейду – чем меньше агрессивности реализуется во внешних актах, тем сильнее она воздействует на человека, подавляет его, увеличивая возможность спонтанного, беспричинного всплеска, разрушающего запреты. При переориентации синдрома ил интроверсии возможны тенденции саморазрушения, в частности самоубийства. Агрессивность выступает объективным процессом и её нельзя основать социальными институтами. Вечное противостояние Эроса и Тонатоса, инстинктов жизни и смерти, представляют ландшафт индивидуального бытия.
Фрейд писал:
«Роковым для рода человеческого кажется вопрос: «Удастся ли и в какой мере обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущему к разрушению человеческого существования».
Ныне люди настолько далеко зашли в своём господстве над силами природы, что с их помощью легко ????????. Остаётся надеяться, что другая ??????
Прогресс культуры сводится к умножению запретов, которые люди на себя налагают, следовательно, к увеличению давления. В историческом аспекте первым культурным актом Фрейд считал запрет инцеста и раскаяние после убийства отца сыновьями, произошедшим в условиях частной жизни. Этот сюжет репродуцируется в истории человечества, служит основой мифов и ритуалов. Все религиозные доктрины в символической форме воспроизводят в памяти эти события, которые сохраняются в памяти человека, в его психике. Это стало моделью практики отчуждения индивидуальных притязаний, запреты помещаются на уровне «Сверх Я» - источника чувства вины за свои возможные и действительные грехи и за не свои грехи, существующие с архаичных времён, с помощью которого и в отсутствии внешних цензоров человек чувствует себя поднадзорным.
Известны 2 источника чувства вины за свои возможные или действительные грехи:
- страх перед авторитетом;
- позднейший страх перед «Сверх Я».
Первый заставляет отказаться от удовлетворения инстинктов, второй ещё и наказывает, поскольку от «Сверх Я» нельзя скрыть запретных желаний.